Глава 15. Конституционна-правовой статус Российской Федерации
С мая 1917 г. Ленин в ряде работ уже пишет о допустимости федерации в России («Финляндия и Россия», май 1917 г., и др.)1. Такое изменение во взглядах на форму государственного устройства России было обусловлено тем, что после Февральской буржуазно-демократической революции начался распад былого единства Российской империи, отделение от Великороссии национальных окраин, в которых были созданы националистические государства. Поело Октября 1917 г. сепаратистские тенденции в государственном устройстве России усилились. После Октября 1917 г. от Российской империи осталась только Великороссия, т.е. территории, населенные русским народом. В этих конкретно-исторических условиях В. И. Ленин пишет о необходимости федерации в России, рассматривая ее как форму государственного устройства Советской России. Эта мысль впервые была сформулирована в декабре 1917 г. в заявлении советского правительства — «Манифесте к украинскому народу с ультимативными требованиями к Украинской раде»2. Первым законодательным актом, в котором была закреплена идея признания необходимости федеративного устройства Советской России, стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В. И. Лениным и утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. По мысли В. И. Ленина, создание федерации в этих условиях позволит восстановить экономические, культурные, политические и военные связи между народами и нациями России. Анализ содержания документов III Всероссийского съезда Советов позволяет сделать вывод, что в тот исторический период воля наций и народностей по поводу государственного устройства России не выявлялась, концепция советского федерализма не была разработана, наиболее целесообразные федеративные связи не были найдены. Имелась лишь идея и принципы федерализма, которые и были утверждены съездом.
Конституция РСФСР 1918 г. закрепила учреждение Российской Советской Республики на основе свободного союза свободных наций как федерации советских национальных республик (п. 1 гл. 1). Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться 1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 154 2 См.: Там же. Т. 35. С. 143. 15.1. Становление и развитие Российской Федерации в автономные областные союзы, во главе которых стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в РСФСР. Таким образом, Российская Федерация в отличие от классической федерации (формирующейся на основе союза двух или более государств) была создана на базе автономии, образованной впервые в истории по национальному принципу. До этого создание федерации по национальному принципу считалось невозможным, так как в одной и той же области обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства. Автономия в Российской Федерации — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующего автономного образования. Специфика РСФСР как федерации заключалась в том, что в ней наряду с автономными образованиями — субъектами РСФСР, были территории (административно-территориальные единицы — края, области, населенные русским народом), не являющиеся субъектами РСФСР, состоящие с ее высшими органами государственной власти фактически в унитарных отношениях.
В декабре 1917 г. начинается процесс создания автономных областных союзов, которые согласно Конституции РСФСР 1918 г. не обладали суверенитетом. Объем и содержание их полномочий определялись высшими органами государственной власти РСФСР. Первыми объявили себя автономной частью России Советская Латвия (24 декабря 1917 г.) и Украинская Республика (25 декабря 1917 г.). з 1918 г. была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья и Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика. " 1919 г. в составе России появляются: Башкирская АССР, в 1920 и 1921 гг. — Киргизская, Татарская, Дагестанская, Горская автономные республики, народные республики Хорезм и Бухара, Чувашская, Калмыцкая, Марийская, гская, Удмуртская автономные области, Карельская тру-овая коммуна (на правах автономной области). о период Гражданской войны и интервенции многие гономные образования были отторгнуты от России. По-восстановления на их территориях Советской власти 330 Глава 15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации Терская, Кубано-Чер но морская, Донская, Таврическая республики не были восстановлены. Стали независимыми суверенными государствами Белоруссия, Украина, Латвия, Литва, Эстония. Одновременно наблюдался процесс повышения правового статуса ряда автономных областей до уровня автономных республик (Чувашская, Удмуртская, Марийская). В 1925 г. в результате национального размежевания в Средней Азии были упразднены Хорезмская и Бухарская советские социалистические республики, Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, Были образованы новые республики: Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР и Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, которая в 1936 г. вошла в состав Узбекской ССР. Таким образом, на территории Средней Азии, которая ранее входила в состав РСФСР, были образованы независимые от РСФСР советские социалистические республики. В период с 1925 по 1930 г. на севере России в составе ряда краев и областей возникли национальные округа. Таким образом, автономные образования в составе- России имели три разновидности: автономные республики, автономные области и национальные округа. Однако Конституция РСФСР 1937 г. определила и перечислила в составе Федерации 16 республик и 5 автономных областей. Десять национальных округов в качестве субъектов РСФСР не назывались.
Бо время Великой Отечественной войны Сталиным незаконно были ликвидированы некоторые автономные образования, депортированы калмыки, турки-месхетинцы. немцы, корейцы, греки, курды и другие народы. Дальнейшее изменение состава РСФСР связано с результатами Второй мировой войны, процессом воссоединения с Россией территорий, ранее отошедших от нее к другим государствам по тем или иным причинам. В состав РСФСР вошли область Петсамо (Печенга), принадлежащая Финляндии, и город Кенигсберг с прилегающими к нему районами Восточной Пруссии, составившими Калининградскую область. В состав РСФСР на правах автономной области была включена Тувинская народная республика, преобразованная впоследствии в Тувинскую Республику. В 1945 г. к РСФСР был присоединен южный 15.1. Становление и развитие Российской Федерации Сахалин и Курильские острова. В июне 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, которая вошла в состав РСФСР. Вместе с тем в этот период имели место и обратные процессы. Так, 26 апреля 1954 г. из состава РСФСР в состав Украинской ССР была передана Крымская область. После XX съезда КПСС реабилитировали репрессированные народы, восстановили Калмыцкую АССР, Чечено-Ингушскую АССР, Кабардино-Балкарскую АССР, Карачаево-Черкесскую автономную область. Конституция РСФСР 1978 г. закрепила в ее составе 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов. Начало перестройки ознаменовалось сепаратистскими тенденциями в развитии Российской Федерации, «парадом суверенитетов». Верховные Советы большинства автономных республик провозгласили их суверенными государствами. Советы народных депутатов Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей приняли решение о преобразовании своих автономий в суверенные республики в составе России.
IV Съезд народных депутатов РФ признал необходимым повысить правовой статус всех автономных республик. С этой целью в тексте Конституции РСФСР 1978 г. был изменен текст, из названия «автономная республика* убрали термин «автономная*. Таким образом, соответствующие национально-государственные образования стали называться «республики в составе Российской Федерации». Правовой статус республик получили четыре бывшие автономные области (за исключением Еврейской автономной области). Конституции, уставы и законодательство многих субъектов РФ этого периода грубо противоречили федеральному законодательству. Так, Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан не упоминала о нахождении Республики в составе России, закрепляла безусловный приоритет Конституции и законов Республики Татарстан ча всей территории Республики. Конституционный Суд РФ Постановлении от 13.03.1992 № Н-РЗ-1 признал названые нормы не соответствующими Конституции РФ. компР°мисса федеральный центр и субъек-
ь Р 31 марта 1992 г. подписали три Договора о разграни- -нии предметов ведения и полномочий между федераль- 33? Глава 15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации ными органами власти и органами власти: 1) суверенных республик в составе Российской Федерации; 2) автономной области и автономных округов; 3) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Это был договор не о вхождении суверенных государств в состав федеративного государства, а договор о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом не субъекты Федерации передавали свои полномочия федеральному центру, а, наоборот, федеральный центр делился своими полномочиями с субъектами РФ. VI Съезд народных депутатов России одобрил этот Договор и внес соответствующие изменения и дополнения в действующую Конституцию РФ, радикально изменив ее раздел «Национально-государственное устройство»-. В результате Российская Федерация стала в большей мере походить па классическое федеративное государство, чем РСФСР. Ее субъектами стали не только автономные образования, но и края, области, города Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, ее территория складывается из территорий ее субъектов. Вместе с тем в юридической литературе дана далеко неоднозначная оценка Федеративного договора. Критически было воспринято положение о суверенитете республик в составе Российской Федерации. Наличие такой нормы объясняется тем, что в процессе подготовки и подписания Федеративного договора господствовали политические доводы и рассуждения, стремление не допустить распад России. С другой стороны, очень трудно объяснить правовую ситуацию, когда автономное образование, никогда не бывшее суверенным, не имеющее экономической основы суверенитета, являющееся дотационным, потребляющим, а не производящим, вдруг обретает суверенитет.
Эта проблема была решена Конституцией РФ 1993 г.. которая в ст. 3 называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, а в ст. 4 провозглашает распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию. Термин «суверенитет» применительно к субъектам РФ в Конституции РФ не применяется. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты (в том числе Федеративный договор) не должны противоречить Конституции РФ. Следовательно, положение Федеративного договора о суверенитете республик не имеет юридической силы.
1 52. Конституционно-правовая природа Российской Федерации 333 После принятия Конституции РФ 1993 г. в развитии федерализма наступает этап, названный в юридической литературе «парадом заключения договоров*. Претензии субъектов РФ на суверенитет вели к развалу страны. Федеральный центр не обладал достаточным политическим ресурсом для наведения порядка в государстве. Способом решения укрепления единства страны стали двусторонние договоры между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении полномочий и предметов ведения. В то же время этот процесс имел недостатки: нарушение конституционного принципа равноправия субъектов Федерации; большинство договоров противоречили Конституции РФ; значительное количество договоров и соглашений нарушили единство российского правового поля. С 1999 г. наступает новый этап российского федерализма — укрепление «вертикали власти». Он характеризуется: созданием сначала семи, затем восьми федеральных округов; приведением законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ; принятием ключевых федеральных конституционных и федеральных законов, прежде всего Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», укрупнением субъектов РФ. Названные меры позволили стабилизировать законодательную базу федеративных отношений, централизовать государственное устройство России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|