Пересказ текста из нескольких предложений
Пересказ текста из нескольких предложений ► 3—4 года: Котёнок. У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей. Образец детской речи: _______________________________ Объём и виды предложений___________________________ ► 5 лет: Рыбалка. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал черной, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама спарила Илюше вкусную уху. Образец детской речи: _______________________________ Объём и виды предложений___________________________ ► 6 лет (составление рассказа по серии картинок): Образец детской речи: _______________________________ Объём и виды предложений___________________________ Можно предложить пересказ (с опорой или без опоры на картинки), рассказ-описание или рассказ по представлению, рассказывание знакомой сказки (с опорой и без опоры на наглядность). Вывод: характер экспрессивной речи. Первый уровень речевого развития: полное отсутствие. туковых и словесных средств общения; ребёнок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (иыразительной мимики, жестов). Второй уровень речевого развития: ребёнок пользуется простой фразой; фраза аграмматичная, структурно нарушенная. Активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. ('лотовая структура слов нарушена. Третий уровень речевого развития: ребёнок пользуется
3. Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии Основной целью индивидуальных логопедических заняти с детьми с ринолалией и дизартрией является устранение на рушений произносительной стороны речи. На индивидуальны занятиях проводится комплекс артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений, направленных на преодоление специфических нарушений произношения. Взаимосвязанным направлениями логопедической работы в системе коррекци ринолалии и дизартрии являются развитие орального праксиса, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекция нарушений звукопроизношения. При наличии специфики реализации этих направлений при устранении ринолалии, дизартрии можно выделить общие методические рекомендации к проведению занятий с дошкольниками, имеющими данные нарушения речи. I. Формирование основных движений органов артикуляции, выработка их определённых положений проводится посредством артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, не менее 2—3 раз в день. На первых этапах работы не следует предлагать детям больше 2—3 упражнений. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал с использованием новых игровых приёмов. Количество повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуальным как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10—15, а при условии коротких перерывов — и более.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не на- пряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 1'ебёнок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и своё, чтобы самостоятельно контролировать правильность ныполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во иремя проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может носпользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему. Учитель-логопед должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точностью, правильностью, плавкостью, объёмом, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. Также важно, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Отработка каждого упражнения идёт в определённой последовательности: 1. Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов, что способствует появлению у дошкольника интереса к занятиям. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название, к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать последовательность действий. 2. Показ учителем-логопед ом упражнения. 3. Выполнение ребёнком упражнения перед зеркалом4. Выполнение упражнений может носить пассивный характер (движения осуществляются с помощью учителя-логопеда, если ребёнок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется не в полном объёме), пассивно-
4 Следует помнить, что зрительный контроль (с помощью зеркала) при пополнении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией используется выборочно, с учётом формы и степени дизартрии, этапа работы. активный и активный (самостоятельный) при зрительно! самоконтроле перед зеркалом. При коррекции ринолалии дизартрии для развития орального праксиса используются непроизвольные движения (например, облизывание внутренней, | вогнутой стороны ложки). 4. Выполнение ребёнком упражнения без зеркала (есл! это возможно). В начале работы может быть напряжённост* движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, движения станут свободными и координированными. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузам! перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Темп движения отрабатывается постепенно, его регуляция (от замедленного на начальных этапах работы до более ускоренного) производится учителем-логопедом при помощи счёта вслух. Упражнения артикуляционной гимнастики ребёнок должен делать без напряжения, легко, так как напряжение может распространяться на другие группы мышц, что может привести к синкинезиям. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, которые не являются основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и др. ). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании у ребёнка положительного эмоционального настроя. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу от выполнения движения. Лучше показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Для этого лучше всего использовать игру как основную деятельность дошкольников, естественную и привлекательную для них форму занятий.
Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется учителем-логопедом индивидуально с учётом характера нарушения произношения и целесообразности рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Описание разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, в том числе — используемых в работе с детьми с ринолалией и дизартрией, широко представлено в логопедической литературе [2, с. 91 — 99; 3; 5, с. 97 — 98, 195 — 199, 257— 260, 275—281; 7, с. 70—76]. П. Артикуляционная и мимическая гимнастика при ринолалии и дизартрии проводится в сочетании с логопедическим массажем. Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, направленный на улучшение трофической функции мышечной системы, нормализацию мышц артикуляционного аппарата, стимуляцию проприоцептивных ощущений. 1 Год влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объём их сократительной функции, работоспособность мышц, что опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поко-лачивания и вибрации. Дифференцированное применение различных приёмов массажа является эффективным средством коррекции артикуляторных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу (в том числе при ринолалии, дизартрии). Массаж неэффективен при устранении нарушений, имеющих языковую природу (например, при алалии). Логопедический массаж может использоваться на всех: > тапах логопедической работы при ринолалии и дизартрии, но особенно значимо его использование на подготовительном: > тапе, когда у детей формируются умения выполнять определённые артикуляционные движения. Массаж при всей его действенности не может считаться универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в комплексную систему логопедической работы и всегда сочетается с проведением логопедической гимнастики (пассивной, активной артикуляционной и миогимнастикой), а также при необходимости — с другими методами, например, искусственной локальной контрастотермией (сочетанием гипо- и гипертермии) [7, с. 75—76]. Дифференцированный логопедический массаж может осуществлять учите ль-логопед, который должен хорошо знать анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, показания и противопоказания к выполнению логопедического массажа, физиологическое действие отдельных приёмов массажа, а также обладать хорошим осязательным чувством кожи. Некоторые виды массажа (например, с применением специальных логопедических зондов, вибромассажёров и т. п. ) требуют специальной курсовой подготовки. Вместе с тем в практике работы дошкольного учреждения специалисты, имеющие квалификацию «учитель-логопед», могут использовать приёмы классического укрепляющего или расслабляющего массажа органов артикуляции (губ, языка, нёба), а также лица, шеи детей с ТНР.
Логопедический массаж применяется с учётом медицинского заключения. Учитель-логопед планирует комплекс массажных приёмов на основе данных логопедического обследования, которое обязательно включает характеристику состояния артикуляционных и мимических мышц. Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате устанавливается путём наблюдения за выполнением ребёнком традиционных для логопедического обследования двигательных проб — общих и артикуляционных статических и динамических упражнений. По возможности учитель-логопед может обучить родителей ребёнка элементарным. приёмам массажа (также как и приёмам пассивной артикуляционной гимнастики), предварительно объяснив родителям необходимость такой работы и правила её проведения: 1. Массаж проводится в тёплом, хорошо проветренном помещении, с соблюдением всех гигиенических требований. Руки учителя-логопеда должны быть чистыми, тёплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями. 2. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приёма пищи.
3. Во время массажа ребёнок не должен испытывать боли. 4. Противопоказанием к применению массажа являются любые соматические и инфекционные заболевания в остром периоде, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит, эписиндром. 5. Лучшими положениями ребёнка для проведения логопедического массажа (способствующими нормализации мышечного тонуса) являются:
• положение «лёжа на спине», когда ребёнку под шею подкладывают небольшой валик, который позволяет несколько приподнять плечи и откинуть голову назад; • положение «полусидя» в кресле с высоким подголовником. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10—15—20 сеансов (каждый день или через день), которые повторяются после перерыва на 1—2 месяца. Длительность проведения массажа на одном занятии может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, тяжести речевого нарушения, индивидуальных особенностей. Начальная продолжительность составляет от 1—2 до 5—6 минут, конечная — до 15—20 минут. Методика проведения дифференцированного логопедического массажа представлена в специальных пособиях [2; 4; 7]. Е. А. Дьяковой описаны приёмы самомассажа, которым можно обучить старших дошкольников. Самомассаж дополняет действие основного массажа, выполняемого учителем-логопедом; его можно проводить многократно в течение дня не только индивидуально, но и с группой детей, включая его и различные режимные моменты дошкольного учреждения [4, с. 84—91].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|