Пример 7.4. Устранение международного двойного налогообложения при репатриации дивидендов из США в Швейцарию
Швейцарская компания X., зарегистрированная в кантоне Женева, получает из пассивных источников на территории США дивиденды в размере 100 ед. Ставка налога у источника выплаты дивидендов в пользу иностранных резидентов в США составляет 30%, но по налоговому соглашению США - Швейцария она снижается до 15%. Ставка налога на прибыль компании в Женеве составляет 40%. Если бы налоговое соглашение между США и Швейцарской Конфедерацией отсутствовало, то налоговые последствия в данном примере были бы следующими: • у источника своей выплаты дивиденды, переводимые из США в Швейцарию, облагались бы по ставке 30%, и размер уплаченного в данном случае налога составил бы 30 ед.; • в стране резидентства получателя дивидендов налог на 100 ед. дохода из американских источников рассчитывается по ставке 40% и составляет 40 ед.; • совокупный размер уплаченных налогов достиг бы 70 единиц, что соответствует эффективной налоговой ставке для данного дохода в размере 70%. Если мы будем опираться исключительно на ст. 10 налогового соглашения США - Швейцария, то ставку налога у источника распределения дивидендов можно снизить с 30 до 15%. Налоговые последствия таковы: • в США уплачивается 15 ед. налога; • в Швейцарии-40 ед. (40% от 100 ед.); • совокупная величина уплаченных налогов - 55 ед. (эффективная налоговая ставка-55%), Двойное налогообложение дивидендов в таком случае облегчено, но полностью не устранено. Теперь наряду со ст. 10 налогового соглашения США - Швейцария применим положения ст. 23 этого же налогового соглашения, которая разрешает кредитовать налоги, ранее уплаченные в странах - источниках образования доходов. Налоговые последствия оказываются следующими:
• в США уплачивается 15 ед. налога; • налоговая ответственность в Швейцарии рассчитывается как: (100x0,4)- 15-25 (ед.); • сумма всех уплаченных налогов равняется 40 ед., а эффективная налоговая ставка соответствует 40%. В данном случае двойное юридическое налогообложение удалось полностью устранить, поскольку эффективная налоговая ставка в точности соответствует налоговой ставке кантона Женева. Итак, международное двойное налогообложение устраняется через применение в Швейцарской Конфедерации налогового кредита (ст. 23 налогового соглашения) на ранее уплаченный в США пониженный налог у источника образования дивидендов (ст. 10 Соглашения). Комментарии к МНК ОЭСР27 приводят также следующий пример использования уже известных нам методов налоговых освобождений и налоговых кредитов для устранения международного двойного налогообложения (см. пример 7.5). Пример 7.5. Применение методов налоговых освобождений и налоговых кредитов в соответствии с Комментариями к Модельной налоговой конвенции ОЭСР Предположим, что совокупный доход хозяйствующего субъекта составляет 100.000 единиц, из которых 80.000 единиц образуется в стране R - государстве резидентства и 20.000 единиц - доход в стране S (стране-источнике данного дохода). Налоговые ставки при этом составляют: 1) в стране R: для дохода в 80.000-30%; для дохода в 100.000 - 35%; 2) в стране S для дохода в 20.000: в первом случае (i) - 20% (4.000); во втором случае (ij) - 40% (8.000). 8 случае отсутствия методов устранения международного двойного налогообложения, применяемых в отношении налогообложения дохода данного хозяйствующего субъекта в стране его резидентства R, имеем: (i) в стране-источнике S налог уплачивается с 20.000 единиц образующегося там дохода по ставке 20%, что составляет 4.000; в стране резидентства R налогооблагаемая прибыль составляет 100.000, в отношении которой применяется ставка 35% (сумма уплаченного налога -35.000);
совокупные налоговые платежи при этом составляют 39.000, что соответствует эффективной налоговой ставке 39%; (ii) в стране-источнике налог платится по ставке 40%, т.е. 8.000; налог в стране резидентства - 35.000; совокупные налоговые платежи - 43.000 (соответствуют эффективной налоговой ставке 43%). При применении метода налоговых освобождений страна R снижает свои налоговые претензии только до величины дохода, образующегося на ее территории (80.000). Здесь возможны два варианта. Г*. 1963 and 1977 OECD Model Income Tax Treaties and Commentaries. — Deventer, 1987.—P. 237,239,241.
А)Метод полных налоговых освобождений в соответствии с которым для дохода в 80.000 страна R применяет налоговую ставку 30%(налог в стране R составляет 24.000): (i) совокупная величина налоговых платежей равняется 28.000(4.000+24.000),эффективная налоговая ставка - 28%, облегчение бремени двойного налогообложения (tax relief) составляет 11.000 (39.000-28.000); (ii) совокупные налоговые платежи - 32.000 (8.000+24.000), эффективная налоговая ставка - 32%, облегчение бремени двойного налогообложения -11.000(43.000-32.000). Б) Метол налоговых освобождений с прогрессией, в рамках которого страна R взимает с 80.000 единиц дохода, образующихся на своей территории, налог по ставке, применяемой в отношении совокупного дохода компании (100.000), т.е. 35%, что составляет 28.000: (i) совокупные налоговые платежи равняются 32.000 (4.000+28.000), эффективная налоговая ставка - 32%, а облегчение бремени двойного налогообложения - 7.000 (39.000-32.000); (ii) совокупные налоговые платежи - 36.000 (8.000+28.000), эффективная налоговая ставка - 36%, а облегчение бремени двойного налогообложения -7.000 (43.000-36.000). Заметим, что в обоих случаях уровень налогов, уплаченных хозяйствующим субъектом в стране S, не оказывает влияния на сумму налоговых платежей, взимаемых страной R. Вместе с тем в случае, если налоги в стране S ниже, чем в государстве R (случай i), то эффективная налоговая ставка меньше высшей ставки страны резидентства, а если выше, то эффективная налоговая ставка для данного хозяйствующего субъекта возрастает. Уровень налоговых облегчений (tax relief), гарантируемый методом полных налоговых освобождений, выше, чем облегчение, даваемое в соответствии с методом налоговых освобождений с прогрессией, поскольку в первом случае сокращается доход, к которому применяется налоговая ставка страны резидентства налогоплательщика.
Если применяется метод налоговых кредитов, то страна S по-прежнему сохраняет свои права на налогообложение доходов, образующихся на ее территории, но страна R позволяет вычитать сумму уже уплаченных в S налогов из налоговых обязательств, рассчитанных по месту резидентства налогоплательщика. Возможны два варианта применения налоговых кредитов: А) Полный налоговый кредит, когда страна R рассчитывает свой налог на основе совокупного дохода в 100.000 по ставке 35%, но при этом разрешает полностью вычитать из суммы, подлежащей уплате, налоги, уже удержанные в стране S. Имеем:
Б) Обыкновенный налоговый кредит, который заключается в том, что страна R так же рассчитывает свой налог исходя из совокупного дохода в 100.000 и применяемой по отношению к нему налоговой ставки 35% а затем позволяет вычитать из рассчитанной суммы налоговых обязательств налоги, удержанные в стране S. Однако в данном случае разрешается вычитать налоговые платежи страны S лишь в пропорции, не превышающей налоговую ставку страны R, применяемую в отношении доходов из источников в стране S. Для нашего примера максимально допустимая величина налогового кредита ограничивается суммой в 7.000 (35% от 20.000):
В обоих случаях очевидно, что если налоговая ставка в стране - источнике дохода S ниже, чем в государстве резидентства налогоплательщика R, то данный субъект внешнеэкономических операций не несет дополнительных издержек по уплате налогов; его эффективная налоговая ставка в точности соответствует ставке государства резидентства. Однако если налоги в стране R выше, то метод обыкновенных налоговых кредитов предполагает повышение совокупных налоговых платежей и дает меньшее облегчение от бремени двойного юридического налогообложения, чем метод полных налоговых кредитов.
Оценим теперь эффективность действия рассмотренных нами методов устранения двойного юридического налогообложения, сведя прежние расчеты в единую таблицу, сравнивающие различные варианты налогообложения:
Размер налоговых платежей, от которых отказывается страна R, предоставляя своим налогоплательщикам-резидентам облегчение от бремени двойного юридического налогообложения, следующий:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|