Особенности правового статуса субъектов.
ности международных организации в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Участие в международных отношениях субъектов Федерации осуществляется в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации. 8. Субъекты РФ имеют собственную символику: герб, гимн, флаг, столицу или административный центр. Символика впервые была закреплена законодательством большинства республик в 1990—1993 гг. Среди других субъектов РФ собственную символику ввел Санкт-Петербург в 1991 г. Другие субъекты РФ стали утверждать свою символику с 1993-1994 гг. В соответствии с Конституцией РФ создание собственной символики относится к исключительной компетенции субъектов РФ. Однако с целью проведения единой государственной политики в области геральдики символы субъектов РФ подлежат регистрации Геральдическим советом при Президенте РФ. Геральдический совет издает методические рекомендации по вопросам символики субъектов Федерации как общего характера, так и конкретные рекомендации относительно символики отдельных субъектов РФ. 9. Субъекты Российской Федерации не обладают правом сецессии (одностороннего выхода из состава Российской Федерации). Это соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность территории — неотъемлемая черта независимых государств. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации
Республика в составе Российской Федерации Первой отличительной особенностью правового статуса •спублики в составе Российской Федерации является ее характеристика как государства. Республики как субъекты едерации не обладают суверенитетом и не вправе закре- 356 Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ плять его в своих конституциях. Признание за республиками суверенитета не имеет для этого как теоретических, так и правовых оснований. Кроме того, наличие такой нормы в конституциях отдельных республик нарушало принцип равноправия субъектов РФ. Следовательно, наличие в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ термина «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета республик. Этот термин отражает лишь определенные особенности их конституционно-правового статуса, обусловленные спецификой исторического развития федерации в России. Второй отличительной особенностью республики в составе Российской Федерации является наличие конституции, которая может приниматься: законодательным (представительным) органом государственной власти; особым представительным органом — Конституционным собранием (республики Дагестан, Бурятия); референдумом (Мордовия, Удмуртская Республика). При этом республика самостоятельно определяет порядок принятия своей конституции (законодательным органом власти либо на референдуме), в то время как в иных субъектах уставы принимаются только законодательным органом государственной власти (ч. 1, 2 ст. 66 Конституции РФ). В некоторых республиках предусматривается народная законодательная инициатива. Так, в Тыве с предложением об изменении конституции может выступить группа избирателей численностью не менее 1 тыс. человек, в Ингушетии — не менее 10 тыс., в Удмуртии — не менее 50 тыс. Решение об изменении конституции во всех республиках принимается квалифицированным большинством в две трети голосов членов парламента.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает лишь один способ изменения конституций субъектов Федерации — внесение поправок. Однако конституции отдельных республик допускают другой способ их изменения — пересмотр (Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г.). Третьей отличительной особенностью республик в составе Российской Федерации является их право устанавливать свой государственный язык (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик Особенности правового статуса субъектов... наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик. На заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, комитетов и комиссий палат, на парламентских слушаниях члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе выступать на государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации при обеспечении перевода выступления на государственный язык Российской Федерации в соответствии с регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации. Четвертой отличительной особенностью правового статуса республик в составе Российской Федерации является право создавать конституционные суды. В настоящее время конституционные суды созданы в республиках Тыва, Адыгея, Карелия, Татарстан и др. Ранее республики могли устанавливать собственное гражданство (ст. 2 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»). Впоследствии это право у республик было изъято Федеральным законом 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации!-. Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации Автономия — это самостоятельное осуществление государственной власти национально-государственным образованием в пределах компетенции, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральными законами.
Исторически в России сложились три вида автономных образований: автономные республики, автономные области и автономные округа. Автономные республики рассматривались как несуверенные государства, политическая форма автономии. Они имели свои конституции, которые утверждались Верховным Советом РСФСР, высшие органы государственной власти. Автономная республика имела представительство в соста- 11 депутатов в Совете Национальностей Верховного Со-ета СССР. Председатели президиумов верховных советов тономных республик были заместителями Председателя президиума Верховного Совета РСФСР. » административной форме автономии относились втономные области и автономные округа. Эта форма тономии для многих национальностей РСФСР сыгра- роль переходной ступени к более высоким формам их35В
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|