Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 15. Конституционна-правовой статус Российской Федерации




С мая 1917 г. Ленин в ряде работ уже пишет о допусти­мости федерации в России («Финляндия и Россия», май 1917 г., и др.)1. Такое изменение во взглядах на форму госу­дарственного устройства России было обусловлено тем, что после Февральской буржуазно-демократической револю­ции начался распад былого единства Российской империи, отделение от Великороссии национальных окраин, в кото­рых были созданы националистические государства. Поело Октября 1917 г. сепаратистские тенденции в государствен­ном устройстве России усилились.

После Октября 1917 г. от Российской империи осталась только Великороссия, т.е. территории, населенные рус­ским народом. В этих конкретно-исторических условиях В. И. Ленин пишет о необходимости федерации в России, рассматривая ее как форму государственного устройства Советской России. Эта мысль впервые была сформулиро­вана в декабре 1917 г. в заявлении советского правитель­ства — «Манифесте к украинскому народу с ультимативны­ми требованиями к Украинской раде»2.

Первым законодательным актом, в котором была за­креплена идея признания необходимости федеративного устройства Советской России, стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В. И. Лениным и утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. По мысли В. И. Ленина, создание федерации в этих условиях позволит восстановить эконо­мические, культурные, политические и военные связи меж­ду народами и нациями России.

Анализ содержания документов III Всероссийского съезда Советов позволяет сделать вывод, что в тот истори­ческий период воля наций и народностей по поводу госу­дарственного устройства России не выявлялась, концепция советского федерализма не была разработана, наиболее це­лесообразные федеративные связи не были найдены. Име­лась лишь идея и принципы федерализма, которые и были утверждены съездом.

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила учреждение Рос­сийской Советской Республики на основе свободного союза свободных наций как федерации советских национальных республик (п. 1 гл. 1). Советы областей, отличающихся осо­бым бытом и национальным составом, могут объединяться

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 154

2 См.: Там же. Т. 35. С. 143.

15.1. Становление и развитие Российской Федерации

в автономные областные союзы, во главе которых стоят об­ластные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в РСФСР. Таким образом, Российская Федерация в отли­чие от классической федерации (формирующейся на основе союза двух или более государств) была создана на базе авто­номии, образованной впервые в истории по национальному принципу. До этого создание федерации по национальному принципу считалось невозможным, так как в одной и той же области обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства.

Автономия в Российской Федерации — это само­стоятельное осуществление государственной власти на­ходящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливае­мой федеральными органами государственной власти при участии соответствующего автономного образования. Специфика РСФСР как федерации заключалась в том, что в ней наряду с автономными образованиями — субъ­ектами РСФСР, были территории (административно-территориальные единицы — края, области, населенные русским народом), не являющиеся субъектами РСФСР, состоящие с ее высшими органами государственной власти фактически в унитарных отношениях.

В декабре 1917 г. начинается процесс создания авто­номных областных союзов, которые согласно Конституции РСФСР 1918 г. не обладали суверенитетом. Объем и со­держание их полномочий определялись высшими органами государственной власти РСФСР. Первыми объявили себя автономной частью России Советская Латвия (24 декабря 1917 г.) и Украинская Республика (25 декабря 1917 г.). з 1918 г. была создана Трудовая коммуна немцев Повол­жья и Туркестанская Автономная Советская Социалисти­ческая Республика.

" 1919 г. в составе России появляются: Башкирская АССР, в 1920 и 1921 гг. Киргизская, Татарская, Дагестан­ская, Горская автономные республики, народные республи­ки Хорезм и Бухара, Чувашская, Калмыцкая, Марийская,

гская, Удмуртская автономные области, Карельская тру-овая коммуна (на правах автономной области).

о период Гражданской войны и интервенции многие

гономные образования были отторгнуты от России. По-восстановления на их территориях Советской власти 330 Глава 15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Терская, Кубано-Чер но морская, Донская, Таврическая ре­спублики не были восстановлены. Стали независимыми суверенными государствами Белоруссия, Украина, Латвия, Литва, Эстония.

Одновременно наблюдался процесс повышения право­вого статуса ряда автономных областей до уровня автоном­ных республик (Чувашская, Удмуртская, Марийская).

В 1925 г. в результате национального размежевания в Средней Азии были упразднены Хорезмская и Бухарская советские социалистические республики, Туркестанская Ав­тономная Советская Социалистическая Республика, Были образованы новые республики: Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР и Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, которая в 1936 г. вошла в состав Узбекской ССР. Таким об­разом, на территории Средней Азии, которая ранее входила в состав РСФСР, были образованы независимые от РСФСР советские социалистические республики.

В период с 1925 по 1930 г. на севере России в составе ряда краев и областей возникли национальные округа.

Таким образом, автономные образования в составе- Рос­сии имели три разновидности: автономные республики, ав­тономные области и национальные округа. Однако Консти­туция РСФСР 1937 г. определила и перечислила в составе Федерации 16 республик и 5 автономных областей. Десять национальных округов в качестве субъектов РСФСР не на­зывались.

Бо время Великой Отечественной войны Сталиным не­законно были ликвидированы некоторые автономные об­разования, депортированы калмыки, турки-месхетинцы. немцы, корейцы, греки, курды и другие народы.

Дальнейшее изменение состава РСФСР связано с ре­зультатами Второй мировой войны, процессом воссоеди­нения с Россией территорий, ранее отошедших от нее к другим государствам по тем или иным причинам. В со­став РСФСР вошли область Петсамо (Печенга), принад­лежащая Финляндии, и город Кенигсберг с прилегающи­ми к нему районами Восточной Пруссии, составившими Калининградскую область. В состав РСФСР на правах автономной области была включена Тувинская народная республика, преобразованная впоследствии в Тувинскую Республику. В 1945 г. к РСФСР был присоединен южный

15.1. Становление и развитие Российской Федерации

Сахалин и Курильские острова. В июне 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, которая вошла в состав РСФСР.

Вместе с тем в этот период имели место и обратные про­цессы. Так, 26 апреля 1954 г. из состава РСФСР в состав Украинской ССР была передана Крымская область.

После XX съезда КПСС реабилитировали репрес­сированные народы, восстановили Калмыцкую АССР, Чечено-Ингушскую АССР, Кабардино-Балкарскую АССР, Карачаево-Черкесскую автономную область.

Конституция РСФСР 1978 г. закрепила в ее составе 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 ав­тономных округов.

Начало перестройки ознаменовалось сепаратистскими тенденциями в развитии Российской Федерации, «парадом суверенитетов». Верховные Советы большинства автоном­ных республик провозгласили их суверенными государ­ствами. Советы народных депутатов Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей приняли решение о преобразовании своих автоно­мий в суверенные республики в составе России.

IV Съезд народных депутатов РФ признал необходи­мым повысить правовой статус всех автономных респу­блик. С этой целью в тексте Конституции РСФСР 1978 г. был изменен текст, из названия «автономная республика* убрали термин «автономная*. Таким образом, соответству­ющие национально-государственные образования стали на­зываться «республики в составе Российской Федерации». Правовой статус республик получили четыре бывшие ав­тономные области (за исключением Еврейской автономной области).

Конституции, уставы и законодательство многих субъек­тов РФ этого периода грубо противоречили федеральному законодательству. Так, Декларация о государственном су­веренитете Республики Татарстан не упоминала о нахожде­нии Республики в составе России, закрепляла безусловный приоритет Конституции и законов Республики Татарстан ча всей территории Республики. Конституционный Суд РФ Постановлении от 13.03.1992 № Н-РЗ-1 признал назван­ые нормы не соответствующими Конституции РФ.

компР°мисса федеральный центр и субъек-

 

ь Р 31 марта 1992 г. подписали три Договора о разграни-

-нии предметов ведения и полномочий между федераль- 33? Глава 15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

ными органами власти и органами власти: 1) суверенных республик в составе Российской Федерации; 2) автономной области и автономных округов; 3) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Это был договор не о вхож­дении суверенных государств в состав федеративного го­сударства, а договор о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом не субъекты Федерации передавали свои полномочия федеральному центру, а, наоборот, феде­ральный центр делился своими полномочиями с субъекта­ми РФ. VI Съезд народных депутатов России одобрил этот Договор и внес соответствующие изменения и дополнения в действующую Конституцию РФ, радикально изменив ее раздел «Национально-государственное устройство»-.

В результате Российская Федерация стала в большей мере походить па классическое федеративное государство, чем РСФСР. Ее субъектами стали не только автономные образования, но и края, области, города Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, ее территория складывается из территорий ее субъектов.

Вместе с тем в юридической литературе дана далеко не­однозначная оценка Федеративного договора. Критически было воспринято положение о суверенитете республик в составе Российской Федерации. Наличие такой нормы объясняется тем, что в процессе подготовки и подписания Федеративного договора господствовали политические до­воды и рассуждения, стремление не допустить распад Рос­сии. С другой стороны, очень трудно объяснить правовую ситуацию, когда автономное образование, никогда не быв­шее суверенным, не имеющее экономической основы су­веренитета, являющееся дотационным, потребляющим, а не производящим, вдруг обретает суверенитет.

Эта проблема была решена Конституцией РФ 1993 г.. которая в ст. 3 называет носителем суверенитета и един­ственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, а в ст. 4 провозглашает распро­странение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию. Термин «суверенитет» применительно к субъ­ектам РФ в Конституции РФ не применяется. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты (в том числе Федеративный договор) не должны противо­речить Конституции РФ. Следовательно, положение Фе­деративного договора о суверенитете республик не имеет

юридической силы.

 

1 52. Конституционно-правовая природа Российской Федерации 333

После принятия Конституции РФ 1993 г. в развитии федерализма наступает этап, названный в юридической литературе «парадом заключения договоров*. Претензии субъектов РФ на суверенитет вели к развалу страны. Фе­деральный центр не обладал достаточным политическим ресурсом для наведения порядка в государстве. Способом решения укрепления единства страны стали двусторонние договоры между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении полномочий и предметов ведения. В то же время этот процесс имел недостатки: нарушение консти­туционного принципа равноправия субъектов Федерации; большинство договоров противоречили Конституции РФ; значительное количество договоров и соглашений наруши­ли единство российского правового поля.

С 1999 г. наступает новый этап российского федерализ­ма — укрепление «вертикали власти». Он характеризуется: созданием сначала семи, затем восьми федеральных окру­гов; приведением законодательства субъектов РФ в соот­ветствие с Конституцией РФ; принятием ключевых феде­ральных конституционных и федеральных законов, прежде всего Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», укрупнением субъектов РФ. Названные меры позволили стабилизиро­вать законодательную базу федеративных отношений, цен­трализовать государственное устройство России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...