Познание как постижение истины. Концепции истины. Критерии истины.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Истина – это содержание знаний ч-ка, представл собой адекватное воспроизвед-е реаль-ти, т.е. такой, какой она сущ-ет сама по себе, независимо от ч-ка. Ис-на исторична, конкретна. Виды истины: 1)Объективная – содерж. человеческого знания, кот не завис ни от ч-ка, ни от чел-ва. 2)Относительная – знание, кот при всем своем объективном содерж не обладает завершенностью и явл неполным. 3)Абсолютная – знание, кот не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах. Критерии истины: 1)Выгода, полезность, удобство(прогматизм) 2)Общепризнанность 3)Формально-логический критерий(утверждение истино если получено по логич правилам из истиных сведений) 4)Истина знания – дело условных соглашений 5)Истино то что соотв данным чувственного восприятия 6)Точность, очевидность, ясность, простота 7)Главный – практика В процессе развития науки складывались классическая и неклассическая концепции истины. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это обстоятельство связано с тем, что она наиболее полно соответствовала природе и целям не только обыденного, но и специализированного научного и философского познания. Центральными понятиями классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность». Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально знаковой форме. Понятие «действительность» трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие:
а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания; б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью; в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью; г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания. Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность. Критерии истины. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях). Особо выделяют критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знания экспериментальным данным. Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология.
Понятие науки и ее основные функции Генезис науки и этапы ее развития. Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Наука может выступать как: 1)сис-ма знаний. 2)Специф деят. 3)Соц институт.4)Производ сила.5)форма обществ сознания. Специфика познават деятельности: 1)направленность в идеале на произв знаний. 2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность – направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания. Формы научного познания: эмперич факт, проблема, гипотеза, теория. Эмпир факт – основн форма эмпир знания, выраж в особого рода предложениях, истина с которых опред результатами наблюд и эксперимента Факт – достовер знание об одиночном Гипотеза – научн предполож, вероятность которого обоснов фактич данными. Теория – высшая организация научн знания, которая даёт целостное представление о закономерностях некоторой облати действит, и представляет собой знаковую модель этой действит. Проблемы генезиса науки В настоящее время проблемы истории науки и ее классификации являются дискуссионными. В целом в настоящее время существуют 4 критерия классификации истории развития науки: 1. Формационный (сколько формаций – столько критериев науки): первобытнообщинная, рабовладельческая (античная), феодальная, капиталистическая, коммунистическая 2. Цивилизационный подход. В настоящее время существует несколько критериев классификации цивилизаций. Цивилизации: античная, техногенная, информационная и послеинформационная цивилизация. Также есть классификация по территориальному признаку: Инки, Майя, Индия, Китай и т.д. 3. По эпохам: доклассическая, классическая эпоха развития науки, неклассическая история науки, неонеклассическую, постнеонеклассическую 4. Дисциплинарный. 4 области: Естественные науки, Общественные науки (политология, культурология), Гуманитарные науки, Технические науки. 5. Историко-проблемный (??) – тот, который мы будем использовать при написании реферата:)
Концепции генезиса науки Оценка всегда субъективно-объективная. Генезис = возникновение. Вопрос о том, когда возникла наука, является дискуссионным. Существует 5 точек зрения: Наука присуща познавательной деятельности и, следовательно, существовала всегда Наука возникла в античной Греции и связана с развитием философии (до философии была мифология и первобытные религии) Наука возникла в позднее средневековье (XII-XIV век нашей эры) Наука начинается с XVI-XVII века. Истоки науки нужно искать в трудах Кеплера Наука начинается в первой четверти XIX-века, когда научная деятельность стала институциализироваться Наука – явление сложное, критериев научности много, концепций генезиса науки тоже много. По вопросу генезиса существуют различные точки зрения, существуют различные концепции. Есть много концепций генезиса науки, но наиболее распространены: Группа концепций Натурфилософская. попытка истолковать и объяснить природу основываясь на результатах полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. Группа концепций Позитивистская. Научные знания существовали отдельно от знаний. Под научным знанием понимаются факты. Факты = научные знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|