III. При формировании правильного произношения у детей с ринолалией и дизартрией наряду с развитием артикуляционной моторики проводится работа по развитию речевого дыхания. 5 страница
6. Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным группам. 7. Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи, что обеспечивает формирование правильных коммуникативных произносительных навыков. Коррекция нарушений звукопроизношения на данном этапе также сочетается с работой по формированию просодической стороны речи, которая неразрывно связана с работой по формированию голоса. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз. Поэтому важно научить ребёнка пользоваться голосом различной высоты, постепенно формируя умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы. При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением: хлопаньем в ладоши, притопыванием (Мама, мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню). На логопедических занятиях большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Совместно с учителем-логопедом ребёнок проговаривает стихи и тексты с нужной интонацией. Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребёнка, например:
Ай! — Руки прижать к себе, на лице выражение испуга. Ай ! — Укоризненно покачать головой и погрозить пальцем. Ой! — На лице — радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу. Ой-ё-ёй! — Покачать головой с сожалением, руки развести в стороны. Эй! — Радостный окрик, руку вытянуть вверх. Эй-е-ей! — Радостно крикнуть и приветливо помахать рукой. Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притопывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Работа по развитию речевого темпа, ритма, интонации сочетается с формированием звукопроизносительных умений. Например, при автоматизации звука л можно использовать игровое упражнение «Колокола»: учитель-логопед говорит ребёнку, что он изображает большой колокол, произнося «ла-ла-ла» медленно, а маленький колокол — произнося «ла-ла-ла» быстро. Колокола «переговариваются»: один говорит «ла-ла-ла», другой спрашивает «ла-ла-ла? », третий отвечает «ла-ла-ла» [11]. С детьми дошкольного возраста развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых логопедических занятиях (под музыку, счёт и т. д. ). Система работы по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной и экспрессивной речи у детей с дизартрией представлена в пособиях Л. В. Ло-патиной с соавторами [4, с. 283; 5; 6; 7].
Этап формирования коммуникативных умений и навыков предполагает отработку приобретённых произносительных умений в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждение вторичных нарушений (нарушений чтения и письма). Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко учителя-логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок при контакте с учителем-логопедом на занятиях демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному кому — искажённому произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа. Традиционной работой на этом этапе является введение звука в речь при заучивании стихов, составлении предложений, рассказов, пересказе текстов и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|