Глава 18. Избирательное право
Следует отметить, что круг отношений, регулируемых нормами избирательного права в Российской Федерации, неуклонно расширяется. Если в советский период истории России нормы избирательного права регулировали выборы только представительных органов государственной власти, то после принятия Конституции РФ выборы являются основным способом формирования и представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, главы государства. Избирательное право России в объективном смысле имеет свои источники, которыми являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, регулирующие порядок выборов. Источниками избирательного права являются: — Конституция РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации*; другие федеральные законы; указы и распоряжения Президента РФ, акты ЦИК РФ; — конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; законы субъектов РФ; акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов. Конституция РФ не содержит специальной главы, как это было в предшествующих советских конституциях, закрепляющей, например, принципы избирательного права. Это, однако, отнюдь не означает, что современная избирательная система лишена конституционного содержания. Ряд статей Конституции РФ (ст. 3, 32, 69, 81, 83, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130), а также п. 3, 5, 7, 8 раздела второго Конституции содержат в себе конституционные основы современной российской избирательной системы.
Однако в Конституции РФ закреплены лишь основы формирования федеральных институтов государственной власти: Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. При этом буквально вскользь в ст. 130 Конституции РФ упоминается об основах избирательной системы при выборах в органы местного самоуправления. И в Конституции России нет ни одной нормы, посвященной избирательной системе на выборах в законодательные органы власти субъектов Федерации. 18.1. Понятия избирательного права, избирательной системы... 389 Свое полноценное развитие конституционные основы избирательного права получили как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов РФ, а также местном (муниципальном) избирательном нормотворчестве. Субъекты РФ принимают собственное избирательное законодательство, могут устанавливать дополнительные гарантии избирательных прав граждая. Избирательное право в субъективном смысле означает гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления и Президента РФ. Оно включает в себя прежде всего активное избирательное право — право избирать, и пассивное избирательное право — право быть избранным. Вместе с тем субъективные избирательные права граждан не сводятся только к активному и пассивному избирательному правам. Они значительно шире. К субъективным избирательным правам граждан в Российской Федерации относятся: право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты, списков кандидатов; в предвыборной агитации; в наблюдении за проведением выборов; работе избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.
Термин «избирательная система* в юридической литературе используется в широком и узком смыслах. Избирательная система в широком смысле — это совокупность правовых и неправовых общественных отношений, возникающих в процессе выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Соотношение избирательного права и избирательной системы состоит в том, что избирательная система является предметом регулирования избирательного права в объективном смысле. Но при этом не все общественные отношения, составляющие избирательную систему, являются предметом регулирования избирательного права. Например, моральные требования кандидатам остаются в сфере нравственных норм и традиции как разновидностей социальных норм, но их трудно ^•Р^вести в правовые категории1. М 2007<"гЯ" С' А' ^ОН(:™тУТ1Щ1нное "рано России: учебный курс. Т, 2. • С. 163. 390 Глава 18. Избирательное право Избирательная система в узком смысле — это установленный законом способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательную систему в узком смысле подразделяют на мажоритарную, пропорциональную и смешанную. Мажоритарной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют за кандидатов в депутаты. Существует две основные разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной избирательной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов по сравнению с другими. Для мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства характерно, что избранным считается кандидат, получивший более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос). Если в первом туре ни один кандидат не наберет более половины всех признанных действительными голосов избирателей, назначается второй тур голосования, при котором в избирательный бюллетень включаются два кандидата, которые лидировали по количеству собранных голосов в первом туре голосования. Во втором туре победившим считается кандидат, набравший большее число голосов по сравнению с другим кандидатом.
Пропорциональной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют только за списки политических партий. Это означает отсутствие независимых кандидатов и голосования за отдельные личности. По пропорциональной избирательной системе избирают в настоящее время 450 депутатов Государственной Думы, а также не менее половины депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. К распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, преодолевшие заградительный барьер, т.е. собравшие определенный процент от поданных при голосовании голосов. Заградительный барьер нужен для того, чтобы в законодательном органе государственной власти были представлены крупные партии, имеющие влияние среди населения. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|