Тест «Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт»
Методика, в основу которой положен этот принцип, получила рабочее название «Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт». Процедура тестирования заключается в попарном сопоставлении ценностей друг с другом: каждую из 15 ценностей, входящих в структуру ценностно-потребностной сферы личности, нужно сравнить с остальными 14-ю, выбирая каждый раз ту из них, которая лично обследуемому кажется более жизненно важной. На втором этапе эксперимента тестируемый точно так же попарно сравнивает те же самые ценности, но каждый раз выбирает более легко достижимую. Ценности, используемые в тесте, сформулированы так, что испытуемый может вкладывать в них свое субъективное содержание. Если в процессе обследования тестируемый пытается уточнить, как нужно понимать предлагаемую формулировку, экспериментатор ни в коем случае не должен навязывать ему какую бы то ни было трактовку ценности, и давать каких-либо разъяснений по поводу ее содержания. Обследуемому предлагается сравнивать ценности так, как он сам их понимает. В этой ситуации тестируемый вынужден спроецировать свои бессознательные потребности и ценности на экспериментальную ситуацию. Таким способом в методике реализуется проективный принцип. Угроза возникновения внутриличностного конфликта оценивается с помощью специально вычисляемого индекса, представляющего собой разность числа предпочтений каждой ценности остальным 14-ти по критериям их жизненной важности и субъективной доступности. Положительное значение этого индекса является индикатором внутреннего конфликта в соответствующей зоне ценностно-потребностной сферы личности. Высокое его значение указывает на наличие глубокого внутриличностного конфликта.
Обратное соотношение оценок по критерию жизненной важности и легкости достижения сравниваемых ценностей (отрицательное значение индекса), напротив, свидетельствует о состоянии «внутреннего вакуума», духовной пустоты, отсутствия побуждений в исследуемой зоне ценностно-потребностной сферы личности. В. Франкл [110] называл такие состояния «экзистенциальным вакуумом» или «фрустрацией жизненного смысла» и считал их главной причиной «ноогенных» неврозов. Эмпирические исследования, проведенные на различных экспериментальных выборках, позволили определить список из 15 наиболее диагностически значимых ценностей, которые составляют структуру ценностно-потребностной сферы личности. Это следующие ценности:
Эта методика интегрирована в автоматизированную «Систему Психологического Исследования Ценностно-Потребностной Сферы Личности», которая представляет собой комплекс программных модулей для IBM-совместимых машин, снабженных необходимыми средствами для создания и ведения баз данных. «Система …» написана на языках программирования Clipper и C. Экспериментальные данные сохранятся в формате dBase (.dbf) и могут впоследствии использоваться практически в любой прикладной программе (статистика, графика, моделирование), способной распознать этот формат. В исследовании использовалась еще одна компьютерная версия методики диагностики ценностно-потребностной сферы личности. Если в первом, описанном выше варианте методики, попарно сопоставлялись конкретные фиксированные ценности, то вторая ее версия основывалась на сопоставлении субъективно предпочитаемых каждым испытуемым [17] и им самим отобранных слов-ценностей, наполняющих основные зоны ценностно-потребностной сферы его личности.
Исходным материалом для выделения основных ценностных зон стали формулировки ценностей из «Толкового словаря» [76]. Отбирались слова, состоящие из трех, четырех, пяти, шести и т.д. букв, обозначающие различные потребности, а затем с помощью экспертных оценок определялась их жизненная значимость. Затем наиболее значимые потребности группировались экспертами по их предполагаемому содержанию. Результатом такой группировки стало выделение ценностных зон, которые оформились после обобщения слов-ценностей различной длины. Таких зон оказалось 8: 1. Гедонистическая – потребности, реализующие принцип удовольствия. 2. Безопасности – потребности, отражающие необходимость защиты личности. 3. Эго – доминирование личных, эгоистических интересов. 4. Экзистенциальная – потребности, связанные с действием социальных и политических факторов. 5. Аффилиативная – потребности, отражающие межличностные взаимодействия. 6. Когнитивная – интеллектуальные и познавательные потребности. 7. Ритуальная – потребности, связанные с соблюдением социальных традиций, обрядов, установлений. 8. Трансцендентальная – духовные потребности человека и потребности роста, самосовершенствования и самоактуализации. Ценностно-потребностная сфера личности, таким образом, представляет собой структуру, представленную перечисленными ценностными зонами, каждая их которых отражает определенную направленность личности и указывает на возможную траекторию ее самореализации [9]. Все зоны ценностно-потребностной структуры были представлены восемью ценностями. Таким образом, полный список содержал 8*8=64 слов-ценностей. В эксперименте использовался набор из следующих 64 шестибуквенных слов:
Эксперимент проводится в 2 этапа:
1. Из исходного списка слов-ценностей обследуемый выбирает 32, по 4 из каждой группы, которые, по его мнению, являются наиболее важными в жизни каждого человека, оказывают самое сильное влияние на его поведение. Затем из этих 32 выбирается 16, по 2 из 4 уже выбранных, и, наконец, 8, по одной из каждой пары. Таким образом, из 8 ценностей, входящих в каждую ценностную зону, выбирается самая, с точки зрения обследуемого, значимая. 2. Восемь тестовых слов-ценностей попарно сравниваются друг с другом. При этом каждая из них обязательно должна быть сопоставлена со всеми остальными, поэтому общее число предъявлений – 56 пар (потребности не сравниваются сами с собой). Такое сравнение производится в 2 этапа: сначала из каждой пары выбирается та, которая более личностно значима для обследуемого, а потом та, которая субъективно воспринимается как более легко достижимая. Число предпочтений каждой потребности на первом этапе субтеста служит показателем жизненной важности этой ценности, а количество выборов на втором этапе – субъективной доступности. Разность между показателем жизненной важности и субъективной доступности – индекс внутриличностного конфликта [65]. Спланированный таким образом эксперимент позволяет сделать вывод о структуре ценностно-потребностной сферы личности и возможности возникновения внутриличностного конфликта в любой из ее зон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|