Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




В учебном процессе используются различные образовательные технологии, такие как семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбора конкретных ситуаций,

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Рекомендации к проведению семинарских занятий

 

Тема I. Предмет изучения логики и теории аргументации.

1. Логика и аргументация как теоретические дисциплины.

2. Логическая форма и формальная правильность.

3. Природа мышления. Логические процедуры.

4. Логика в системе научного знания о мышлении.

5. Основные этапы развития формальной логики и аргументации.

6. Теоретическое и практическое значение логики и аргументации.

 

Литература:

Аристотель. Первая аналитика. Книга первая, глава первая – М.: Изд-во Мысль, 1978. Соч. в 4-х т. Т. 2. С. 119–120.

Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: Изд-во «Омега», 2003. Гл. 1.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: «Юрист», 2002. Гл. 1.

Микеладзе З. Основоположники логики Аристотеля // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 2. Вводная статья. – М.: «Мысль», 1978.

Ивин А.А. Основы теории аргументации, Гл. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВАНДОС, 2001.

 

Вопросы для самопроверки

1. Выразите современное понимание языка.

2. Как строится искусственный язык?

3. Каковы функции языка?

4. Что представляет собой язык логики высказываний?

5. Как выразить истинностные значения логических союзов табличным способом?

 

Тема II. Логические основания аргументации.

1. Аргументация и процесс познания. Определение аргументации и её состав.

2. Понятие доказательства. Его структура и разновидности.

3. Понятие опровержения. Способы опровержения.

4. Логические основы и приемы ведения публичной дискуссии.

5. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

 

Литература

Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. – М., 1954.

Гетманова А.Д. Учебник по логике. Гл. 7. – М., 2003.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Гл.10. – М.: «Юрист», 2002.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учебэ пособие. Гл. 7. – М.: «Культура и спорт», ЮНИТИ, 1997.

Павлова К.Г. Искусство спора. – М., 1923.

Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. – М., 1958.

 

Тема III. Психология и нравственность в споре.

1. Мотивация аргументации и её исходные ценности.

2. Некорректная аргументация. Конфликтные ситуации в споре.

3. Доверие как условие убеждения.

 

Литература

Гетманова А.Д. Учебник по логике. Гл. 7, Гл. 8. – М., 2003.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учеб. пособие. Гл. 10. – М.: «Культура и спорт», ЮНИТИ, 1997.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чём состоит различие между фактом и мнением?

2. Когда прибегают к отрицательным свидетельствам при аргументации?

3. Как учитываются ценностные ориентиры при аргументации?

4. Какие методы существуют для анализа ценностных аспектов обоснования?

5. Какова роль доверия в споре?

 

Вопросы к зачету

1. Что изучает логика как наука?

2. Каковы основные формы абстрактного мышления? Приведите примеры понятий и суждений.

3. Почему следует различать истинность мысли и формальную правильность рассуждений?

4. В чём заключается значение логики в современной жизни?

5. В чём состоят отличия языка и речи?

6. Каковы функции языка и речи?

7. Что такое знак и каковы его виды?

8. Какие основные приёмы формирования понятий Вы знаете?

9. Сформулируйте правила явного определения и приведите примеры наиболее типичных ошибок в определениях.

10. Какую логическую операцию называют делением понятия?

11. Сформулируйте правила деления и приведите примеры их нарушения.

12. Что такое суждение? Чем оно отличается от предложения?

13. Какие виды простых суждений Вы знаете?

14. Какие виды сложных суждений Вы знаете?

15. Каким образом можно установить значение истинности сложного суждения?

16. Что такое логический закон?

17. В чём проявляется нарушение в мышлении закона тождества?

18. В чём состоит специфика закона исключённого третьего? В каких ситуациях закон не может быть применён?

19. Каково значение соблюдения закона достаточного основания участниками дискуссии, полемики?

20. Что такое умозаключение? Какова его структура?

21. Каким образом связаны между собой правильность умозаключения и истинность полученного с его помощью следствия, заключения?

22. Какие умозаключения называют дедуктивными?

23. Что такое категорический силлогизм?

24. Каким образом связаны модус и фигура силлогизма друг с другом?

25. Что такое «учетверение терминов»?

26. Какие виды условных умозаключений Вы знаете?

27. Приведите примеры правильных, но различных по своей структуре условно-категорических умозаключений.

28. Чем отличаются друг от друга по своей структуре конструктивная и деструктивная дилеммы?

29. В чём Вы видите роль и значение дедуктивных умозаключений в общении, обучении, научном познании?

30. Что такое индуктивное умозаключение?

31. В чём суть полной индукции и какова её роль в познании?

32. Попробуйте привести пример, когда математическая индукция «не работает», когда ее применение приводит к парадоксам.

33. Какие виды умозаключений по аналогии Вы знаете?

34. Что такое математическое моделирование?

35. Что входит в структуру доказательства? Какие виды доказательств Вы можете назвать? Приведите примеры этих доказательств.

36. Назовите известные Вам способы опровержения и дайте им краткую характеристику.

37. Назовите правила, относящиеся к тезису, и приведите примеры ошибок, возникающих в результате из нарушений.

38. Какие Вы знаете правила по отношению к аргументам?

39. Что такое «основное заблуждение»?

40. Что такое «предвосхищение основания»?

41. Какие ошибки в форме доказательства или опровержения Вы можете назвать?

42. Что такое парадокс? Приведите пример парадокса.

43. Каково, на Ваш взгляд, теоретическое и практическое значение аргументации?

44. Охарактеризуйте гипотезу как форму знания.

45. Виды гипотез. Структура гипотезы.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля) «Теория и практика аргументации»

а) основная литература:

Гетманова А.Д. Учебник логики: Со сборником задач / А.Д. Гетманова. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 442 с.

Ивин А.А. Теория аргументации: Учеб. пособие для студ. вузов – М.: Гардарики, 2000. – 414 с.

Кириллов В.И. Логика: Учебник для юрид. Вузов // – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 253 с.

Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации: Учебник для вузов. – М.: Проект, 2003. – 304с. – (Факультет).

 

б) дополнительная литература

Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Культура диалога – Минск: изд-во «Новое знание», 2002.

Иванов Е.А. Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2001. – 357 с.

Тымцяс В.Г. Логика: Курс лекций. – М.: ПРИОР, 1999. – 160 с.

Малахов В.П. Логика для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.; Екатеринбург: Акад. Проект: Деловая кн., 2002. – 428 с.

 

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Система презентаций к курсу

http://www.philosophy.ru/

http://www.argumentator.org

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...