Славянофильство и западничество в русской религиозной мысли.
Славянофильство - на волне последекабристской реакции - "русское воззрение", "самобытничество". Еще от московских любомудров 20-х г.г. (В.Ф.Одоевский, Д.В.Веневитинов,А.И.Кошелев, братья П. и И. Киреевские, Хомяков, С.П.Шевырев) Сущность славянофильства определяется идеей "несхожести" России и Запада. К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков - "славяно- христианское", "православно- русский","русское" воззрение. Стемление обосновать особый по сравнению с Западной Европой пути Росии. Особенности русской истории: 1) православие, 2) общинный быт, 3) покорность русского народа, 4) отсутствие в его истории классового расслоения. Религия народа - определяет характер его мышления и основа общественнной жизни. Православие - можно расчитывать на прогресс. Философское обоснование - в религиозно-мистической системе: волюнтаристическая онтология (Хомяков), иррационалистическая онтология (Киреевский). Противостояние России и Запада. И.В.Киреевский (1806-1856) - различие духовности и культуры, различие просвещения России и Запада. Россия - непосредственное общение со вселенской церковью. Восприятие истинное ничем не замутненное.Православие из Византии, которое пребывало в России в монастырях Западное просвещение удалилось в секуляризированную культуру: а) католицизм в)древнеримская образованность,с)идеология государства.Но не отбрасывая всего западного - " образец последней системы Шеллинга"- философия верующего разума. Особенностью русского народа К. считает непротивление злу, отсутствие классового расслоения, общинный быт. А.С.Хомяков (1804-1860) Противник рационализма "Гносеологический антионтологизм". Первоосновой сущего он считал идеальное, разумное и свободное начало, познание которого должно осуществляться неким "внутренним знанием", "разумным зрячеством", т.е. с помощью религиозной веры. В теории общества он стоял на позиции провиденциализма и проповедовал
соборность- союз индивидов, собранных во имя идеи бога и любви. Вера------ Живое знание -------Рассудочное знание. Обусловленность живого знания верой и любовью придает ему характер соборности. К.С.Аксаков(1817-1860) - политика, русская история. У нас другой путь, наша Русь - святая Русь. Отделиться от заадной Европы, вот все, что нам надо. Запад сотворил себе из правительства кумира. Против ограничения самодержавной власти царя, но за сохранение духовной свободы индивидума. Крестьян объединяют религиозно-православным мировозрением благодаря православной вере. Ю,Ф,Самарин (1814-1876) увлекался Гегелем, затем отошел от него.
Западники: Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по "западному", т. е. буржуазному пути. Сер. 40-х годов московский кружок: Герцен, Грановский, Огарев, В. Боткин, Кавелин, Н. Кетчер, Е. Корш. Связь с кружком у Белинского, И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев. Осуждение самодержавно крепостнического строя, борьба против идеологии "официальной народности", развитие идей Просвещения, стремление к Европеизации Росии. С конца 40-х годов - раскол: 1) Белинский, Герцен, Огарев - выступают как материалисты, революционеры-демократы и социалисты; 2)Кавелин, Боткин, Корш - защищают идеализм, либерализм; 3) Грановский - позиция надклассового просветительства. П. Я.Чаадаев(1794-1856) -Предтеча западничества, не западник в узком смысле. "Философические письма"; выразил негодование по поводу отлучения России от "всемирного воспитания человеческого рода", духовного застоя. Восхваляет Западную Европу: идеи долга, справедливости, права родились из самих событий, образовавших там общество. Россия не принадлежит ни Западу, ни Востоку, у нас нет традиций ни того, ни другого. Мы одиноки в мире и ничего ему не дали. Затем отрицательное отношение к России сгладилось: бесплодность исторического прошлого России - в известном смысле -благо.
Русский народ не скован окаменелыми формами жизни. До 1823г. разделял идеи деизма. Позже - - на позициях религиозного мировозрения, верховная роль божественного закона в природе и обществе в духе объективного идеализма. Н,В,Станкевич (1813-1940) Кружок Станкевича с 1831г., в который входилив разное время Белинский, Бакунин, Аксаков и др. Философские воззрения в его "Переписке... "1857г., в сочинениях, собранных в книге "Стихотворения.Трагедия. Проза"1890г. изд. С 1834 г. увлекся соч. Шеллинга, Канта, Гегеля. Взглядам С. свойственна идеалистическая диалектика. В послелние годы жизни приходил к мысли о необходимости сближения философии с действительностью, одобрял идеи польского младогегельянца А,Цешковского и Фейербаха. В,Г,Белинский (1811-1848) Увлекался гегельянством, затем Сен- Симоном и Леру, Фейербахом - "антропологический материализм". Пренебрежение православием. Считал, что ближайшей задачей преобразований в России является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни(прежде всего крепостного права), проведения ряда демократических реформ. Исходя из этого, он вел борьбу с позиций ревлоюционного просвещения с ретрогадными идеями "официальной народности", высмеивал славянофильскую идеализацию патриархального прошлого Росии. А. И. Герцен (1812 - 1870) - признавал существование объективного разума. Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея "русской общины".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|