Избирательные округа и избирательные участки
Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ — определяемая в соответствии с действующим законодательством единая территория, от которой избираются один или несколько депутатов, выборное должностное лицо. Виды избирательных округов: •/ одномандатный избирательный округ, от которого избирается один депутат; ^ многомандатный избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально; ^ единый избирательный округ, который включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы. Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям: 1. Примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, 18.3. Избирательный процесс а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%. 2. При образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 40%. 3. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. 4. При создании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта РФ. территории муниципальных образований. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.
Избирательные участки создаются для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей на территории избирательного участка из расчета не более чем 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Избирательные участки Для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских Учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Правило, касающееся числа избирателей, южет не применяться при образовании избирательных Участков за пределами территории Российской Федерации. 402 Глава 18. Избирательное право Избирательные участки также создаются в местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях не позднее чем за три дня до голосования. Они входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
Составление списков избирателей Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации, командир воинской части, руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения РФ. Они направляются в территориальные комиссии, при отсутствии таковых — в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, — в участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Списки избирателей составляются соответствующими комиссиями на основании вышеприведенных сведений, а также сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт постоянного или преимущественного проживания или временного пребывания на соответствующей территории, наличие у гражданина открепительного удостоверения. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом Избирательный процесс недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
Гражданин Российской Федерации, обнаруживший ошибки или неточности в списке избирателей, вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию, которая в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, устранить ошибку или неточность либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Избирательные комиссии Избирательные комиссии — коллегиальные органы, образуемые в установленном законом порядке, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: ^ Центральная избирательная комиссия РФ; ^ избирательные комиссии субъектов РФ; ^ избирательные комиссии муниципальных образований; ^ окружные избирательные комиссии; ^ территориальные (районные, городские и др.) комиссии; ^ участковые комиссии. ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, которые: — формируются законодательными и исполнительными органами государственной власти на основе предложений политических партий и иных общественных объединений; — независимы от органов государственной власти и местного самоуправления; >•,-..X......... • 1 404 Глава 18. Избирательное право — осуществляют свои полномочия на постоянной основе, являются юридическими лицами, имеют собственные аппараты; — финансируются за счет средств соответствующего бюджета; - обладают собственной компетенцией. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения. Окружные и участковые избирательные комиссии являются общественными органами, создаваемыми только на период избирательной кампании. Гарантией независимости и объективности избирательных комиссий является порядок формирования их состава.
ЦИК РФ состоит из 15 членов: по пять членов назначают соответственно Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ. Избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, а также иных общественных объединений. Помимо вышеперечисленных субъектов выдвижения кандидатов в члены избирательных комиссий, в избирательные комиссии муниципальных образований вправе предлагать кандидатуры также избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. Гарантией независимости избирательных комиссий является правило, согласно которому членами избирательных комиссий с правом решающего толоса не могут быть депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, а также члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов 18.3. Избирательный процесс или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Избирательные комиссии: обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан; осуществляют подготовку и проведение выборов; рассматривают в пределах своей компетенции поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводят проверки по этим обращениям и дают письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования; обращаются с представлениями о проведении проверок и пресечений нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти; в связи с нарушением избирательного законодательства выносят предупреждения кандидату, избирательному объединению, инициативной группе. Кроме того, избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, списках избирателей.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Независимость избирательных комиссий не исключает их взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также их должностными лицами, которые обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. В частности, они должны на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, обеспечивать их охрану, предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Выдвижение кандидатов Важной стадией избирательного процесса является выдвижение кандидатов в депутаты. Именно на этой стадии происходит первоначальный отбор тех людей, из числа которых в дальнейшем будут избраны депутаты и выборные Должностные лица. Выдвижение кандидатом возможно в составе списка кандидатов либо путем самовыдвижения, или выдвижения избирательным объединением. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации*, учитывая негативную практи- 406 Глава 18. Избирательное право ку в ряде субъектов Федерации, закрепляет, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности главы муниципального образования и досрочно прекратившие исполнение полномочий главы муниципального образования по собственному желанию или в связи с выражением им недоверия населением, либо отрешенные от должности высшим должностным лицом субъекта Федерации, не могут быть выдвинуты кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в избирательную комиссию письменного заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указывается ряд сведений: фамилия, имя, отчество, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; гражданство, образование, основное место работы, занимаемая должность; принадлежность к политической партии; сведения о неснятой и непогашенной судимости; размере и источниках доходов, имуществе кандидата на праве собственности, вкладах в банках и ценных бумагах. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) тайным голосованием. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и по- 18.3. Избирательный процесс _ рядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, вызванных выбытием кандидатов. Количество подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, необходимых для их регистрации, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным нравом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Запрещается сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Количество представляемых для регисграции кандидата, списков кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10%. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечислены основания отказа в регистрации кандидата. В их числе: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости; несоздание избирательного фонда; превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5% установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного положения и т.д. Статус кандидатов Главной чертой, определяющей статус кандидатов, является их равенство, равные права и равные обязанности. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. Федеральный закон установил запрет на использование Преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании для ряда кандидатов. 408 Глава 18. Избирательное право В их числе кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск СМИ. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов: - право на освобождение от работы, выполнения служебных обязанностей в любой день и на любое время со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов; - во время выборов зарегистрированный кандидат не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу; — время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата; — зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия прокурора (соответственно уровню выборов), а также привлечен к уголовной ответственности или арестован без согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Перечисленные гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов прекращаются с момента официального опубликования общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. 16.3. Избирательный процесс Предвыборная агитация Выбор избирателей прочнее, если он осознан. Это достигается с помощью убеждения в ходе предвыборной агитации, которая начинается с момента регистрации кандидатов. Предвыборная агитация — это деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, политических партий, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против; б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению; в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, избирательном объединении в сочетании с позитивными или негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных Материалов; иными не запрещенными законом методами. Федеральный закон содержит перечень субъектов, которым запрещено проводить предвыборную агитацию. В их числе: органы государственной власти и местного самоуправления; лица, замещающие государственные или вы-орные муниципальные должности; государственные и му- 410
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|