Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательные округа и избирательные участки




Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ — определяемая в соответ­ствии с действующим законодательством единая террито­рия, от которой избираются один или несколько депутатов, выборное должностное лицо. Виды избирательных округов: •/ одномандатный избирательный округ, от которого из­бирается один депутат;

^ многомандатный избирательный округ, в котором из­бираются несколько депутатов и в котором за каждо­го из них избиратели голосуют персонально; ^ единый избирательный округ, который включает в себя всю территорию, на которой проводятся вы­боры.

Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:

1. Примерное равенство избирательных округов по чис­лу избирателей с допустимым отклонением от средней нор­мы представительства избирателей не более чем на 10%,

18.3. Избирательный процесс

а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%.

2. При образовании избирательных округов на террито­риях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы пред­ставительства избирателей в соответствии с законами субъ­ектов Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 40%.

3. Избирательный округ должен составлять единую тер­риторию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

4. При создании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта РФ. территории муниципальных образований.

Избирательная комиссия, организующая выборы, не позд­нее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов, вхо­дящих в каждый избирательный округ, номер и центр каж­дого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправле­ния утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Избирательные участки создаются для проведения го­лосования и подсчета голосов. Они образуются главой му­ниципального образования по согласованию с избиратель­ными комиссиями на основании данных о численности избирателей на территории избирательного участка из рас­чета не более чем 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Избирательные участки Для граждан Российской Федерации, находящихся за преде­лами территории Российской Федерации, образуют руково­дители дипломатических представительств или консульских Учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Правило, касающееся числа избирателей, южет не применяться при образовании избирательных Участков за пределами территории Российской Федерации. 402

Глава 18. Избирательное право

Избирательные участки также создаются в местах вре­менного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха), в труднодоступных и отдаленных местно­стях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях не позднее чем за три дня до голосо­вания. Они входят в избирательные округа по месту их рас­положения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Составление списков избирателей

Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации, командир воинской части, руково­дитель дипломатического представительства, консульского учреждения РФ. Они направляются в территориальные комиссии, при отсутствии таковых — в окружные изби­рательные комиссии, а в случаях, предусмотренных зако­ном, — в участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Списки избирателей составляются соответствующими комиссиями на основании вышеприведенных сведений, а также сведений, полученных с использованием государ­ственной системы регистрации.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избира­тельном участке является факт постоянного или преиму­щественного проживания или временного пребывания на соответствующей территории, наличие у гражданина от­крепительного удостоверения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по при­зыву в воинских частях, военных организациях и учрежде­ниях, которые расположены на территории соответствующе­го муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления.

На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договора­ми РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные гражда­не, которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом

Избирательный процесс

недееспособными, не содержатся в местах лишения свобо­ды по приговору суда и постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

Гражданин Российской Федерации включается в спи­сок избирателей только на одном избирательном участке. Участковая избирательная комиссия уточняет список из­бирателей. Выверенный и уточненный список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой из­бирательной комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

Гражданин Российской Федерации, обнаруживший ошибки или неточности в списке избирателей, вправе зая­вить об этом в участковую избирательную комиссию, кото­рая в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента оконча­ния голосования, обязана проверить заявление, устранить ошибку или неточность либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжалова­но в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Избирательные комиссии

Избирательные комиссии — коллегиальные органы, об­разуемые в установленном законом порядке, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

В Российской Федерации действуют следующие избира­тельные комиссии:

^ Центральная избирательная комиссия РФ;

^ избирательные комиссии субъектов РФ;

^ избирательные комиссии муниципальных образований;

^ окружные избирательные комиссии;

^ территориальные (районные, городские и др.) комис­сии;

^ участковые комиссии.

ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ яв­ляются государственными органами, которые:

— формируются законодательными и исполнительны­ми органами государственной власти на основе пред­ложений политических партий и иных общественных объединений;

независимы от органов государственной власти и мест­ного самоуправления; >•,-..X......... • 1 404

Глава 18. Избирательное право

— осуществляют свои полномочия на постоянной осно­ве, являются юридическими лицами, имеют собствен­ные аппараты;

— финансируются за счет средств соответствующего бюджета;

- обладают собственной компетенцией.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения.

Окружные и участковые избирательные комиссии яв­ляются общественными органами, создаваемыми только на период избирательной кампании.

Гарантией независимости и объективности избиратель­ных комиссий является порядок формирования их состава.

ЦИК РФ состоит из 15 членов: по пять членов назнача­ют соответственно Государственная Дума, Совет Федера­ции и Президент РФ.

Избирательные комиссии субъектов Федерации, изби­рательные комиссии муниципальных образований, окруж­ные избирательные комиссии, территориальные, участ­ковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Го­сударственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъек­та РФ, а также иных общественных объединений.

Помимо вышеперечисленных субъектов выдвижения кандидатов в члены избирательных комиссий, в избира­тельные комиссии муниципальных образований вправе предлагать кандидатуры также избирательные объедине­ния, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к рас­пределению депутатских мандатов в представительном ор­гане муниципального образования.

Гарантией независимости избирательных комиссий явля­ется правило, согласно которому членами избирательных ко­миссий с правом решающего толоса не могут быть депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их дове­ренные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, вы­двинувших кандидатов, а также члены избирательных ко­миссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов

18.3. Избирательный процесс

или лица, которые находятся в непосредственном подчине­нии у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

Избирательные комиссии: обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан; осуществляют под­готовку и проведение выборов; рассматривают в пределах своей компетенции поступившие к ним в период избира­тельной кампании обращения о нарушении закона, про­водят проверки по этим обращениям и дают письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предше­ствующего дню голосования; обращаются с представления­ми о проведении проверок и пресечений нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной вла­сти; в связи с нарушением избирательного законодатель­ства выносят предупреждения кандидату, избирательному объединению, инициативной группе.

Кроме того, избирательные комиссии обеспечивают ин­формирование избирателей о сроках и порядке осущест­вления избирательных действий, ходе избирательной кам­пании, а также о кандидатах, списках избирателей.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Независимость избирательных комиссий не исключает их взаимодействия с государственными органами, орга­нами местного самоуправления, государственными и му­ниципальными учреждениями, а также их должностными лицами, которые обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. В частности, они должны на безвозмездной основе предоставлять необходимые по­мещения, обеспечивать их охрану, предоставлять на без­возмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Выдвижение кандидатов

Важной стадией избирательного процесса является вы­движение кандидатов в депутаты. Именно на этой стадии происходит первоначальный отбор тех людей, из числа ко­торых в дальнейшем будут избраны депутаты и выборные Должностные лица. Выдвижение кандидатом возможно в составе списка кандидатов либо путем самовыдвижения, или выдвижения избирательным объединением.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации*, учитывая негативную практи- 406

Глава 18. Избирательное право

ку в ряде субъектов Федерации, закрепляет, что гражда­не Российской Федерации, замещавшие должности главы муниципального образования и досрочно прекратившие исполнение полномочий главы муниципального образова­ния по собственному желанию или в связи с выражением им недоверия населением, либо отрешенные от должности высшим должностным лицом субъекта Федерации, не мо­гут быть выдвинуты кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выбо­рах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) из­бирательному округу и в составе списка кандидатов. Канди­дат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в избиратель­ную комиссию письменного заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избира­тельному округу с обязательством в случае избрания пре­кратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указывается ряд сведений: фамилия, имя, отчество, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; гражданство, образование, основное место работы, занима­емая должность; принадлежность к политической партии; сведения о неснятой и непогашенной судимости; размере и источниках доходов, имуществе кандидата на праве соб­ственности, вкладах в банках и ценных бумагах.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уве­домления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с после­дующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов полити­ческими партиями осуществляется в соответствии с Феде­ральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) тайным голосованием. После представления спи­ска кандидатов в избирательную комиссию его состав и по-

18.3. Избирательный процесс

_

рядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, вызванных выбытием кандидатов.

Количество подписей в поддержку выдвижения кан­дидатов, списков кандидатов, необходимых для их реги­страции, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного окру­га, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих актив­ным избирательным нравом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Запре­щается сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.

Количество представляемых для регисграции кандидата, списков кандидатов подписей избирателей может превы­шать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10%.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечислены основания отказа в регистрации кандидата. В их числе: отсутствие у кандида­та пассивного избирательного права; сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости; несозда­ние избирательного фонда; превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5% установленного законом предельного размера рас­ходования средств избирательного фонда; неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должност­ного положения и т.д.

Статус кандидатов

Главной чертой, определяющей статус кандидатов, явля­ется их равенство, равные права и равные обязанности.

От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопро­сам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные пред­ставители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

Федеральный закон установил запрет на использование Преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании для ряда кандидатов. 408

Глава 18. Избирательное право

В их числе кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, находящиеся на го­сударственной или муниципальной службе либо являющи­еся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск СМИ.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на госу­дарственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск СМИ, на вре­мя их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представля­ют в избирательную комиссию заверенные копии соответ­ствующих приказов не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов:

- право на освобождение от работы, выполнения слу­жебных обязанностей в любой день и на любое время со дня регистрации кандидата до дня официального опубликова­ния результатов выборов;

- во время выборов зарегистрированный кандидат не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из об­разовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, при­зван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу;

— время участия зарегистрированного кандидата в вы­борах засчитывается в общий трудовой стаж по той специ­альности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата;

— зарегистрированный кандидат не может быть подвер­гнут в судебном порядке административному наказанию без согласия прокурора (соответственно уровню выборов), а также привлечен к уголовной ответственности или аре­стован без согласия Председателя Следственного комите­та РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов).

Перечисленные гарантии деятельности зарегистриро­ванных кандидатов прекращаются с момента официального опубликования общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия.

16.3. Избирательный процесс

Предвыборная агитация

Выбор избирателей прочнее, если он осознан. Это дости­гается с помощью убеждения в ходе предвыборной агита­ции, которая начинается с момента регистрации кандидатов. Предвыборная агитация — это деятельность граждан Рос­сийской Федерации, кандидатов, избирательных объеди­нений, политических партий, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период из­бирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, спи­сок, списки кандидатов либо против;

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, из­бирательному объединению;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преоб­ладают сведения о каком-либо кандидате, избирательном объединении в сочетании с позитивными или негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности канди­дата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обя­занностей;

е) деятельность, способствующая созданию положитель­ного или отрицательного отношения избирателей к канди­дату, избирательному объединению, выдвинувшему канди­дата, список кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печат­ных изданиях; посредством проведения агитационных пу­бличных мероприятий; посредством выпуска и распростра­нения печатных, аудиовизуальных и других агитационных Материалов; иными не запрещенными законом методами.

Федеральный закон содержит перечень субъектов, кото­рым запрещено проводить предвыборную агитацию. В их числе: органы государственной власти и местного само­управления; лица, замещающие государственные или вы-орные муниципальные должности; государственные и му- 410

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...