Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агрессия как социальное взаимодействие




Определение поведения как агрессивного подразумевает оценку совершенных действий. Если поведение признано агрессивным, то кажутся вполне уместными негативные санкции. Но одно и то же поведение может быть воспринято как позитивно, так и негативно в зависимости от того, было ли сочтено предшествующее ему действие легитимным или нелегитимным. Исследования, связанные с оценкой поведения как агрессивного, показывают, что ключевыми критериями в таких случаях являются намерение причинить вред, реально нанесенный ущерб и нарушение социальных норм.

При анализе агрессии нужно, прежде всего, дифференцировать само поведение и его оценку. Агрессивное поведение всегда включает в себя особую форму социального влияния: один индивид принуждает другого сделать нечто, что этот другой делать бы не стал [126]. Таким образом, агрессия заключается в применении принуждения в форме угроз и наказаний. Отталкиваясь от этого постулата, J. Tedeschi и R. Felson [173] предложили социально-интеракционистскую теорию принуждающего действия. С их точки зрения, выделяются три основных цели, мотивирующие выбор принуждения: контроль над другими, восстановление справедливости или самоутверждение. В зависимости, от того какая из трех целей принуждения преследуется, последствия принуждающих действий оцениваются по-разному. Но вопрос о том, будет ли принуждающее действие оценено как агрессивное, не является принципиальным; главное – в интерпретации поведения как агрессивного, так как человек в своей оценке происходящего полагается не на объективные характеристики происходящего, а на свою интерпретацию события. Своеобразие этой интерпретации будут определяться уникальностью самого интерпретатора и теми фокусами внимания, которые определяют характер и особенности восприятия и оценки. Все это связанно с особенностями атрибутирования. Выделяют два основных его аспекта: во-первых, человек должен определить, кто или что воспринимается как несущее ответственность за негативное событие и, во-вторых, атрибуции заполняют промежуток между наблюдаемым в реальности и должным.

Расхождение между реальностью и нормой особенно значимо. Результаты многочисленных исследований показывают, что жертва или наблюдатель будет тем более разгневан, чем больше воспринимаемое им расхождение между происходящим в реальности и тем, что должно быть.

По сравнению с индивидуальным поведением люди в группах ведут себя более агрессивно. Влияние группы проявляется в иррациональном, импульсивном и гораздо менее нормативном поведении. Современная версия данного подхода представлена в рамках теории деиндивидуализации [180]. В этих исследованиях установлено, что деиндивидуализации способствуют различные факторы, такие, как анонимность, диффузия ответственности и дефицит времени на принятие решения, что нахождение в группе оказывает на личность деиндивидуализирующий эффект, в частности, ослабляя действие привычных механизмов подавления агрессии.

J.C. Turner объясняет специфику коллективного поведения с точки зрения теории возникновения норм. В соответствии с этой концепцией крайние формы поведения в группах более вероятны по причине формирования новых норм, связанных с осознанием себя как членов данной группы и приобретением новой групповой идентичности. Для групповых ситуаций характерна экстремальность поведения в силу того, что члены группы психологически взаимно поддерживают друг друга, а потому и действуют должным образом.

Особую разновидность коллективной агрессии представляет геноцид, который предполагает наличие четкой властной иерархии. Э. Стауб в своей книге «Корни зла» [172] показывает, что важным фактором ситуации, предшествующей геноциду, являются тяжелые условия жизни больших масс людей. С точки зрения правящего большинства, геноцид выполняет важную социальную функцию, поскольку изгнание меньшинства позволяет решить какие-то социальные проблемы. Во имя геноцида легитимизируются репрессивные действия, изгнания и, наконец, массовые убийства. По мнению Э. Стауба, в этом процессе очень значима сила пассивных очевидцев. Их действие или бездействие может как противостоять идеологии, поощряющей агрессию, так и поддерживать ее.

Отношение к насилию определяется системой социокультурных ценностей, поддерживаемых обществом. Именно в ее рамках формируются модели поведения, оцениваемые как социально значимые. Сложность ситуации с насилием и агрессией заключается в том, что не во всех обществах агрессия воспринимается как безальтернативное зло. Тем не менее, роль общества в установлении социального порядка обеспечивается конституцией и законом. Соответственно поддержание этого порядка тоже связано с использованием насилия.

Благодаря семье ребенок может стать приспособленным и компетентным членом общества, уважающим социально значимые ценности и социальное окружение; в то же время он может оказаться совершенно неприспособленным к жизни в обществе, постоянно переживая состояние злобы и агрессии. Распространенность по всему миру агрессии в семье должна рассматриваться как острая социальная проблема. Под этой формой агрессии понимается устойчивая картина жестокого поведения, связанного со злоупотреблением силой, которая в настоящее время встречается все чаще и становится все жестче. Агрессивные действия, осуществляемые взрослыми членами семьи, будучи значимыми моделями поведения для детей, вполне вероятно могут воспроизводиться и в их собственных семьях, и во взаимоотношениях с окружающими.

Всем приходилось встречаться с людьми, которые в школе или на работе страдали от постоянных преследований и нападок со стороны одноклассников или коллег. Для описываемого явления характерно наличие неравенства в физической силе, статусе или власти. Обидчики, запугивающие товарищей в школе, с большей вероятностью в будущем будут демонстрировать делинквентное поведение. В специальных исследованиях был выявлен ряд характеристик жертв и агрессоров. Первым свойственна тревожность, низкая самооценка, оборонительная позиция, физическая слабость; для вторых характерна склонность к доминированию, высокая импульсивность и устойчивая самооценка. Было показано, что многие из этих личностных особенностей связаны со стилями поведения родителей в отношении детей. Характер преследований также зависит от гендерных и возрастных особенностей. Девочки чаще, чем мальчики, демонстрируют косвенные нападения, реже – физические. С возрастом, благодаря снижению физической агрессии среди мальчиков, эти различия сглаживаются. Таким образом, в зависимости от типа групповых норм одни и те же стили поведения могут привести к отвержению, либо к принятию в члены группы. Но все участвующие в данном процессе стороны несут равную ответственность, то есть форма поведения является результатом межличностного взаимодействия [42].

За распространение насилия в обществе самую большую ответственность несут средства массовой информации. А. Бандура экспериментально доказал, что материалы о насилии повышают агрессивные склонности зрителя, так как агрессия представляется СМИ как эффективный инструмент для достижения цели, который можно применять безнаказанно. При показе физической агрессии не уделяется внимания негативным последствиям для жертвы. Наблюдая агрессивную сцену, зритель находиться в состоянии эмоционального подъема, который мешает выработке критического отношения к происходящему.

Сцены насилия в СМИ воздействуют на агрессивность зрителя и в реальной жизни. Постоянное наблюдение за агрессивными персонажами и третируемыми жертвами может снизить эмоциональную чувствительность и ослабить ответственность за собственные агрессивные действия.

Рассматривая проблему влияния СМИ на агрессию, возникает вопрос о том, как возбуждение, возникающее под влиянием эротических сцен, сказывается на поведении человека и не приводит ли оно к повышению агрессии. С одной стороны, просмотр мягких эротических сцен может способствовать снижению агрессии, но с другой – просмотр эпизодов крайне эротического содержания может увеличить ее. Исследования влияния долговременного предъявления порнографии показали, что этот фактор способствует росту агрессивности.

Учитывая влияние СМИ на проявление агрессии, возникает вопрос о необходимости ее регулирования. В качестве регуляторов выступают социальные нормы, формирование адекватных представлений у людей о сути, последствиях и собственной ответственности за совершенное правонарушение.

С развитием поведенческих технологий, основанных на теории социального научения, возросло внимание к средствам профилактики и контроля агрессии [24]. В семье родители могут внести существенный вклад в воспитание миролюбивых детей, поощряя поведение, несовместимое с насилием. На межличностном уровне – это использование техник моделирования неагрессивного поведения, управление напряжением и агрессивностью, предполагающих развитие способности к самоконтролю [34; 74; 97]. Массовое насилие (геноцид, война) гораздо менее поддается регулированию. Снижение агрессивности предполагает изменение групповой идентичности, групповых стереотипов и предубеждений. Включение в программы обучения уроков мира является полезным для развития способности размышлять о мотивах агрессивных действий. Но такого рода образование остается пока прерогативой лишь высокоразвитых стран.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...