Административно-территориальное устройство субъектов. 371
Важнейшим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является экономический принцип. Он предполагает учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численности и плотности населения, тяготение населенных пунктов к определенным экономическим центрам; направление и характер путей сообщения, развитие средств связи, обеспечение экономических и организационных условий для формирования эффективно действующих органов государственной власти и местного самоуправления. Вторым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать соответствие - а исторически сложившейся системы расселения тенденциям развития данной системы. Третьим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является национальный принцип. Он означает учет национального состава населения, его специфических особенностей, обеспечение его компактного проживания в рамках одной административно-территориальной единицы. Цель этого принципа — развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп малочисленных народов, проживающих на территории субъекта РФ. Четвертым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать максимальное приближение к населению как государственного аппарата, так и органов местного самоуправления. Обязательным принципом административно-территориального устройства субъектов РФ является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых, упразднении существующих административно-территориальных единиц.
Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно-территориального деления субъекта Федерации, имеющая Установленный законодательством статус и наименование. Виды административно-территориальных единиц многообразны. Территория субъекта РФ делится в первую оче-Редь на сельские районы, и города. 372 Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ Сельский район — административно-территориальное образование, не входящее в состав других административно-территориальных образований, состоящее из нескольких сельсоветов, поссоветов и (или) городов районного значения и имеющее единый административный центр. Разновидностью сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ. Так, в Алтайском крае имеется Славгородский немецкий национальный район. Город краевого (областного, республиканского) значения — административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов. Город краевого (областного, республиканского) значения должен насчитывать не менее 50 тыс. человек. Крупные города делятся на внутригородские районы. Внутригородской район — административно-территориальное образование, входящее в состав города краевого (областного, республиканского) значения, состоящее из части его территории и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.
На территории субъекта Федерации имеются города районного значения — административно-территориальное образования, входящие в состав сельского района, состоящие из города с прилегающими к нему землями, необходимыми для развития и обслуживания города. Город районного значения должен насчитывать не менее 11—15 тыс. человек. Численность населения города регулируется законами об административно-территориальном устройстве каждого субъекта РФ по-разному. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. 16.6. Административно-территориальное устройство субъектов... 373 На территории сельского района находятся поселки и села. Поселок городского типа (рабочий, курортный, дачный) — территориальная единица, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строительства, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры либо основным назначением которой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения, с численностью населения не менее 3000 человек. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. Сельский населенный пункт — село, деревня, хутор и другие типы сельских населенных пунктов, жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. Сельское поселение — территориальная единица, состоящая из нескольких объединенных обшей территорией сельских населенных пунктов, границы которой совпадают с границами муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения. На территории субъекта РФ может находиться закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). ЗАТО — это административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Например, в Московской области находятся три ЗАТО: город Крас-нознаменск, поселок Восход, поселок Молодежный.
Административным центром административно-территориального образования является городской или сельский населенный пункт, расположенный на территории соответствующего административно-территориального образования, который в установленном порядке определен в качестве местонахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления. В последние 20 лет появились новые, нетрадиционные административно-территориальные единицы. Так, террито- 374 Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ рия города Москвы делится на округа, округа — на городские районы. В результате укрупнения субъектов РФ, объединения двух и более субъектов Федерации некоторые бывшие субъекты РФ стали административно-территориальными единицами с особым статусом. Так, Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № б-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» в ч. 1 ст. 5 закрепил, что в составе нового субъекта РФ в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. Этот особый статус устанавливается федеральными законами, уставом (конституцией) и законами нового субъекта РФ.
Особый статус административно-территориальных единиц предполагает сохранение за ними территории, которую они имели до объединения с другими субъектами РФ. В уставах вновь образованных субъектов РФ имеются специальные нормы об этнических меньшинствах, проживающих на территории административно-территориальных единиц с особым статусом. В структуре исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может действовать специальный исполнительный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом. Так, в Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководитель которого (министр) является префектом — представителем края на территории округа. В Пермском крае Законодательное собрание состоит из 60 депутатов, двое из которых представлены по квоте, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Аналогичная норма имеет место в Красноярском крае. Другие административно-территориальные единицы с особым статусом аналогичного представительства в парламенте субъекта РФ не имеют. Решение вопросов административно-территориальном устройства отнесено к компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Так, к вопросам административно-территориального устройства законодательного органа Литература государственной власти субъекта Федерации, как правило, относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление и перенос административных центров районов; рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам или их переименовании. К ведению исполнительного органа власти субъекта РФ (губернатор, глава администрации) относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение городов районного подчинения, поселков (рабочих или дачных), сельских населенных пунктов (сел, деревень, хуторов и других типов сельских населенных пунктов); внесение в законодательный орган государственной власти субъекта проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства; подготовка материалов с предложениями о присвоении наименований административно-территориальным единицам и их переименовании, направление их в законодательный орган государственной власти; присвоение имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других лиц, имеющих заслуги перед государством, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов; регистрация, учет и систематизация административно-территориальных единиц субъекта Федерации.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Перечислите основные элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ и лайте определение каждого из них. 2. Назовите особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ. 3. Дайте характеристику предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. 4. Что вы знаете о правовом регулировании национально-культурной автономии в Российской Федерации? 5. Расскажите об административно-территориальном устройстве субъектов РФ (понятие, принципы, виды). Литература
1. Анненкова, В. Г. Модернизация федеративных отношений и укрепление единства Российской Федерации /376 Глава 1 6. Конституционно-правовой статус субъектов РФ В. Г. Анненкова // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуднен-ко. - Т. 2. - М, 2009. - С. 19-24. 2. Витрук, Н. В. Конституционный принцип «верности федерации* в практике Конституционного Суда Российской Федерации / Н. В. Витрук // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2003. — № 3. 3. Кокатов, А. Я. Актуальные проблемы федеративного устройства России / А. Н. Кокотов. — СПб., 2002. 4. Конюхова, И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития / И. А. Конюхова. — М., 2004. 5. Коркмасова, К. Д. Конституционные основы российского федерализма и общенациональная идея России / К. Д. Коркмасова. - Ростов н/Д, 2002. 6. Кутафий, О. Е. Российская автономия / О. Е. Кута-фин. - М., 2007. 7. Лебедев, А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика) / А. Н. Лебедев. - М., 1999. 8. Левин, И. Д. Суверенитет / И. Д. Левин. - СПб., 2003. 9. Насибуллин, Р. А. Русские дореволюционные государ-ствоведы о федерализации России / Р. А. Насибуллин // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. - Т. 2. - С. 9-18. 10. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994. 11. Ромашов, П. А. Основные конституционно-правовые элементы особого статуса административно-территориальной единицы / П. А. Ромашов. — Пермь, 2008. 12. Хабриева, Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации / Т. Я. Хабриева. — М., 2003. 13. Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. С. А. Авакьяна. - М., 2006. 14. Чиркин, В. Е. Современное федеративное государство / В. Е. Чиркин. - М., 1997.
Раздел VI ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
•
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|