Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Срок полномочий и ответственность Президента Российской Федерации




Срок полномочий Президента России — шесть лет.

Основания досрочного прекращения полномочий Прези­дента России предусмотрены ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Их можно подразделить на два вида. Первый — обстоятель­ства, наступающие по инициативе и волеизъявлению Пре­зидента РФ. В их числе: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, Второй вид — досрочное прекращение полно­мочий в силу обстоятельств, не зависящих от воли Прези­дента. Это отрешение от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех меся-пев с момента досрочного прекращения исполнения полно­мочий.

Кроме перечисленных в Конституции РФ возможны и другие основания досрочного прекращения полномочий Президента: смерть, выезд за пределы России на постоян­ное место жительства, выход из гражданства России и по­лучение гражданства другого государства.

Отставка — довольно широкий по содержанию термин, применимый ко всем основаниям досрочного прекращения полномочий Президента. Поэтому в случае принятия фе­дерального закона о статусе Президента РФ следовало бы добавить термин «добровольная» отставка и урегулировать ее процедуру. Отсутствует также законодательное регули­рование процедуры реализации прекращения полномочий Президента в связи со стойкой неспособностью по состоя­нию здоровья исполнять полномочия1, что требует более подробной правовой регламентации.

Формой ответственности Президента РФ является отре­шение его от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения против Прези­дента РФ для отрешения его от должности может быть вне­сено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы и должно содержать кон­кретные указания на признаки преступления, предусмо-

1 См.: Крзобаена Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дисс. -канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 27—28.

19.3. Срок полномочий и ответственность Президента...

тренного ст. 93 Конституции РФ, которое вменяется в вину Президенту РФ. Затем предложение о выдвижении обвине­ния против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой с учетом пропорционального представительства фракций, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Специальная комиссия проверяет обоснованность вы­движения обвинения против Президента РФ, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, пра­вильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных регламентом, до при­нятия Государственной Думой решения о выдвижении об­винения.

Проект постановления о процедуре обсуждения пред­ложения о выдвижении обвинения против Президента РФ вместе со списком приглашаемых экспертов и других лиц вносятся специальной комиссией в Совет Государственной Думы, который направляет его не позднее чем за три дня до дня заседания Государственной Думы депутатам Госу­дарственной Думы, Президенту РФ и вносит проект поста­новления на рассмотрение Государственной Думы,

Палата большинством голосов от общего числа депута­тов Государственной Думы принимает проект постановле­ния за основу, а если нет письменных поправок, то прини­мает его в целом. В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ принимают участие де­путаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица. Преимущественное право на выступление имеют представители фракций.

По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты при­нимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предло­жению о выдвижении обвинения.

Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной из­мене или совершении иного тяжкого преступления в пя­тидневный срок направляется в Совет Федерации, а также оерховный Суд РФ — для дачи заключения о наличии 8 деиствиях Президента признаков преступления, и в Кон- 430

Глава 19. Президент Российской Федерации

ституционный Суд РФ — для дачи заключения о соблюде­нии установленного порядка выдвижения обвинения.

Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об осно­ваниях выдвижения обвинения против Президента РФ.

Затем слово предоставляется Председателю Конституци­онного Суда РФ для оглашения заключения Конституци­онного Суда РФ о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

После этого заслушивается заключение Комитета Сове­та Федерации по конституционному законодательству.

Президенту РФ либо его представителю предоставляет­ся слово по его желанию.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от долж­ности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.

Решение Совета Федерации об отрешении Президен­та РФ от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Оно считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постанов­лением Совета Федерации.

Если за решение Совета Федерации об отрешении Пре­зидента РФ от должности не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется по­становлением Совета Федерации,

Постановление Совета Федерации незамедлительно до­водится через СМИ до всеобщего сведения.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Пред­седатель Правительства РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.07.1999 № Ю-П пришел к выводу, что предусмотренное ч. 3 ст. 92 Конституции РФ положе­ние о временном исполнении Председателем Правитель­ства РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президен­том своих полномочий, перечисленных в ч. 2 ст. 92 Кон-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...