Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочие гипотезы исследования




Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению

 


Содержание

Содержание  
Введение  
Глава I. Ценностно-потребностная сфера и социальное поведение личности  
1.1. Концепция ценностно-потребностной сферы личности  
1.1.1. Проблема потребностей в современной психологии  
1.1.2. Ценностно-потребностная сфера и самоактуализация личности  
1.2. Социальное поведение личности  
1.2.1. Просоциальное поведение  
1.2.2. Агрессивное поведение  
Агрессия как социальное взаимодействие  
Агрессивность и враждебность  
Фрустрация как источник агрессии  
1.3. Социальное поведение подростков  
Глава II. Методология и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности и социального поведения  
2.1. Методологический принцип исследования  
2.2. Тест «Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт»  
2.3. «Интеллектуальный конфирматорный анализ»  
2.4. Опросник агрессивности и враждебности Басса-Дарки  
Глава III. Ценностно-потребностная сфера личности и социальное поведение подростков  
3.1. Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к различным формам социального поведения  
3.1.1. Система ценностей старших подростков, проявляющих различные формы агрессивного поведения  
3.1.2. Структура ценностно-потребностной сферы личности «просоциальных» и «агрессивных» подростков  
3.2. Типы агрессивного поведения «просоциальных» и «делинквентных» подростков  
3.3. Ценностно-потребностная сфера личности агрессивных и неагрессивных подростков  
3.3.1. Структура ценностей и физическая агрессия  
3.3.2. Структура ценностей и косвенная агрессия  
3.3.3. Структура ценностей и раздражение  
3.3.4. Структура ценностей и негативизм  
3.3.5. Структура ценностей и обида  
3.3.6. Структура ценностей и подозрительность  
3.3.7. Структура ценностей и вербальная агрессия  
3.4.8. Структура ценностей и чувство вины  
3.3.9. Структура ценностей и индекс агрессивности-враждебности  
Заключение  
Выводы  
Литература  

Введение

Глобальный социальный кризис, продолжающийся в России с конца 80-х годов, коснулся всех сторон общественной жизни страны. В общественном сознании это привело к тому, что произошла смена морально-этических, религиозных и образовательных ценностей, а это неизбежно повлекло за собой кризис нравственный, который всегда способствует появлению в огромных масштабах самых разнообразных отклонений в поведении и развитии людей.

Общественная значимость этой проблемы становится особенно очевидной именно сейчас, в период радикальных социальных перемен и нестабильности во всех жизненных сферах. Тяжелое экономическое положение подавляющего большинства российских граждан и в то же время головокружительный рост числа российских миллиардеров, крушение прежнего мировоззрения, ценностей, идеалов и несформированность новых, отсутствие знаний, необходимых для эффективной адаптации к новым условиям жизнедеятельности, поставило многих людей перед лицом серьезных психологических проблем, которые с фатальной неизбежностью привели к формированию многочисленных внутриличностных конфликтов.

С общественно-политическими проблемами тесно связаны серьезные сдвиги во внутрисемейных отношениях, которые также наметились в течение двух последних десятилетий – общение во многих семьях стало крайне формальным, отчужденным и ограничивается решением только бытовых вопросов. Все это постепенно приводит к разрушению семьи: теряется ее целостность, преемственность, исчезает гармония, подвижное равновесие, сбалансированность, семья постепенно перестает быть ячейкой общества. В такой эмоционально неблагоприятной ситуации очень легко возникают состояния нервно-психического напряжения у всех членов семьи, что, безусловно, еще более усугубляет уже существующие семейные проблемы.

Коммуникативная фрустрация в семье, прежде всего, сказывается на еще не сформировавшейся психике ребенка. Отсюда и появляется этот воинствующий подростковый нигилизм, демонстративное вызывающее поведение по отношению к окружающим, проявление в своих крайних формах жестокости и агрессивности, которые квалифицируются как противоправное поведение.

В доступной психологической литературе исследований, специально посвященных проблеме агрессивности подростков, практически нет. Но, с другой стороны, профилактика агрессивного поведения невозможна без специального психологического изучения этого феномена, без выявления его причин и социально-психологических факторов, определяющих формирование групп повышенного риска в отношении этого явления. Особый интерес в этом плане представляют особенности проявления агрессивности у подростков, воспитывающихся в различных социально-психологических условиях, что также является новым и малоизученным аспектом этой проблемы.

Возможной причиной «эпидемии» агрессивного поведения подростков является дисгармоничная система ценностей, сформировавшаяся под влиянием обозначенных выше факторов. Безусловно, существуют и биологические предпосылки агрессивности, в качестве которых многие авторы называют формально-динамические особенности индивидуальности, такие как тип нервной системы и темперамент. Однако не все дети-холерики совершают противоправные действия, и не все подростки с меланхолическим типом темперамента являются законопослушными. Поэтому, скорее всего, причина их агрессивности – в особенностях ценностно-потребностной сферы личности.

Агрессивную реакцию в принципе может спровоцировать внутриличностный конфликт в любой зоне ценностно-потребностной сферы личности, поэтому целью данного исследования является комплексное изучение этой важнейшей личностной структуры у подростков с различными проявлениями агрессивности.

Исследование влияния нейродинамического уровня индивидуальности на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков представляет собой самостоятельную и достаточно сложную научную проблему и требует проведения специального психологического эксперимента. Поэтому этот вопрос в данном исследовании не рассматривался.

Цель исследования

Изучить особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности старших подростков, в социальном поведении которых присутствуют различные формы агрессии, и сопоставить их с системой индивидуальных ценностей молодых людей, тяготеющих к просоциальным формам поведения.

Задачи исследования

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы ценностного становления личности и формирования социального поведения в старшем подростковом возрасте.

2. Провести сравнительное экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности старшеклассников специализированной школы для агрессивных детей, а также учащихся лицея и колледжа, не склонных к подобным формам поведения.

3. Выявить структуру агрессивного поведения подростков – учащихся специализированной школы и студентов лицея и колледжа.

4. Сопоставить формы проявления агрессивного поведения и особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности и внутриличностного конфликта в группах агрессивно и просоциально настроенных подростков.

5. Проверить гипотезу о возможной связи выраженности агрессивного поведения с особенностями ценностно-потребностной сферы личности и вероятностью возникновения внутриличностного конфликта в различных ее зонах.

Объект исследования

Просоциальное и агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования

Особенности ценностно-потребностной сферы личности и внутриличностных конфликтов у подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению.

Рабочие гипотезы исследования

1. Возможной причиной агрессивного поведения подростков является дисгармоничная система ценностей, сформировавшаяся под комплексным влиянием политических, экономических и микросоциальных факторов. Есть и биологические ее предпосылки, в качестве которых многие авторы называют формально-динамические особенности индивидуальности, однако не всегда тип темперамента обязательно определяет поведение подростка. Причина их агрессивного поведения связана, скорее всего, с особенностями ценностно-потребностной сферы их личности.

2. С другой стороны, у подростков, в структуре ценностно-потребностной сферы личности которых назрел конфликт, и которые, в силу своего темперамента, проявляют высокую активность, уровень агрессивности должен быть высоким. Поэтому и факты агрессивного поведения у них будут регистрироваться гораздо чаще, чем у молодых людей, ценностно-потребностная сфера личности которых сбалансирована и гармонична.

3. Общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные психологические феномены; первая – это результат отношения к ребенку конкретных взрослых, вторая – это самооценка подростком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. В любом обществе существуют одобряемые и запрещенные ценности, и, если реализация личности происходит в русле первых, то ее поведение с общественной точки зрения квалифицируется как просоциальное, в противном случае – как девиантное, в частности, агрессивное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...