Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познание как постижение истины. Концепции истины. Критерии истины.




Истина – это содержание знаний ч-ка, представл собой адекватное воспроизвед-е реаль-ти, т.е. такой, какой она сущ-ет сама по себе, независимо от ч-ка. Ис-на исторична, конкретна. Виды истины: 1)Объективная – содерж. человеческого знания, кот не завис ни от ч-ка, ни от чел-ва. 2)Относительная – знание, кот при всем своем объективном содерж не обладает завершенностью и явл неполным. 3)Абсолютная – знание, кот не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах.

Критерии истины: 1)Выгода, полезность, удобство(прогматизм) 2)Общепризнанность 3)Формально-логический критерий(утверждение истино если получено по логич правилам из истиных сведений) 4)Истина знания – дело условных соглашений 5)Истино то что соотв данным чувственного восприятия 6)Точность, очевидность, ясность, простота 7)Главный – практика

В процессе развития науки складывались классическая и неклассическая концепции истины.

Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это обстоятельство связано с тем, что она наиболее полно соответствовала природе и целям не только обыденного, но и специализированного научного и философского познания.

Центральными понятиями классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность». Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально знаковой форме. Понятие «действительность» трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует.

В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие:

а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Критерии истины.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях). Особо выделяют критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знания экспериментальным данным. Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология.

 

Понятие науки и ее основные функции Генезис науки и этапы ее развития.

Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Наука может выступать как:

1)сис-ма знаний. 2)Специф деят. 3)Соц институт.4)Производ сила.5)форма обществ сознания. Специфика познават деятельности: 1)направленность в идеале на произв знаний. 2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность – направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания.

Формы научного познания: эмперич факт, проблема, гипотеза, теория. Эмпир факт – основн форма эмпир знания, выраж в особого рода предложениях, истина с которых опред результатами наблюд и эксперимента

Факт – достовер знание об одиночном

Гипотеза – научн предполож, вероятность которого обоснов фактич данными. Теория – высшая организация научн знания, которая даёт целостное представление о закономерностях некоторой облати действит, и представляет собой знаковую модель этой действит.

Проблемы генезиса науки

В настоящее время проблемы истории науки и ее классификации являются дискуссионными. В целом в настоящее время существуют 4 критерия классификации истории развития науки:

1. Формационный (сколько формаций – столько критериев науки): первобытнообщинная, рабовладельческая (античная), феодальная, капиталистическая, коммунистическая

2. Цивилизационный подход. В настоящее время существует несколько критериев классификации цивилизаций. Цивилизации: античная, техногенная, информационная и послеинформационная цивилизация. Также есть классификация по территориальному признаку: Инки, Майя, Индия, Китай и т.д.

3. По эпохам: доклассическая, классическая эпоха развития науки, неклассическая история науки, неонеклассическую, постнеонеклассическую

4. Дисциплинарный. 4 области: Естественные науки, Общественные науки (политология, культурология), Гуманитарные науки, Технические науки.

5. Историко-проблемный (??) – тот, который мы будем использовать при написании реферата:)

Концепции генезиса науки

Оценка всегда субъективно-объективная.

Генезис = возникновение. Вопрос о том, когда возникла наука, является дискуссионным. Существует 5 точек зрения:

Наука присуща познавательной деятельности и, следовательно, существовала всегда

Наука возникла в античной Греции и связана с развитием философии (до философии была мифология и первобытные религии)

Наука возникла в позднее средневековье (XII-XIV век нашей эры)

Наука начинается с XVI-XVII века. Истоки науки нужно искать в трудах Кеплера

Наука начинается в первой четверти XIX-века, когда научная деятельность стала институциализироваться

Наука – явление сложное, критериев научности много, концепций генезиса науки тоже много.

По вопросу генезиса существуют различные точки зрения, существуют различные концепции. Есть много концепций генезиса науки, но наиболее распространены:

Группа концепций Натурфилософская. попытка истолковать и объяснить природу основываясь на результатах полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

Группа концепций Позитивистская. Научные знания существовали отдельно от знаний. Под научным знанием понимаются факты. Факты = научные знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...