Принципы избирательного права
Прямое избирательное право означает избрание депутатов и выборных должностных лиц непосредственно избирателями. Прямое избирательное право на выборах во все представительные учреждения в России впервые было закреплено Конституцией РСФСР 1937 г. До этого в РСФСР сочетались прямое голосование на выборах в городские и сельские Советы с многостепенными выборами на съезды Советов. При многостепенных выборах делегатов вышестоящих съездов Советов избирали делегаты нижестоящих съездов Советов или депутаты городских и сельских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Современное законодательство предусматривает многостепенные выборы в двух случаях. 1. Избрание половины членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. 2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает возможность формирования представительного органа муниципального района из депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район (ч. 4 ст. 35). В последнем случае депутаты представительных органов поселений избирают из своего состава членов представительного органа муниципального района. Тайное голосование означает такую подачу голосов избирателями, при которой волеизъявление одного избирателя неизвестно другим избирателям. Гарантией тайного голосования является тайна заполнения избирательного бюллетеня в специальной комнате или кабине. Для этого на каждом избирательном участке создаются специальные кабины или комнаты, в которых избиратель в отсутствие других лиц, включая членов избирательной комиссии, единолично заполняет избирательный бюллетень. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Если гражданин не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, которому доверяет, кроме членов избирательной комиссии. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяю- щего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю в заполнении бюллетеня. Гарантией тайного голосования является порядок досрочного голосования, при котором заполненный проголосовавшим досрочно избирателем бюллетень самостоятельно вкладывается в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии. Обязательность и периодичность проведения выборов. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Обязательность проведения выборов возникает в связи с истечением конституционного (уставного) срока, на который избираются представительные органы государственной власти, местного самоуправления и выборные должностные лица, а также в связи с досрочным окончанием их полномочий. Периодичность проведения выборов предполагает наличие определенного времени между проведением предыдущих и очередных выборов, а также их разумную продолжительность в виде предельного срока, на который избираются представительные учреждения. Срок полномочий представительного учреждения, как правило, составляет четыре-пять лет, Президента РФ — шесть лет.
В условиях чрезвычайного или военного положения для обеспечения безопасности граждан и зашиты конституционного строя в соответствии с Конституцией РФ федеральным конституционным законом может быть отложено проведение выборов до окончания срока действия такого положения. Состязательность выборов. Состязательность (конкурентность) обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если на выборах число голосов кандидатов будет равно числу замещаемых мандатов, у избирателя нет возможности выбора. И голосование Превращается в формальность. 398 Глава 18. Избирательное право Избирательный процесс Состязательность стала принципом выборов в 1989 г., когда законодательно было закреплено непременное выдвижение двух и более кандидатов на одно депутатское место. Федеральное законодательство допускает возможность проведения выборов в одномандатном или едином избирательном округе по одной кандидатуре в двух случаях. Во-первых, это может иметь место при повторном голосовании. Например, второй тур выборов Президента России возможен, если остается один кандидат. Во-вторых, — на выборах депутатов органов местного самоуправления, если это предусмотрено законом субъекта РФ. Однако при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Свободные и добровольные выборы. Выборы в Российской Федерации являются свободными. Это означает право избирателей выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными федеральным законодателем и органом законодательной (представительной) власти процедурами, с тем чтобы при этом исключалась возможность искажения существа волеизъявления избирателей. Выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений. Добровольность участия в выборах означает запрет воздействия на избирателя с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Российское законодательство не устанавливает обязанности граждан участвовать в выборах. Широко распространенным явлением в последние годы стал абсентеизм — неучастие избирателей в выборах, который обусловлен многими причинами. Среди них: неверие граждан в возможность повлиять на содержание и характер деятельности органов государственной власти, их должностных лиц; неверие обещаниям кандидатов в депутаты и на выборные должности; убежденность в фальсификации результатов выборов.
Избирательный процесс Избирательный процесс — совокупность процессуальных норм избирательного права, регулирующих стадии реализа- ции субъективных избирательных прав граждан. Назначением стадий избирательного процесса является обеспечение последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Стадиями реализации субъективных избирательных прав граждан являются: назначение выборов; образование избирательных округов; образование избирательных участков; уточнение списков избирателей; формирование избирательных комиссий; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов в депутаты; агитация и финансирование выборов; подача и подсчет голосов; определение результатов голосования; опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов. Это обязательные стадии избирательного процесса. Кроме того, возможна факультативная стадия избирательного процесса — повторное голосование и повторные выборы, дополнительные выборы. Назначение выборов Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Гарантией своевременного назначения выборов является предусмотренная федеральным законом возможность их назначения соответствующей избирательной комиссией. Это возможно в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом или выборным должностным лицом исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица. При этом день вы-юров в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Днями ОДосования на выборах в органы государственной власти уоъектов РФ, органы местного самоуправления являются Глава 18. Избирательное права второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. В случае досрочного прекращения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов. Другая гарантия своевременного назначения выборов возможна в случае отсутствия соответствующей избирательной комиссии. Тогда выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая ЦИК РФ или избирательной комиссией субъекта Федерации в количестве не менее 15 членов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|