Непосредственная демократия в системе народовластия 103
в Древнем Новгороде и ряде других городов-государств, в которых граждане непосредственно участвовали в принятии важных государственных и местных решений. Концепция непосредственной демократии предполагает, что воля народа и государственная власть, власть местного сообщества должны быть идентичны, что сам народ должен непосредственно участвовать в осуществлении власти как государственной (в рамках всего государства или субъекта Федерации), так и общественной (в рамках общественного объединения) и местном самоуправлении. Представительные органы должны быть подконтрольны гражданам. По мнению сторонников непосредственной демократии, ее преимущества состоят в том, что она: дает больше возможностей по сравнению с представительной демократией для выражения воли и интересов народа, обеспечивает прочную легитимацию власти, преодоление политического отчуждения граждан; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений; развивает общественную активность населения; способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами; предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества. Вместе с тем сторонники представительной демократии отмечают слабые стороны непосредственной демократии: низкую эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности, неконтролируемости и безответственности населения; повышение опасности возникновения тоталитаризма и авторитаризма, поскольку массы подвержены идеологическим влияниям и склонны к уравнительности; нежелание населения участвовать в решении вопросов государственного и местного значения.
Осуществление власти только при помощи непосредственной демократии в современном мире нереально. Во-первых, прямое народовластие в обширных по территории государствах невозможно. В современных государствах народ представляет многомиллионную массу, которая не в состоянии совершать юридические действия без помощи других органов. Во-вторых, народ в своей массе совершенно лишен возможности подготовлять и обсуждать законы. Для этого требуется напряженная работа, законо- 104 Глава Е. Народовластие - основа конституционного строя дательный опыт и подготовка, в силу чего только специально выбранные представители могут с успехом осилить возложенную на них громадную работу. 6.3. Виды институтов непосредственной демократии К числу институтов непосредственной демократии относятся: референдум; выборы; опросы; публичные слушания; наказы избирателей; отчеты депутатов перед избирателями; досрочный отзыв депутата избирателями; сходы; собрания граждан по месту жительства; обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления; правотворческая (законодательная) инициатива; петиции; собрания и публичные мероприятия. Референдум Конституция РФ высшим непосредственным выражением воли народа называет референдум (ч. 3 ст. 3). Референдум представляет собой голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, решение которого имеет высшую юридическую силу и обязательно для исполнения органами, организациями, гражданами. Референдум следует отличать от опроса. Опрос в отличие от референдума есть лишь выявление мнения избирателей, консультирование с ними. Отличительной чертой решения, принятого на референдуме, является его императивный характер. Оно не может быть отменено или изменено иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Основную черту решения, принятого в результате опроса населения, составляет его рекомендательный характер.
Референдумы подразделяют на общеобязательные и факультативные. Обязательным следует признать референдум, проведение которого предусмотрено Конституцией РФ или другим нормативным правовым актом. Например, обязательным является проведение референдума по вопросу объединения двух и более субъектов РФ в один, новый субъект Федерации. Факультативным является референдум, проведение которого не обязательно. Решение вопроса о назначении референдума зависит 6.3. Виды институтов непосредственной демократии от усмотрения компетентного органа, ооладающего правом назначать референдум, либо от наличия установленной законом инициативы. По территории проведения референдумы бывают: федеральные, республиканские (региональные) и местные. Правовое регулирование порядка проведения референдума осуществляется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и законами субъектов РФ1. Рассмотрим порядок проведения федерального референдума. Субъектом права на референдум является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и обладающий обшей правоспособностью. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. На федеральный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3) об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ; 4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких 1 См., например: Закон Камчатского края от 04.05.2008 № 60 *О местном референдуме в Камчатском крае*; Закон Республики Северная Осетия — Алания от 22.12.2006.V» 67-РЗ «О местном референдуме в Республике Северная Осетия — Алания»; Закон Кемеровской области от 17.02.2004 № 8-ОЗ «О местном референдуме». Глава В. Народовластие - основа конституционного строя органов, либо о назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ; 6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было дать только однозначный ответ и была исключена неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации* предусматривает возможность выдвижения инициативы проведения референдума по требованию не менее 2 млн граждан Российской Федерации. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Следовательно, подписи в поддержку проведения референдума должны быть собраны не менее чем в 40 субъектах РФ.
Граждане Российской Федерации, желающие поставить вопрос о проведении референдума, должны образовать инициативную группу, состоящую из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где образована региональная подгруппа. Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, уведом-п«рт ПИК РФ о вшюосе референдума. ЦИК РФ в течение 6.3. Виды институтов непосредственной демократии 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса референдума требованиям федерального конституционного закона и принимает соответствующее решение. Если ЦИК РФ установила несоответствие вопроса референдума требованиям федерального конституционного закона, она доводит это решение до сведения всех избирательных комиссий субъектов РФ. Если ЦИК РФ установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям федерального конституционного закона, она в течение 10 дней принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума. В регистрационном удостоверении, выданном инициативной группе, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы представляются в ЦИК РФ, которая организует проверку соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах. По итогам проверки ЦИК РФ принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. В случае положительного заключения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум. Подготовку и проведение референдума обеспечивают комиссии референдума: ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образовании, а также специальные территориальные комиссии Референдума в случае их сформирования, участковые из-ирательиые комиссии референдума. Специальные территориальные комиссии могут быть сформированы ЦИК РФ Для руководства деятельностью участковых избирательных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|