Алиды и аббасиды
В течение двух десятилетий главные претенденты на власть над общиной, потомки Али, не вступали в открытое противостояние с Умаййадами. Возглавивший их после гибели ал-Хусайна Мухаммад ибн ал-Ханафийа занял лояльную позицию по отношению к Абдалмалику и обеспечил роду Али благополучное во всех отношениях существование. После побоища в Кербала единственным потомком ал-Хусайна остался его тогда еще малолетний сын Али, прозванный его почитателями Зайн ал-Абидин («Краса поклоняющихся /Аллаху/»). По представлениям шиитов-имамитов он был имамом после своего отца. Однако в то время главой рода Алидов и старейшиной был Мухаммад ибн ал-Ханафийа, который стал имамом в глазах участников восстания ал-Мухтара. Он умер в 700–01 г., но почитатели считали его вечно живым. После его смерти старейшиной Алидов стал не Зайн ал-Абидин, а сын ал-Хасана, Зайд ибн ал-Хасан. Для части почитателей Мухаммада ибн ал-Ханафийи его преемником стал его сын, Абу Хашим Абдаллах. Соперничество между потомками ал-Хасана, ал-Хусайна и Мухаммада в начале VIII в. велось главным образом за право быть признанным старейшиной, имамом, распоряжающимся средствами рода. Эти люди достаточно хорошо знали друг друга, чтобы верить в то, что кто-то из них наделен божественной благодатью, и в своих тяжбах к таким аргументам не прибегали. Это хорошо показывает спор, возникший между Зайдом ибн ал-Хасаном и Абу Хашимом. Зайд, как старший потомок Фатимы, получал какие-то средства из пожертвований, предназначенных еще Али (садакат), а Абу Хашим, будучи старшим из внуков Али, считал, что распоряжаться этими средствами должен он, и обратился за разрешением этого спора к суду авторитетных законников Медины, заявив, что средства эти были завещаны Али, а не Фатимой, и распоряжаться ими по завещанию должен наиболее достойный из его старших потомков, он же лучше Зайда знает Коран и сунну пророка и является таким образом самым достойным. Судьи признали его правоту, но Зайд отверг их решение. Конфликт все более обострялся, и когда в сентябре 710 г. ал-Валид проезжал через Медину в хаджж, Зайд донес на Абу Хашима, что тот вносит раскол в общину, что у него в Ираке есть сторонники (ши‘а), из сподвижников ал-Мухтара, которые считают Абу Хашима имамом и присылают ему пожертвования (садаку). Во всяком случае, примечательно, что Зайд не обвинил своего соперника в том, что тот сам себя называет имамом.
Ал-Валид серьезно отнесся к словам своего тестя и, возвращаясь, взял с собой Абу Хашима и в Дамаске заключил его в тюрьму. Его брат Аун безуспешно пытался добиться его освобождения. Тогда за это взялся Зайн ал-Абидин. Он поехал в Дамаск, заверил ал-Валида, что ни о какой раскольнической деятельности Абу Хашима не известно и его арест порочит Умаййадов. Ал-Валид освободил Абу Хашима и даже включил его в круг участников своих вечерних бесед (маджлисов). Вскоре после описываемых событий, в 94/712–13 г., Зайн ал-Абидин скончался, и его почитатели признали своим имамом его сына Мухаммада ал-Бакира («Проникающего в суть»). И в этом случае об имамате приходится говорить как о частном деле небольшой группы лиц. Во всяком случае, халифы не воспринимали ал-Бакира как соперника, оспаривающего их власть, да он и не предпринимал враждебных действий. Иначе повернулось дело с имаматом Абу Хашима. Он оказался плохим царедворцем – был слишком независим в суждениях. Однажды во время обсуждения причин, по которым Мухаммад не женился на дочерях ансаров, ал-Валид неуважительно назвал его Абу-л-Банат («Отец дочерей»), обидно подчеркнув отсутствие у Абу Хашима сыновей. Тот запальчиво ответил, что у пророка Лута (Лота) и Шу‘айба тоже были одни дочери, как и у Мухаммада, и ничего позорного в этом нет. Ал-Валид разгневался и сказал, что лишает его своего покровительства, а Абу Хашим заявил, что и так засиделся в Дамаске и Сирии.
В это время в Дамаске находился Мухаммад ибн Али, правнук ал-Аббаса, собиравшийся возвращаться в свое поместье в ал-Хумайме (примерно в 100 км южнее Мертвого моря), и он пригласил Абу Хашима в попутчики. По дороге Абу Хашим заболел, а по другим сведениям был отравлен в пути специально подосланными ал-Валидом людьми. Он не мог продолжить путь в Медину и оставался в доме Мухаммада ибн Али, где и умер там в 97 или 98 г. х. (716 г.? ). Почувствовав приближение кончины, Абу Хашим решил перепоручить Мухаммаду ибн Али своих почитателей. Он попросил присутствующих оставить его наедине с Мухаммадом и, по словам последнего, открыл ему, что пророк предсказал Али, что власть его рода будет недолгой, а затем перейдет к потомкам ал-Аббаса, которые отомстят за обиды, нанесенные Алидам, и будут покровительствовать им. С этим он передал Мухаммаду власть над своими почитателями в Ираке и сообщил, в каком доме в Куфе и у какой колонны спрятан заветный свиток, переданный пророком Али ибн Талибу с предсказаниями будущего. Поскольку разговор был с глазу на глаз, то Мухаммад мог рассказывать потом об этом разговоре, что угодно. По одной из версий, Абу Хашим предсказал все последующие события, что центром восстания будет Мерв, что началом пропаганды должен стать «год осла», и объяснил, что это – сотый год хиджры. После разговора с глазу на глаз Абу Хашим позвал своих спутников, Салима ибн Буджайру, сына казненного сподвижника ал-Мухтара, и Абу Раййаха Майсару, и сообщил, что передал власть над ними Мухаммаду ибн Али, а Салим продиктовал имена ведущих сторонников Абу Хашима. В этом перечне примечательно, что все эти люди – мавлы, то есть тот же слой, который поддерживал ал-Мухтара. Если отбросить все благочестивые речи и предсказания, то останется один несомненный и важный факт: главой недовольных в Ираке стал правнук ал-Аббаса. Вряд ли они представляли какую-то организацию, но Мухаммад ибн Али энергично принялся за ее создание. Время для этого было весьма благоприятным: с наступлением сотого года в народе связывались такие же чаяния падения арабской власти, как за тридцать лет до этого с наступлением семидесятого года. Однако, Сулайману не суждено было столкнуться с последствиями выхода на политическую арену Аббасидов.
Находясь в сентябре 717 г. в военном лагере под Дабиком, сорокатрехлетний халиф чем-то тяжело заболел. Вскоре стало ясно, что пора срочно думать о преемнике, тем более что сын Сулаймана, Аййуб, которому присягали как наследнику, незадолго до того умер. Естественно было остановиться на другом сыне, Дауде, но Сулаймана отговорили, потому что тот воюет под Константинополем и неизвестно, жив ли он. Другие сыновья не достигли еще совершеннолетия. Оставались братья, но Сулайман, видимо, был с ними не в таких отношениях, чтобы желать передать им власть. В конце концов, выбор пал на двоюродного брата, Умара ибн Абдал‘азиза. Влиятельный богослов и правовед Раджа ибн Хава, присутствовавший при последних днях Сулаймана, со слов которого мы и знаем подробности, уверял, что выбор подсказан был именно им. Главным аргументом в его пользу была благочестивость, что нравилось и Сулайману. Он продиктовал завещание в пользу Умара, а после него – Йазида ибн Абдалмалика. 1 октября, в пятницу, 717 г. Сулайман скончался.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|