Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика культурных прав и свобод




Право на образование содержится в ст. 43 Конститу­ции РФ в соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на образование конкретизиро­вано Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образова­нии».

Под образованием понимается целенаправленный про­цесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образователь­ных уровней. Под получением гражданином образования по­нимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответ­ствующим документом.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бес­платность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных или муни­ципальных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно полу­чить высшее образование в государственном или муници­пальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные госу­дарственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Закон РФ «Об образовании» впервые закрепляет право государственного, муниципального образования оказывать населению, предприятиям, организациям платные допол-

12.7. Культурные права и свободы человека и гражданина 293

нительные образовательные услуги за рамками соответ­ствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доход от указанной деятель­ности за вычетом доли учредителя (собственника) реинве­стируется в данное образовательное учреждение. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмеще­ние затрат по обеспечению образовательного процесса.

Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определя­ющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает право ро­дителей не отдавать ребенка в школу, т.е. выбирать форму образования. Можно учиться дома, а консультироваться, сдавать зачеты и экзамены в школе.

Конституция РФ прямо не закрепляет принцип авто­номии высших учебных заведений. Вместе с тем в соот­ветствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П он является основополагающим для деятельности вузов и входит в число тех правовых прин­ципов, на которых основывается государственная политика в области образования.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрана интеллектуальной собственности гаран­тируется ч. 1 ст, 44 Конституции РФ. Данная свобода по­лучила косвенное закрепление в ч. 1 ст. 15 Международ­ного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на пользова­ние защитой моральных и материальных интересов, возни­кающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. Свобода литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества детально регламентиро­вана Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г., Законом РФ от 27.12.1991 294

Глава 12. Конституционные права и свободы человека...

Вопросы и задания для самоконтроля

№ 2124-1 «О средствах массовой информации», а также За­коном РФ «Об образовании».

В действующем законодательстве не раскрывается поня­тие «творчество». Творчество можно понимать как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как важ­нейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то ново­го, оригинального.

Творчество непосредственно связано со способностя­ми. Статья 10 Основ законодательства Российской Феде­рации о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на ин­теллектуальную собственность, охрану секретов мастер­ства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публич­ного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством РФ.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осущест­влять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны дан­ной свободы.

Государство гарантирует охрану интеллектуальной соб­ственности. С этой целью принята часть четвертая ГК РФ.

Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен­ностям закреплено в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ в соот­ветствии с предписаниями ч. 1 ст. 27 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта об экономи­ческих, социальных и культурных правах.

Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Фе­дерации о культуре культурными ценностями признаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные тра­диции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, худо-

жественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении террито­рии и объекты.

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к соответствующим правам государства и любых его структур, общественных и нацио­нальных движений, политических партий, этнических общ­ностей. Каждый человек имеет право:

•/ на свободный выбор нравственных, эстетических

и других ценностей;

^ на защиту государством своей культурной самобыт­ности;

^ на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архив­ным фондам, иным собраниям во всех областях куль­турной деятельности;

^ на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с зако­нодательством РФ;

•^ на собственность в области культуры; ^ на культурную деятельность в зарубежных странах, создание организаций культуры на территории дру­гих государств, если последнее не противоречит зако­нодательству этих государств.

Ограничения доступности культурных ценностей по со­ображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ.

Лицам, не достигшим 18 лет, гарантируется право бес­платного посещения музеев один раз в месяц.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение и покажите соотношение категорий «право», «свобода*, «обязанность», «законный интерес». Какова юридическая природа основных прав и свобод?

2. Расскажите о системе и классификации конституционных прав, свобод и обязанностей.

3. Определите понятие и роль личных прав и свобод в консти­туционном статусе личности.

4. Расскажите о проблеме правовой регламентации права на жизнь. 296

Глава 12. Конституционные права и свободы человека...

Литература

5. Что вы знаете о содержании права на охрану государством достоинства личности?

6. Дайте понятие права на свободу и неприкосновенность лич­ности и расскажите о его содержании.

7. Охарактеризуйте содержание права па неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и досто­инства; права па тайну переписки, телефонных переговоров, по­чтовых и иных сообщений; неприкосновенность жилища.

8. Что вхсущт в содержание права свободно определять и ука­зывать свою национальную принадлежность; права на пользова­ние родным языком, на свободный выбор языка общения, воспи­тания, обучения и творчества?

9. Каково конституционно-правовое содержание права свобод­но передвигаться по территории России, выбирать место пребы­вания и жительства?

10. Каково конституционно-правовое содержание права въез­да и выезда за пределы Российской Федерации?

11. Дайте характеристику свободы совести в Российской Фе­дерации.

12. Что вы можете рассказать о конституционно-правовой ре­гламентации свободы мысли и слова, права свободно искать, по­лучать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом?

13. Охарактеризуйте права личности, связанные с участием в управлении государством.

14. Расскажите о кон ститу ц ион но -правовом регулировании нрава каждого на объединение.

15. В чем заключается конституцией но-правовое регулирова­ние права граждан на обращение?

16. Расскажите о конституционно-правовом регулировании права граждан на мирные манифестации.

17. Дайте характеристику системы и видов экономических прав личности.

18. Что вы можете рассказать о конституционно-правовом регулировании прав человека в сфере труда и социального обе­спечения?

19. В чем заключается конституционно-правовое регулиро­вание прав: на охрану здоровья, здоровую окружающую среду; на защиту материнства, детства, семьи, инвалидов; на жилище?

20. Охарактеризуйте культурные права и свободы личности.

Литература

1. Бондарь, Н. С. Гражданин и публичная власть / Н. С. Бондарь. — М., 2004.

2. Бондарь, Н. С. Права человека и местное самоуправ-тение в Российской Федерации / Н. С. Бондарь. — Ростов н/Д, 1998.

3. Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук. - М., 2008.

4. Воеводин, Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / Л. Д. Воеводин. — М., 1972.

5. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / под ред. проф. Ф. М. Рудипского. — М., 2006.

6. Зубакин, В. Ю. Реализация конституционного прин­ципа равенства всех перед законом и судом в современной России / В. Ю. Зубакин, Г. Н, Комкова, М. А. Кулушева, Р. А. Малясов. — Саратов, 2005.

7. Комкова, Г. Н. Конституционно-правовые основы уча­стия граждан Российской Федерации в отправлении право­судия / Г. Н. Комкова, М. А. Кулушева. — Саратов, 2006.

8. Комкова, Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России / Г. Н. Комкова. — Сара­тов, 2002.

9. Конституционные права и свободы личности в кон­тексте взаимодействия гражданского общества и правового государства: материалы II Междунар. науч.-теоретич. конф. 13—15 апреля 2010 г. в Российской академии правосудия / под ред. Н. В. Витрука, Л. А. Нудненко. — М., 2010.

10. Лазарев, Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России / Л. В. Лазарев. - М., 2008.

11. Марченко, В. Я. Достоинство личности в конститу­ционно-правовом измерении: автореф. дисс.... канд. юрид. наук / В. Я. Марченко. - М., 2008.

12. Михеева, Л. Ю. Институт личных неимуществен­ных прав: конституционный и цивилистический аспекты / Л. Ю. Михеева // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нудненко. - Т. 1. - М., 2009. - С. 266-278.

13. Нудненко, Л. А. Конституционное право гражданина на референдум / Л. А. Нудненко // Конституционное и му­ниципальное право. - 2005. — № 1-2.

14. Нудненко, Л. А. Конституционное право на свободу манифестаций / Л. А. Нудненко // Конституционное и му­ниципальное право. - 2006. - № 6.

15. Нудненко, Л. А. Конституционные права и свободы личности в России / Л. А. Нудненко. - СПб., 2009. 298

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...