Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 18. Избирательное право




Следует отметить, что круг отношений, регулируемых нормами избирательного права в Российской Федерации, неуклонно расширяется. Если в советский период истории России нормы избирательного права регулировали выборы только представительных органов государственной власти, то после принятия Конституции РФ выборы являются основным способом формирования и представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, главы государства.

Избирательное право России в объективном смысле имеет свои источники, которыми являются нормативные право­вые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, регулирующие порядок выборов. Источниками избира­тельного права являются:

— Конституция РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации*; другие феде­ральные законы; указы и распоряжения Президента РФ, акты ЦИК РФ;

— конституции республик в составе Российской Феде­рации, уставы краев, областей, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов; законы субъектов РФ; акты глав администраций и других руково­дителей исполнительных органов субъектов РФ по вопро­сам организации и проведения выборов.

Конституция РФ не содержит специальной главы, как это было в предшествующих советских конституциях, за­крепляющей, например, принципы избирательного права. Это, однако, отнюдь не означает, что современная избира­тельная система лишена конституционного содержания. Ряд статей Конституции РФ (ст. 3, 32, 69, 81, 83, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130), а также п. 3, 5, 7, 8 раздела второго Конституции содержат в себе конституционные основы со­временной российской избирательной системы.

Однако в Конституции РФ закреплены лишь основы формирования федеральных институтов государственной власти: Президента РФ, Совета Федерации и Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ. При этом буквально вскользь в ст. 130 Конституции РФ упоминается об основах избирательной системы при выборах в органы местного са­моуправления. И в Конституции России нет ни одной нор­мы, посвященной избирательной системе на выборах в зако­нодательные органы власти субъектов Федерации.

18.1. Понятия избирательного права, избирательной системы... 389

Свое полноценное развитие конституционные основы избирательного права получили как в федеральном законо­дательстве, так и в законодательстве субъектов РФ, а также местном (муниципальном) избирательном нормотворчестве.

Субъекты РФ принимают собственное избирательное законодательство, могут устанавливать дополнительные гарантии избирательных прав граждая.

Избирательное право в субъективном смысле означает гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления и Президента РФ. Оно включает в себя прежде всего активное избирательное пра­во — право избирать, и пассивное избирательное право — право быть избранным. Вместе с тем субъективные изби­рательные права граждан не сводятся только к активному и пассивному избирательному правам. Они значительно шире. К субъективным избирательным правам граждан в Российской Федерации относятся: право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты, списков кандидатов; в предвыборной агитации; в наблюдении за проведением выборов; работе избирательных комиссий, включая уста­новление итогов голосования и определение результатов выборов; в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными закона­ми, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Термин «избирательная система* в юридической лите­ратуре используется в широком и узком смыслах.

Избирательная система в широком смысле — это сово­купность правовых и неправовых общественных отноше­ний, возникающих в процессе выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Соотношение изби­рательного права и избирательной системы состоит в том, что избирательная система является предметом регулиро­вания избирательного права в объективном смысле. Но при этом не все общественные отношения, составляющие изби­рательную систему, являются предметом регулирования избирательного права. Например, моральные требования кандидатам остаются в сфере нравственных норм и тра­диции как разновидностей социальных норм, но их трудно ^•Р^вести в правовые категории1.

М 2007<Я" С' А' ^ОН(:тУТ1Щ1нное "рано России: учебный курс. Т, 2. • С. 163. 390

Глава 18. Избирательное право

Избирательная система в узком смысле — это установ­ленный законом способ распределения депутатских ман­датов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательную систему в узком смысле подразделяют на мажоритарную, пропорциональ­ную и смешанную.

Мажоритарной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют за кандидатов в депутаты. Существует две основные разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного большинства и отно­сительного большинства.

При мажоритарной избирательной системе относитель­ного большинства избранным считается кандидат, получив­ший наибольшее количество голосов по сравнению с дру­гими.

Для мажоритарной избирательной системы абсолют­ного большинства характерно, что избранным считается кандидат, получивший более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос). Если в первом туре ни один кандидат не наберет более половины всех признанных действительными голосов избирателей, назначается второй тур голосования, при котором в изби­рательный бюллетень включаются два кандидата, которые лидировали по количеству собранных голосов в первом туре голосования. Во втором туре победившим считается кандидат, набравший большее число голосов по сравнению с другим кандидатом.

Пропорциональной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют только за списки по­литических партий. Это означает отсутствие независимых кандидатов и голосования за отдельные личности. По про­порциональной избирательной системе избирают в настоя­щее время 450 депутатов Государственной Думы, а также не менее половины депутатов законодательных (представи­тельных) органов государственной власти субъектов РФ.

К распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, преодолевшие заградительный ба­рьер, т.е. собравшие определенный процент от поданных при голосовании голосов. Заградительный барьер нужен для того, чтобы в законодательном органе государственной власти были представлены крупные партии, имеющие вли­яние среди населения. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...