Опросник агрессивности и враждебности Басса-Дарки
Оценка просоциальности и агрессивности в исследовании проводилась методом структурированного опроса, который выгодно отличается тем, что при строгом соблюдении правил его применения он позволяет получить достаточно надежную информацию об особенностях социального поведения подростка. Вместе с тем в исследованиях агрессии опросники не нашли широкого применения. На это справедливо указывает А. Басс, который считает, что ответы на вопросы в определенной степени детерминированы желанием респондента показать себя в более выгодном свете. Эта тенденция называется «социальной желательностью» и обычно проявляется при использовании опросников, созданных для исследования форм поведения, считающихся социально неприемлемыми. Существенным моментом является также факт сознательного искажения ответа, что может проявиться в легко меняющихся оценках в зависимости от ситуации. Этот феномен получил не совсем точное название «мотивационной лабильности», для которой характерно субъективное изменение смысла ответов. Эти недостатки опросниковых методов в наиболее полной мере учтены в тесте агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки [146]. Опросник позволяет выяснить следующие формы агрессивных и враждебных реакций: 1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – разновидность агрессивного поведения, которое окольными путями направлено на другое лицо (сплетни, злобные шутки); это также агрессия, ни на кого не направленная – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топтании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти проявления характеризуются неупорядоченностью и отсутствием конкретного объекта агрессии.
3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению вспыльчивости, резкости или грубости при малейшем возбуждении. 4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, обычно направленная против авторитетов или руководства. Диапазон этой формы агрессивного поведения очень велик – от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи и эмоцией гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. 6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на твердом убеждении, что окружающие намерены причинить субъекту вред. 7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через речевую форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). 8. Угрызения совести, чувство вины – сдерживающее влияние вины на такие формы поведения, которые считаются социально нежелательными. Эта шкала отражает наличие у субъекта угрызений совести, степень убеждения его в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки. Физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивного поведения, а обида и подозрительность – индекс враждебности. Создавая опросник, А. Басс и А. Дарки попытались учесть различные формы агрессивных реакций. А. Басс, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы «фрустрация-агрессия», предлагал разграничивать две реакции: · проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определяет термином «агрессия», и · реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, – такая реакция определяется А. Бассом как «враждебность».
При составлении утверждений опросника А. Басс и А. Дарки руководствовались следующими принципами: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. 2. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние «социальной желательности». Это достигалось тремя способами: · в содержании утверждения присутствовало предположение о том, что неодобрительное, с точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило и речь идет только об указании способа его выражения – это акцентирует внимание на описании поведения и уводит от оценки его причин; · утверждения опросника формулировались так, чтобы оставалась возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения; · использовались привычные разговорные обороты, штампы, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения. Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для обследуемого формы агрессивного поведения. Применяя эту методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем этот опросник дает возможность получить косвенные сведения о готовности подростков действовать в определенном направлении. Кроме того, на основе шкал этого теста можно сделать некоторые предположительные выводы о ценностной направленности субъекта, так как выбор способов поведения из числа привычных форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами. Вместе с тем эта методика позволяет диагностировать лишь реально существующие агрессивные тенденции. Что же касается «скрытой» агрессивности, то для ее оценки необходимо либо создание специальных экспериментальных ситуаций, либо использование «проективных технологий».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|