Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности правового статуса субъектов.




ности международных организации в рамках органов, соз­данных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с орга­нами государственной власти иностранных государств.

Участие в международных отношениях субъектов Фе­дерации осуществляется в пределах полномочий, предо­ставленных им Конституцией РФ, федеральным законода­тельством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

8. Субъекты РФ имеют собственную символику: герб, гимн, флаг, столицу или административный центр.

Символика впервые была закреплена законодательством большинства республик в 1990—1993 гг. Среди других субъ­ектов РФ собственную символику ввел Санкт-Петербург в 1991 г. Другие субъекты РФ стали утверждать свою сим­волику с 1993-1994 гг.

В соответствии с Конституцией РФ создание собствен­ной символики относится к исключительной компетенции субъектов РФ. Однако с целью проведения единой государ­ственной политики в области геральдики символы субъек­тов РФ подлежат регистрации Геральдическим советом при Президенте РФ. Геральдический совет издает методические рекомендации по вопросам символики субъектов Федера­ции как общего характера, так и конкретные рекомендации относительно символики отдельных субъектов РФ.

9. Субъекты Российской Федерации не обладают правом сецессии (одностороннего выхода из состава Российской Феде­рации). Это соответствует международным стандартам и ми­ровому опыту федеративного строительства. Целостность территории — неотъемлемая черта независимых государств.

Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации

 

Республика в составе Российской Федерации

Первой отличительной особенностью правового статуса •спублики в составе Российской Федерации является ее ха­рактеристика как государства. Республики как субъекты едерации не обладают суверенитетом и не вправе закре- 356

Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

плять его в своих конституциях. Признание за республи­ками суверенитета не имеет для этого как теоретических, так и правовых оснований. Кроме того, наличие такой нор­мы в конституциях отдельных республик нарушало прин­цип равноправия субъектов РФ. Следовательно, наличие в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ термина «республика (государ­ство)» не означает признание государственного суверенитета республик. Этот термин отражает лишь определенные особен­ности их конституционно-правового статуса, обусловленные спецификой исторического развития федерации в России.

Второй отличительной особенностью республики в со­ставе Российской Федерации является наличие конститу­ции, которая может приниматься: законодательным (пред­ставительным) органом государственной власти; особым представительным органом — Конституционным собрани­ем (республики Дагестан, Бурятия); референдумом (Мор­довия, Удмуртская Республика). При этом республика самостоятельно определяет порядок принятия своей кон­ституции (законодательным органом власти либо на рефе­рендуме), в то время как в иных субъектах уставы прини­маются только законодательным органом государственной власти (ч. 1, 2 ст. 66 Конституции РФ).

В некоторых республиках предусматривается народная законодательная инициатива. Так, в Тыве с предложением об изменении конституции может выступить группа изби­рателей численностью не менее 1 тыс. человек, в Ингуше­тии — не менее 10 тыс., в Удмуртии — не менее 50 тыс.

Решение об изменении конституции во всех республи­ках принимается квалифицированным большинством в две трети голосов членов парламента.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает лишь один способ измене­ния конституций субъектов Федерации — внесение попра­вок. Однако конституции отдельных республик допускают другой способ их изменения — пересмотр (Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г.).

Третьей отличительной особенностью республик в соста­ве Российской Федерации является их право устанавливать свой государственный язык (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). В органах государственной власти, органах местного са­моуправления, государственных учреждениях республик

Особенности правового статуса субъектов...

наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик.

На заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, комитетов и комиссий палат, на парламентских слу­шаниях члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы вправе выступать на государственных языках ре­спублик или иных языках народов Российской Федерации при обеспечении перевода выступления на государственный язык Российской Федерации в соответствии с регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Четвертой отличительной особенностью правового ста­туса республик в составе Российской Федерации является право создавать конституционные суды. В настоящее вре­мя конституционные суды созданы в республиках Тыва, Адыгея, Карелия, Татарстан и др.

Ранее республики могли устанавливать собственное граж­данство (ст. 2 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О граж­данстве Российской Федерации»). Впоследствии это право у республик было изъято Федеральным законом 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации!-.

Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации

Автономия — это самостоятельное осуществление госу­дарственной власти национально-государственным образо­ванием в пределах компетенции, устанавливаемой Консти­туцией РФ и федеральными законами.

Исторически в России сложились три вида автономных образований: автономные республики, автономные области и автономные округа.

Автономные республики рассматривались как несуверен­ные государства, политическая форма автономии. Они име­ли свои конституции, которые утверждались Верховным Советом РСФСР, высшие органы государственной власти. Автономная республика имела представительство в соста-

11 депутатов в Совете Национальностей Верховного Со-ета СССР. Председатели президиумов верховных советов

тономных республик были заместителями Председателя президиума Верховного Совета РСФСР.

» административной форме автономии относились втономные области и автономные округа. Эта форма

тономии для многих национальностей РСФСР сыгра-

роль переходной ступени к более высоким формам их35В

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...