Рабочие гипотезы исследования
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению
Содержание
Введение
Глобальный социальный кризис, продолжающийся в России с конца 80-х годов, коснулся всех сторон общественной жизни страны. В общественном сознании это привело к тому, что произошла смена морально-этических, религиозных и образовательных ценностей, а это неизбежно повлекло за собой кризис нравственный, который всегда способствует появлению в огромных масштабах самых разнообразных отклонений в поведении и развитии людей. Общественная значимость этой проблемы становится особенно очевидной именно сейчас, в период радикальных социальных перемен и нестабильности во всех жизненных сферах. Тяжелое экономическое положение подавляющего большинства российских граждан и в то же время головокружительный рост числа российских миллиардеров, крушение прежнего мировоззрения, ценностей, идеалов и несформированность новых, отсутствие знаний, необходимых для эффективной адаптации к новым условиям жизнедеятельности, поставило многих людей перед лицом серьезных психологических проблем, которые с фатальной неизбежностью привели к формированию многочисленных внутриличностных конфликтов. С общественно-политическими проблемами тесно связаны серьезные сдвиги во внутрисемейных отношениях, которые также наметились в течение двух последних десятилетий – общение во многих семьях стало крайне формальным, отчужденным и ограничивается решением только бытовых вопросов. Все это постепенно приводит к разрушению семьи: теряется ее целостность, преемственность, исчезает гармония, подвижное равновесие, сбалансированность, семья постепенно перестает быть ячейкой общества. В такой эмоционально неблагоприятной ситуации очень легко возникают состояния нервно-психического напряжения у всех членов семьи, что, безусловно, еще более усугубляет уже существующие семейные проблемы.
Коммуникативная фрустрация в семье, прежде всего, сказывается на еще не сформировавшейся психике ребенка. Отсюда и появляется этот воинствующий подростковый нигилизм, демонстративное вызывающее поведение по отношению к окружающим, проявление в своих крайних формах жестокости и агрессивности, которые квалифицируются как противоправное поведение. В доступной психологической литературе исследований, специально посвященных проблеме агрессивности подростков, практически нет. Но, с другой стороны, профилактика агрессивного поведения невозможна без специального психологического изучения этого феномена, без выявления его причин и социально-психологических факторов, определяющих формирование групп повышенного риска в отношении этого явления. Особый интерес в этом плане представляют особенности проявления агрессивности у подростков, воспитывающихся в различных социально-психологических условиях, что также является новым и малоизученным аспектом этой проблемы. Возможной причиной «эпидемии» агрессивного поведения подростков является дисгармоничная система ценностей, сформировавшаяся под влиянием обозначенных выше факторов. Безусловно, существуют и биологические предпосылки агрессивности, в качестве которых многие авторы называют формально-динамические особенности индивидуальности, такие как тип нервной системы и темперамент. Однако не все дети-холерики совершают противоправные действия, и не все подростки с меланхолическим типом темперамента являются законопослушными. Поэтому, скорее всего, причина их агрессивности – в особенностях ценностно-потребностной сферы личности. Агрессивную реакцию в принципе может спровоцировать внутриличностный конфликт в любой зоне ценностно-потребностной сферы личности, поэтому целью данного исследования является комплексное изучение этой важнейшей личностной структуры у подростков с различными проявлениями агрессивности.
Исследование влияния нейродинамического уровня индивидуальности на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков представляет собой самостоятельную и достаточно сложную научную проблему и требует проведения специального психологического эксперимента. Поэтому этот вопрос в данном исследовании не рассматривался. Цель исследования Изучить особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности старших подростков, в социальном поведении которых присутствуют различные формы агрессии, и сопоставить их с системой индивидуальных ценностей молодых людей, тяготеющих к просоциальным формам поведения. Задачи исследования 1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы ценностного становления личности и формирования социального поведения в старшем подростковом возрасте. 2. Провести сравнительное экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности старшеклассников специализированной школы для агрессивных детей, а также учащихся лицея и колледжа, не склонных к подобным формам поведения. 3. Выявить структуру агрессивного поведения подростков – учащихся специализированной школы и студентов лицея и колледжа. 4. Сопоставить формы проявления агрессивного поведения и особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности и внутриличностного конфликта в группах агрессивно и просоциально настроенных подростков. 5. Проверить гипотезу о возможной связи выраженности агрессивного поведения с особенностями ценностно-потребностной сферы личности и вероятностью возникновения внутриличностного конфликта в различных ее зонах. Объект исследования Просоциальное и агрессивное поведение подростков. Предмет исследования Особенности ценностно-потребностной сферы личности и внутриличностных конфликтов у подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению.
Рабочие гипотезы исследования 1. Возможной причиной агрессивного поведения подростков является дисгармоничная система ценностей, сформировавшаяся под комплексным влиянием политических, экономических и микросоциальных факторов. Есть и биологические ее предпосылки, в качестве которых многие авторы называют формально-динамические особенности индивидуальности, однако не всегда тип темперамента обязательно определяет поведение подростка. Причина их агрессивного поведения связана, скорее всего, с особенностями ценностно-потребностной сферы их личности. 2. С другой стороны, у подростков, в структуре ценностно-потребностной сферы личности которых назрел конфликт, и которые, в силу своего темперамента, проявляют высокую активность, уровень агрессивности должен быть высоким. Поэтому и факты агрессивного поведения у них будут регистрироваться гораздо чаще, чем у молодых людей, ценностно-потребностная сфера личности которых сбалансирована и гармонична. 3. Общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные психологические феномены; первая – это результат отношения к ребенку конкретных взрослых, вторая – это самооценка подростком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. В любом обществе существуют одобряемые и запрещенные ценности, и, если реализация личности происходит в русле первых, то ее поведение с общественной точки зрения квалифицируется как просоциальное, в противном случае – как девиантное, в частности, агрессивное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|