Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностно-потребностная сфера и самоактуализация личности




П.В. Симонов писал: «Конкретный набор потребностей, их иерархия, доминирующее положение одних побуждений и вспомогательная роль других составляют «ядро» личности, наиболее существенную ее характеристику. Хотя любому человеку присущи все группы потребностей, их индивидуальная композиция уникальна и в наибольшей мере определяет неповторимость личности» [93, с. 42]. Но жизнь человека всегда опосредована системой общественных ценностей, которая, в свою очередь, определяется той социальной средой, в которой он живет и действует. Каждая из этих ценностей связана с удовлетворением вполне определенной группы потребностей личности. Система общественных ценностей относительно стабильна, постоянна и в значительной степени определяет поведение человека на протяжении всей его жизни. Число ценностей, составляющих эту структуру относительно невелико, но они все же подвержены определенным культурным вариациям.

Общественные системы ценностей формируются спонтанно, под влиянием социально-экономических факторов, и являются своеобразными рамками, которые ограничивают реализацию потребностей каждой личности, придавая им социально приемлемую форму. Это формальные структуры, которые, наполняясь индивидуальным потребностным содержанием, в каждой личности превращаются в индивидуальную систему ценностей, которая называется «ценностно-потребностной сферой личности» [64]. Трудности, с которыми сталкивается личность при необходимости «втиснуть» свои уже сформировавшиеся потребности в новую систему общественных ценностей ярко проявляются у людей, по тем или иным причинам вынужденных сменить привычную культурную среду.

З. Фрейд называл индивидуальную систему ценностей «Сверх-Я», признавая, однако, за ней исключительно карательную функцию. В своих поздних работах [112] он практически отождествляет «Сверх-Я» с совестью. Эта бессознательная часть психики формируется в процессе общения ребенка с взрослыми, в результате чего им усваиваются запреты и нормы поведения, характерные для той социальной среды, в которой ребенок воспитывается. Формируется эта новая структура как сознательная часть личности, а затем, примерно к пятилетнему возрасту, вытесняется в сферу бессознательного. Таким образом, и формируется «Сверх-Я» – важнейшая составляющая человеческой личности.

К.Юнг [131] пишет уже о коллективном бессознательном, которое передается по наследству из поколения в поколение. Человек рождается как бы с потенциально возможной системой «коллективных» архетипических ценностей, характерных для его родной культуры, которая как шаблон придает особую родовую форму его индивидуальным потребностям. В символической форме эта «система коллективных ценностей» зафиксирована в религии, мифах, народных сказках, фольклоре, она может проявляться в сновидениях, случайных ассоциациях, оговорках. Как и общественные ценности, архетипы коллективного бессознательного носят исключительно номинальный характер, предоставляя самой личности избрать наиболее оптимальный путь для ее развития в рамках того общества и социальной группы, где происходит ее социализация.

Реализация потребностей личности, таким образом, всегда преломляется через систему общественных ценностей, которая обеспечивает социально непротиворечивые формы их удовлетворения. С другой стороны, потребности человека приобретают свою специфическую «родовую» форму под влиянием системы коллективных ценностей. Психологическим механизмом этого процесса З. Фрейд считал сублимацию, К. Юнг в этом качестве рассматривает процесс «индивидуации», окончательным итогом которого должно стать познание личностью своей «Самости», самого глубинного человеческого архетипа «Self».

В повседневной жизни взаимоотношения психически нормальной личности с этой системой общественных и родовых архетипических шаблонов как правило не вызывают никаких осложнений, но их очень трудно вербализовать и научно осмыслить. Таких попыток было немало, но наборы ценностей сильно отличались друг от друга не только в зависимости от научного мировоззрения или культурных ориентаций, но даже от национальной принадлежности авторов. Количество ценностей также сильно варьировало от одной теоретической модели к другой.

А. Маслоу [59; 60] считал, что все человеческие потребности представляют собой иерархически организованную пятиуровневую систему:

· физиологические потребности;

· потребности в безопасности;

· потребности в любви и привязанности;

· потребности в признании и оценке;

· потребности в реализации потенций, способностей и талантов человека (самоактуализация).

Самый низший мотивационный уровень – потребности гомеостаза, их роль состоит в поддержании внутреннего физиологического равновесия организма; самый высший – потребности в самоактуализации, свойственные только человеку и детерминирующие стремление личности реализовать в деятельности все свои потенциальные возможности. Потребности этого уровня – это метапотребности, они непосредственно связаны со смыслом жизни личности, имеют для нее высший, предельный приоритет, поэтому А. Маслоу называет их предельными или бытийными ценностями (Б-ценностями). С его точки зрения, активизация любого потребностного уровня предполагает удовлетворение потребностей всех нижележащих уровней ценностной иерархии.

А. Маслоу не проводит четкой грани между потребностями и ценностями, для него нет принципиальной разницы между двумя этими понятиями, что, конечно же, создает дополнительную теоретическую путаницу. А между тем в психологии потребность и ценность существенным образом отличаются друг от друга: потребность – это субъективно переживаемая нужда, недостаток чего-то материального или духовного, поэтому она всегда индивидуальна и несет в себе определенное содержание; ценность же – просто форма, которая должна быть этим содержанием наполнена. Таким образом, ценность относительно универсальна, а потребность предельно конкретна, но ни то, ни другое отдельно в личности не существует, так как не бывает формы, не наполненной содержанием, как и не оформленного содержания. Именно поэтому и появилась необходимость ввести в научную систему психологических понятий новый термин – ценностно-потребностная сфера личности – который дает возможность четко соотнести эти две важнейшие категории психологии личности, как в содержательном, так и в динамическом аспектах [65].

Базовым понятием теории М. Рокича [167] также является ценность, под которой он подразумевает убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями. С другой стороны, ценность – это убеждение индивида в преимуществах определенных способов поведения, то есть путей достижения этих целей. Исходя из этого, М. Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах.

Ценности-цели – это терминальные ценности; в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных диспозиций. Это те ценности, которые способны детерминировать поведение и деятельность человека в течение довольно длительного времени, нередко всю жизнь. Другими словами, терминальные ценности – это те потенциальные элементы смысла жизни, к достижению которых человек должен стремиться. По существу, терминальные ценности – это системы общественных и коллективных архетипических ценностей, которые, будучи наполнены индивидуальным потребностным содержанием, предстают в виде ценностно-потребностной сферы, составляющей ядро человеческой личности.

Ценности-средства носят название инструментальных и характеризуют приоритетность для индивида определенных способов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. В поведении эти ценности проявляются как социодинамические свойства личности, то есть как черты характера.

Исходя из этих положений, проблему мотивации можно рассматривать в двух взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных аспектах: процессуальном и содержательном. В первом случае она предстает как процесс формирования осознанного мотива на основе бессознательной потребности, во втором – как личностная структура, представляющая собой совокупность ее содержательных элементов – различного рода побуждений, в первую очередь потребностей, которыми наполняются резервуары «общественных» и «архетипических» форм-ценностей. Изучая процесс мотивации, исследователь всегда стремится дать ответ на вопрос «как формируется человеческое поведение?», в случае содержательного анализа ценностно-потребностной сферы личности требуется выяснить «что есть его причина?».

Формирование мотива – это процесс превращения неосознаваемой потребности в осознанный мотив. В процессе мотивации можно выделить определенные этапы, связанные со степенью осознания потребности, хотя эти признаки достаточно условны и неопределенны. Промежуточные стадии формирования мотива можно назвать «побудительными» («мотивами-стимулами»), в отличие от полностью осознанных «смыслообразующих» мотивов, наполненных индивидуальным личностным смыслом. Отношение личности к самой себе выражается в смыслообразующих мотивах, к окружающему миру – в мотивах-стимулах. Смыслообразующие мотивы всегда осознаны и являются «достоянием» самой личности; «мотивы-стимулы» никогда полностью не осознаются и всегда порождают в различной степени импульсивные действия и поступки.

Потребности человека могут формироваться только на основе уже имеющихся побуждений. Механизм формирования новых потребностей – превращение в процессе мотивации неосознаваемой потребности в осознанный мотив и последующий его переход во внутренний план – интериоризация. В результате мотив перестает осознаваться и становится новой потребностью. Сформировавшиеся таким образом потребности могут, в свою очередь, развиваться в потребности второго, третьего уровня и так далее, в результате чего формируется уникальная многоуровневая система потребностей. Интересы и установки, стремления и склонности, навыки и убеждения, любые другие бессознательные побуждения – это тоже интериоризованные мотивы, ставшие потребностями. К. Левин [160] называл их квазипотребностями.

В первые месяцы жизни новые потребности у ребенка формируются путем повторения ситуации удовлетворения врожденных родовых потребностей, но, по мере физического и психического созревания и постепенного приобретения социального опыта, возможности развития новых потребностей возрастают. Разнообразие форм и видов деятельности, действие многочисленных факторов, оказывающих влияние на ее протекание, способствуют появлению очень большого числа приобретенных потребностей, поэтому у человека формируется уникальная потребностная система, которая и определяет неповторимость его личности.

Чем больше разнообразных потребностей формируется у индивида в течение жизни, тем психологически более богатой становится его личность. Но, как уже было сказано, жизнь человека опосредована системой общественных ценностей, которая формируется под влиянием социально-экономических и политических факторов, и является своеобразным шаблоном, который ограничивает реализацию потребностей личности, придавая ей социально приемлемую форму. Общественные системы ценностей, таким образом, представляют собой номинальные морально-этические формы, ничем не заполненные – это только названия. Наполняясь конкретным потребностным содержанием, они превращаются в систему индивидуальных, «личных» ценностей. Это и есть ценностно-потребностная сфера конкретной личности: обозначения ценностей одни и те же, но каждая личность трактует их по-своему. Потребность не может быть плохой или хорошей, а ценность всегда социально оценивается. Поэтому одна и та же потребность может быть воспринята по-разному, в зависимости от того, какую ценность она наполняет своим содержанием.

С другой стороны, система коллективных ценностей, сосредоточенных в архетипическом бессознательном индивида, придает индивидуальной ценностно-потребностной сфере личности своеобразный родовой колорит. Структурно ценностно-потребностная сфера личности относительно стабильна, однако в процессе социализации она постоянно пополняется новым потребностным содержанием и у зрелой личности становится своеобразным шаблоном, внутренним бессознательным цензором, контролирующим все ее поступки и действия.

Если индивидуальные потребности безболезненно «укладываются» в «прокрустово ложе» общественных и коллективных архетипических ценностных матриц и формируется гармоничная ценностно-потребностная структура, то человек чувствует себя в своем социуме достаточно комфортно; если же по каким-либо причинам этого не происходит, то неизбежен внутренний психологический конфликт. Этот конфликт проявляется в виде девиантного поведения, направленного или на окружающих, или на самого себя. В первом случае это поведение может принимать асоциальные формы; второй вариант развития внутриличностного конфликта практически всегда приводит к нервно-психическому срыву [33].

Итак, теоретический анализ структуры и динамики ценностно-потребностной сферы личности позволяет выделить два процесса, которые детерминируют становление и развитие ценностно-потребностной сферы личности. С одной стороны, это формирование уникальной индивидуальной потребностной структуры, с другой – присвоение индивидом системы общественных ценностей, характерных для его родовой архетипической культуры. В результате этих процессов у личности должна сформироваться индивидуальная система ценностей – ценностно-потребностная сфера личности.

Если человеческую мотивацию рассматривать с этих теоретических позиций, то самоактуализацию нельзя считать ценностью или потребностью [61; 85]; это скорее общий принцип реализации потенциальных возможностей, заложенных в каждой личности. Самоактуализируется любая личность, но сфера самоактуализации определяется верхней границей ее актуальных потребностей и возможностей. Самоактуализация может осуществляться и на уровне физиологических потребностей, и потребностей в достижениях и, конечно же, в творческой деятельности личности. В то же самое время самоактуализация – это процесс жизненной реализации имеющегося у личности творческого потенциала, и было бы ошибкой считать, что этот потенциал может быть реализован только на высших ценностных уровнях. В процессе удовлетворения своих обыденных потребностей человек также может проявить себя с самых различных сторон и довольно необычным способом.

Когда возможности самоактуализации в определенной сфере ценностно-потребностной иерархии исчерпывается, личность поднимается на более высокий для нее потребностный уровень. Высшие ступени самоактуализации – это реализация познавательных, творческих и духовных потребностей, которые в принципе неисчерпаемы. Процесс перехода с одного уровня самоактуализации на другой, для личности более высокий, называется личностным ростом.

Напряжение, порождаемое значимыми для личности ценностями – необходимый и безусловный фактор психического благополучия. Но, в зависимости от того, какие ценности занимают доминирующее положение в структуре ценностно-потребностной сферы личности конкретного человека, а какие – подчиненное, возможны и различного рода внутриличностные конфликты. Если какая-то ценность составляет действительный смысл его жизни, то напряжение в этой зоне ценностно-потребностной сферы всегда будет личностно значимым. Поэтому причиной внутриличностного конфликта в этом случае может стать чрезмерный его уровень. Если же по каким-либо причинам ценность перестает быть для личности жизненно важной и утрачивает свой первоначальный смысл, то может возникнуть особое психическое состояние, которое В. Франкл [110; 111] называл «экзистенциальным вакуумом». Это состояние – тоже своего рода внутриличностный конфликт, но он характеризуется, наоборот, отсутствием напряжения в зоне этой ценности. Этот конфликт связан с фрустрацией особой человеческой потребности – стремления к поиску смысла жизни. Конфликты первого рода могут проявиться в форме классических фрейдовских неврозов, вторые – это «ноогенные», по В. Франклу, неврозы. Они характеризуются в основном депрессивными симптомами.

У каждого человека хотя бы один раз в жизни возникает такая критическая ситуации, когда он задает себе этот сложнейший вопрос: «Для чего я живу?», и этот момент можно рассматривать как важную жизненную границу, разделяющую два уровня человеческого существования. Такой внутриличностный конфликт обязательно возникает у любой личности, достигшей определенного уровня духовного развития, накопившей определенный жизненный опыт и имеющей возможность сопоставить его с внешними социальными требованиями. Естественно, что такая ситуация, получившая в экзистенциальной литературе название «кризиса идентичности» [130; 133], не может возникнуть у индивида с низким интеллектом, который не в состоянии преодолеть свои экономические потребности и возможности только лишь материального контроля над людьми. Поэтому многие наблюдательные психиатры и психотерапевты отмечают, что наиболее социально адаптированная категория российского населения (впрочем, наверное, не только российского) – лица с легкой степенью олигофрении, для которых «кризиса идентичности» в принципе не существует. У развитых в интеллектуальном и духовном плане личностей, этот кризис обычно происходит после 40 лет, так как это именно тот возраст, когда нужно подводить жизненные итоги и планировать свое дальнейшее развитие.

Далеко не всем удается преодолеть этот барьер без потерь и разочарований; более того, для многих выдающихся личностей этот переход закончился трагически. Об этом пишет К. Юнг [132], когда развивает свою концепцию инициации – познания своей «Самости». Об этом напоминали и древнеегипетские жрецы, владевшие тайной священной инициации, которая помогала человеку преодолеть этот кризис, но пройти который могли только самые достойные. Эти мудрейшие служители истины считали, что для человека, стремящегося познать высшую божественную мудрость, но не готового к ее восприятию, есть только два пути – либо смерть, либо сумасшествие. Конечно же они знали эту высшую истину и владели специальным тайным обрядом посвящения, который помогал неофиту, пройдя через ряд испытаний, приблизиться к ней. Современная психотерапия тоже пытается двигаться в этом направлении, но делает еще только самые первые слепые и неуверенные попытки прикоснуться к ней, поэтому по своему уровню, приемам и глубине воздействия на психику человека – это жалкое подобие ритуалу посвящения.

Таким образом, анализ структуры и динамики ценностно-потребностной сферы личности позволяет выделить два процесса, которые определяют становление этого содержательного ядра личности. С одной стороны, это формирование уникальной индивидуальной потребностной структуры, с другой – усвоение индивидом в процессе социализации системы общественных ценностей, но только тех, которые не противоречат его родовым архетипическим структурам. В противном случае неизбежен конфликт между коллективным бессознательным индивида и навязываемой ему извне общественной системой ценностей, прогноз которого в принципе не может быть благоприятным. В результате этих двух процессов у личности должна сформироваться индивидуальная система «личных» ценностей – ценностно-потребностная сфера личности. С этой точки зрения рассматривать самоактуализацию как потребность вряд ли корректно. Личность в принципе способна реализовать себя на любом уровне потребностной иерархии; самоактуализация означает реализацию актуального для нее уровня потребностей. Когда этот уровень личностью исчерпан, происходит переход на следующий, более для нее высокий уровень самоактуализации. Самореализуются все люди без исключения, но уровень самоактуализации для каждой личности определяется степенью ее интеллектуального и духовного развития.

Если личность самоактуализируется на уровне потребностей самосохранения и поддержания внутреннего физического и психического гомеостаза, то процесс самореализации осуществляется на основе глубинных инстинктивных механизмов. Потребности уважения и любви реализуются посредством идентификации: личностью движет стремление быть похожим на авторитет. На уровне потребностей самоуважения психологическим механизмом самореализации может выступать интериоризация – усвоение личностью моральных и нравственных правил. Реализация творческих потребностей подразумевает действие механизма интернализации, в результате которого происходит приведение моральных и нравственных норм в соответствие с внутренними убеждениями личности.

Еще один момент в теории самоактуализации А. Маслоу вызывает сомнение: развитие системы ценностей не может быть представлено как последовательное ступенчатое прохождение запрограммированных стадий. М.С. Яницкий [134] считает, что, скорее всего, это параллельное протекание ряда процессов, а индивидуальная последовательность стадий есть результат «резонанса», циклического совпадения различных фаз, и именно в этих «резонансных» точках происходят те кризисные события, которые позволяют личности перейти на новый, более для себя высокий уровень личностного развития.

В рамках изложенной концепции понятие «ценностно-потребностная сфера личности» можно определить следующим образом: «Это уникальная иерархия индивидуальных потребностей, упорядоченная системой архетипических ценностных матриц, представляющих собой обобщенное родовое наследие индивида, и формирующаяся под влиянием одобряемой групповым большинством и государством системы общественных ценностей» [65, с. 37].

Рисунок 1. Структура ценностно-потребностной сферы личности

Ценностно-потребностная сфера личности – это, с одной стороны, номинальная система общественных ценностей, наполненная индивидуальным потребностным содержанием. Общественные ценности выступают в роли своеобразной формы-шаблона, в которую как в «прокрустово» ложе укладываются индивидуальные потребности человека. После такой «упаковки» они могут удовлетворяться лишь в социально приемлемом виде. С другой стороны, ценностно-потребностная сфера личности – это проекция глубинных архетипических ценностных форм, родовых мыслительных стереотипов и шаблонов поведения на индивидуальную потребностную структуру. Такое влияние системы коллективных архетипических ценностных матриц придает индивидуальным потребностям своеобразный родовой колорит (Рис. 1).

В результате такого двухстороннего влияния формируется индивидуальная ценностно-потребностная сфера личности, представляющая собой «личностный компромисс» индивидуальной потребностной иерархии с системами общественных и коллективных архетипических ценностей.

В целом же мотивацию необходимо рассматривать в двух аспектах: процессуальном и содержательном. В первом случае этот термин трактуется как процесс превращения потребности в мотив, поэтому, чтобы подчеркнуть его процессуально-динамический характер, следует употреблять понятие «процесс мотивации». Если же исследуется индивидуальная система потребностей и ценностей, используется термин «ценностно-потребностная сфера личности». Изучая процессуальный аспект мотивации, исследователь всегда пытается ответить на вопрос «как формируется человеческое поведение?», в случае содержательного ее анализа требуется выяснить «что движет человеческим поведением?». В первом случае подчеркивается деятельностный компонент мотивации, во втором – личностный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...