Характеристика культурных прав и свобод
Право на образование содержится в ст. 43 Конституции РФ в соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Конституционное право на образование конкретизировано Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Закон РФ «Об образовании» впервые закрепляет право государственного, муниципального образования оказывать населению, предприятиям, организациям платные допол- 12.7. Культурные права и свободы человека и гражданина 293 нительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.
Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение. Закон РФ «Об образовании» предусматривает право родителей не отдавать ребенка в школу, т.е. выбирать форму образования. Можно учиться дома, а консультироваться, сдавать зачеты и экзамены в школе. Конституция РФ прямо не закрепляет принцип автономии высших учебных заведений. Вместе с тем в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П он является основополагающим для деятельности вузов и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрана интеллектуальной собственности гарантируется ч. 1 ст, 44 Конституции РФ. Данная свобода получила косвенное закрепление в ч. 1 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества детально регламентирована Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г., Законом РФ от 27.12.1991 294
Глава 12. Конституционные права и свободы человека... Вопросы и задания для самоконтроля № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также Законом РФ «Об образовании». В действующем законодательстве не раскрывается понятие «творчество». Творчество можно понимать как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального. Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством РФ. Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. Государство гарантирует охрану интеллектуальной собственности. С этой целью принята часть четвертая ГК РФ. Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям закреплено в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ в соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 27 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре культурными ценностями признаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, худо- жественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к соответствующим правам государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей. Каждый человек имеет право: •/ на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей; ^ на защиту государством своей культурной самобытности; ^ на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности; ^ на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством РФ; •^ на собственность в области культуры; ^ на культурную деятельность в зарубежных странах, создание организаций культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ. Лицам, не достигшим 18 лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение и покажите соотношение категорий «право», «свобода*, «обязанность», «законный интерес». Какова юридическая природа основных прав и свобод? 2. Расскажите о системе и классификации конституционных прав, свобод и обязанностей. 3. Определите понятие и роль личных прав и свобод в конституционном статусе личности.
4. Расскажите о проблеме правовой регламентации права на жизнь. 296 Глава 12. Конституционные права и свободы человека... Литература 5. Что вы знаете о содержании права на охрану государством достоинства личности? 6. Дайте понятие права на свободу и неприкосновенность личности и расскажите о его содержании. 7. Охарактеризуйте содержание права па неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства; права па тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; неприкосновенность жилища. 8. Что вхсущт в содержание права свободно определять и указывать свою национальную принадлежность; права на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества? 9. Каково конституционно-правовое содержание права свободно передвигаться по территории России, выбирать место пребывания и жительства? 10. Каково конституционно-правовое содержание права въезда и выезда за пределы Российской Федерации? 11. Дайте характеристику свободы совести в Российской Федерации. 12. Что вы можете рассказать о конституционно-правовой регламентации свободы мысли и слова, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом? 13. Охарактеризуйте права личности, связанные с участием в управлении государством. 14. Расскажите о кон ститу ц ион но -правовом регулировании нрава каждого на объединение. 15. В чем заключается конституцией но-правовое регулирование права граждан на обращение? 16. Расскажите о конституционно-правовом регулировании права граждан на мирные манифестации. 17. Дайте характеристику системы и видов экономических прав личности. 18. Что вы можете рассказать о конституционно-правовом регулировании прав человека в сфере труда и социального обеспечения? 19. В чем заключается конституционно-правовое регулирование прав: на охрану здоровья, здоровую окружающую среду; на защиту материнства, детства, семьи, инвалидов; на жилище? 20. Охарактеризуйте культурные права и свободы личности. Литература 1. Бондарь, Н. С. Гражданин и публичная власть / Н. С. Бондарь. — М., 2004. 2. Бондарь, Н. С. Права человека и местное самоуправ-тение в Российской Федерации / Н. С. Бондарь. — Ростов н/Д, 1998. 3. Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук. - М., 2008. 4. Воеводин, Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / Л. Д. Воеводин. — М., 1972. 5. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / под ред. проф. Ф. М. Рудипского. — М., 2006.
6. Зубакин, В. Ю. Реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом в современной России / В. Ю. Зубакин, Г. Н, Комкова, М. А. Кулушева, Р. А. Малясов. — Саратов, 2005. 7. Комкова, Г. Н. Конституционно-правовые основы участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия / Г. Н. Комкова, М. А. Кулушева. — Саратов, 2006. 8. Комкова, Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России / Г. Н. Комкова. — Саратов, 2002. 9. Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства: материалы II Междунар. науч.-теоретич. конф. 13—15 апреля 2010 г. в Российской академии правосудия / под ред. Н. В. Витрука, Л. А. Нудненко. — М., 2010. 10. Лазарев, Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России / Л. В. Лазарев. - М., 2008. 11. Марченко, В. Я. Достоинство личности в конституционно-правовом измерении: автореф. дисс.... канд. юрид. наук / В. Я. Марченко. - М., 2008. 12. Михеева, Л. Ю. Институт личных неимущественных прав: конституционный и цивилистический аспекты / Л. Ю. Михеева // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нудненко. - Т. 1. - М., 2009. - С. 266-278. 13. Нудненко, Л. А. Конституционное право гражданина на референдум / Л. А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. — № 1-2. 14. Нудненко, Л. А. Конституционное право на свободу манифестаций / Л. А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 6. 15. Нудненко, Л. А. Конституционные права и свободы личности в России / Л. А. Нудненко. - СПб., 2009. 298
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|