Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пересказ текста из нескольких предложений




Пересказ текста из нескольких предложений

3—4 года:

Котёнок. У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.

Образец детской речи: _______________________________


Объём и виды предложений___________________________

► 5 лет:

Рыбалка. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал чер­ной, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и за­кинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама спарила Илюше вкусную уху.

Образец детской речи: _______________________________

Объём и виды предложений___________________________

► 6 лет (составление рассказа по серии картинок):

Образец детской речи: _______________________________

Объём и виды предложений___________________________

Можно предложить пересказ (с опорой или без опоры на картинки), рассказ-описание или рассказ по представлению, рассказывание знакомой сказки (с опорой и без опоры на на­глядность).

Вывод: характер экспрессивной речи.

Первый уровень речевого развития: полное отсутствие. туковых и словесных средств общения; ребёнок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; не­сколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподра­жаний; использование паралингвистических средств общения (иыразительной мимики, жестов).

Второй уровень речевого развития: ребёнок пользуется простой фразой; фраза аграмматичная, структурно нарушен­ная. Активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. ('лотовая структура слов нарушена.

Третий уровень речевого развития: ребёнок пользуется
развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грам­
матических форм языка (ошибки в падежных окончаниях,
смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в
согласовании и управлении). Слоговая структура слов не на­
рушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
Логопедическое заключение (в начале года):
(Отметить динамику развития речи ребёнка в течение года).
Направления работы:
Консультации специалистов:
Дата____________ Учитель-логопед_____________________


 




3. Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии

Основной целью индивидуальных логопедических заняти с детьми с ринолалией и дизартрией является устранение на рушений произносительной стороны речи. На индивидуальны занятиях проводится комплекс артикуляционных, дыхатель­ных, голосовых упражнений, направленных на преодоление специфических нарушений произношения. Взаимосвязанным направлениями логопедической работы в системе коррекци ринолалии и дизартрии являются развитие орального праксиса, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекция наруше­ний звукопроизношения. При наличии специфики реализации этих направлений при устранении ринолалии, дизартрии можно выделить общие методические рекомендации к проведению за­нятий с дошкольниками, имеющими данные нарушения речи.

I. Формирование основных движений органов артикуля­ции, выработка их определённых положений проводится по­средством артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, не менее 2—3 раз в день. На первых этапах работы не следует предлагать детям больше 2—3 упражнений. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок вы­полняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый мате­риал с использованием новых игровых приёмов. Количество повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуальным как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упраж­нений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10—15, а при условии коротких перерывов — и более.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не на-


пряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 1'ебёнок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и своё, чтобы самостоятельно контролировать правильность ныполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во иремя проведения артикуляционной гимнастики должны на­ходиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может носпользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Учитель-логопед должен следить за качеством выполняе­мых ребёнком движений: точностью, правильностью, плав­костью, объёмом, темпом выполнения, устойчивостью, пере­ходом от одного движения к другому. Также важно, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись сим­метрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

Отработка каждого упражнения идёт в определённой по­следовательности:

1. Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов, что способствует появлению у дошкольника интереса к занятиям. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название, к нему подби­рается картинка-образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать по­следовательность действий.

2. Показ учителем-логопед ом упражнения.

3. Выполнение ребёнком упражнения перед зеркалом4.

Выполнение упражнений может носить пассивный харак­тер (движения осуществляются с помощью учителя-логопеда, если ребёнок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется не в полном объёме), пассивно-

4 Следует помнить, что зрительный контроль (с помощью зеркала) при пополнении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией использу­ется выборочно, с учётом формы и степени дизартрии, этапа работы.


активный и активный (самостоятельный) при зрительно! самоконтроле перед зеркалом. При коррекции ринолалии дизартрии для развития орального праксиса используются не­произвольные движения (например, облизывание внутренней, | вогнутой стороны ложки).

4. Выполнение ребёнком упражнения без зеркала (есл! это возможно). В начале работы может быть напряжённост* движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, движения станут свободными и координированными.

В любом упражнении все движения органов артикуляци­онного аппарата осуществляются последовательно, с паузам! перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог кон­тролировать качество движения, а ребёнок — ощущать, осо­знавать, контролировать и запоминать свои действия. Темп движения отрабатывается постепенно, его регуляция (от за­медленного на начальных этапах работы до более ускорен­ного) производится учителем-логопедом при помощи счёта вслух.

Упражнения артикуляционной гимнастики ребёнок дол­жен делать без напряжения, легко, так как напряжение мо­жет распространяться на другие группы мышц, что может привести к синкинезиям. Следует избегать грубых артику­ляционных упражнений, которые не являются основой арти­куляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и др. ).

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о соз­дании у ребёнка положительного эмоционального настроя. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу от выполнения движения. Луч­ше показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Закрепление любого навыка требует систематического по­вторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Для этого лучше всего использовать игру как основную деятельность дошкольников, естественную и привлекательную для них форму занятий.


Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляет­ся учителем-логопедом индивидуально с учётом характера нарушения произношения и целесообразности рекомендуе­мых движений для правильного произнесения данного зву­ка. Описание разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, в том числе — используемых в работе с детьми с ринолалией и дизартрией, широко представлено в логопе­дической литературе [2, с. 91 99; 3; 5, с. 97 98, 195 199, 257— 260, 275—281; 7, с. 70—76].

П. Артикуляционная и мимическая гимнастика при рино­лалии и дизартрии проводится в сочетании с логопедическим массажем.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, направленный на улучшение трофической функ­ции мышечной системы, нормализацию мышц артикуляци­онного аппарата, стимуляцию проприоцептивных ощущений. 1 Год влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объём их сократительной функции, рабо­тоспособность мышц, что опосредованно способствует улуч­шению произносительной стороны речи. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде по­глаживания, пощипывания, растирания, разминания, поко-лачивания и вибрации. Дифференцированное применение раз­личных приёмов массажа является эффективным средством коррекции артикуляторных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу (в том числе при ринолалии, ди­зартрии). Массаж неэффективен при устранении нарушений, имеющих языковую природу (например, при алалии).

Логопедический массаж может использоваться на всех: > тапах логопедической работы при ринолалии и дизартрии, но особенно значимо его использование на подготовительном: > тапе, когда у детей формируются умения выполнять опреде­лённые артикуляционные движения. Массаж при всей его действенности не может считаться универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в ком­плексную систему логопедической работы и всегда сочета­ется с проведением логопедической гимнастики (пассивной,


активной артикуляционной и миогимнастикой), а также при необходимости — с другими методами, например, искусствен­ной локальной контрастотермией (сочетанием гипо- и гипер­термии) [7, с. 75—76].

Дифференцированный логопедический массаж может осу­ществлять учите ль-логопед, который должен хорошо знать анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, показания и противопоказания к выполнению логопедического массажа, физиологическое действие отдель­ных приёмов массажа, а также обладать хорошим осязатель­ным чувством кожи. Некоторые виды массажа (например, с применением специальных логопедических зондов, вибромас­сажёров и т. п. ) требуют специальной курсовой подготовки. Вместе с тем в практике работы дошкольного учреждения специалисты, имеющие квалификацию «учитель-логопед», могут использовать приёмы классического укрепляющего или расслабляющего массажа органов артикуляции (губ, языка, нёба), а также лица, шеи детей с ТНР.

Логопедический массаж применяется с учётом медицинского заключения. Учитель-логопед планирует комплекс массажных приёмов на основе данных логопедического обследования, кото­рое обязательно включает характеристику состояния артикуля­ционных и мимических мышц. Характеристика состояния мы­шечного тонуса в артикуляционном аппарате устанавливается путём наблюдения за выполнением ребёнком традиционных для логопедического обследования двигательных проб — общих и артикуляционных статических и динамических упражнений.

По возможности учитель-логопед может обучить родите­лей ребёнка элементарным. приёмам массажа (также как и приёмам пассивной артикуляционной гимнастики), предва­рительно объяснив родителям необходимость такой работы и правила её проведения:

1. Массаж проводится в тёплом, хорошо проветренном по­мещении, с соблюдением всех гигиенических требований. Ру­ки учителя-логопеда должны быть чистыми, тёплыми, без вос­палительных процессов, с коротко остриженными ногтями.

2. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приёма пищи.


 

3. Во время массажа ребёнок не должен испытывать боли.

4. Противопоказанием к применению массажа являются любые соматические и инфекционные заболевания в остром периоде, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъ­юнктивит, эписиндром.

5. Лучшими положениями ребёнка для проведения логопе­дического массажа (способствующими нормализации мышеч­ного тонуса) являются:

 

• положение «лёжа на спине», когда ребёнку под шею подкладывают небольшой валик, который позволяет несколь­ко приподнять плечи и откинуть голову назад;

• положение «полусидя» в кресле с высоким подголовни­ком.

Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10—15—20 сеансов (каждый день или через день), которые повторяются после перерыва на 1—2 месяца. Длительность проведения массажа на одном занятии может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, тяжести речевого нару­шения, индивидуальных особенностей. Начальная продолжи­тельность составляет от 1—2 до 5—6 минут, конечная — до 15—20 минут.

Методика проведения дифференцированного логопедиче­ского массажа представлена в специальных пособиях [2; 4; 7]. Е. А. Дьяковой описаны приёмы самомассажа, которым можно обучить старших дошкольников. Самомассаж допол­няет действие основного массажа, выполняемого учителем-логопедом; его можно проводить многократно в течение дня не только индивидуально, но и с группой детей, включая его и различные режимные моменты дошкольного учреждения [4, с. 84—91].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...