Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. При формировании правильного произношения у детей с ринолалией и дизартрией наряду с развитием артикуляционной моторики проводится работа по развитию речевого дыхания. 5 страница




6. Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным группам.

7. Связь формирования фонетико-фонематической систе­мы с развитием лексико-грамматического строя речи, что обеспечивает формирование правильных коммуникативных произносительных навыков.

Коррекция нарушений звукопроизношения на данном эта­пе также сочетается с работой по формированию просодиче­ской стороны речи, которая неразрывно связана с работой по формированию голоса.

При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса


вверх-вниз. Поэтому важно научить ребёнка пользоваться голосом различной высоты, постепенно формируя умение по­вышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы.

При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предла­гается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением: хлопаньем в ладоши, притопыванием (Мама, мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню).

На логопедических занятиях большое внимание уделяет­ся формированию у детей умения пользоваться повествова­тельной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Совместно с учителем-логопедом ребёнок про­говаривает стихи и тексты с нужной интонацией.

Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состоя­ния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведе­ние можно сопровождать различными произвольными движе­ниями и мимическими реакциями ребёнка, например:

Ай! — Руки прижать к себе, на лице выражение испуга.

Ай   ! — Укоризненно покачать головой и погрозить

пальцем.

Ой! — На лице — радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу.

Ой-ё-ёй! — Покачать головой с сожалением, руки развести в стороны.

Эй! — Радостный окрик, руку вытянуть вверх.

Эй-е-ей! — Радостно крикнуть и приветливо помахать рукой.

Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гиб­кости модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям.

В процессе развития просодики проводится работа по кор­рекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и сло­во, руководит как темпом, так и динамическими особенностями


речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притопывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий.

Работа по развитию речевого темпа, ритма, интонации со­четается с формированием звукопроизносительных умений. На­пример, при автоматизации звука л можно использовать игро­вое упражнение «Колокола»: учитель-логопед говорит ребёнку, что он изображает большой колокол, произнося «ла-ла-ла» медленно, а маленький колокол — произнося «ла-ла-ла» быстро. Колокола «переговариваются»: один говорит «ла-ла-ла», другой спрашивает «ла-ла-ла? », третий отвечает «ла-ла-ла» [11].

С детьми дошкольного возраста развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых логопедических занятиях (под музыку, счёт и т. д. ).

Система работы по формированию представлений об инто­национной выразительности в импрессивной и экспрессивной речи у детей с дизартрией представлена в пособиях Л. В. Ло-патиной с соавторами [4, с. 283; 5; 6; 7].

Этап формирования коммуникативных умений и навы­ков предполагает отработку приобретённых произноситель­ных умений в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждение вторичных нарушений (нарушений чтения и письма). Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко учителя-логопеды сталкиваются с ситуацией, ког­да ребёнок при контакте с учителем-логопедом на занятиях демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему сте­реотипному кому — искажённому произношению. Для вы­работки коммуникативных навыков необходима активная по­зиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа. Традиционной работой на


этом этапе является введение звука в речь при заучивании стихов, составлении предложений, рассказов, пересказе тек­стов и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...