Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.
Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Руссо поставил вопрос о результатах всей человеческой истории, ее значении для нравственности и счастья индивидуумов. Бросил в лицо просветителям упрек, что накопление знаний и облагораживание жизни отвратило человека от его истинного назначения и затемнило его истинную сущность. История с искусственной организацией цивилизованного общества испортила человека. Он добр и чист по своей природе, но его развитие постепенно сделало его чуждым природе. Начало этого вырождения - возникновение собственности, имевшее своим результатом разделение труда, обособление сословийи, в конце концов, пробуждение всех дурных страстей: ум сделался, таким образом, прислужником эгоизма. По сравнению с этой противоестественностю цивилизованного варварства естественное состояние кажется потерянным раем. Но это не означало требования возвращения к безответственной первобытности. Творец одарил человека способностью к усовершенствованию, которая делает для него обязанностью и естественной необходимостью развитие природных задатков. Если в историческом процессе это развитие направилось на ложный путь и привело к нравственному падению и несчастью, то из этого следует, что история должна начаться снова, что человек должен вернуться от своего неестественного интеллектуального высокомерия к простому естественному чувству, от стеснительных и ложных общественных условий к своей чистой, неиспорченной сущности, для того, чтобы найти надлежащий путь развития. Для этого человечество, как целое, нуждается в государственном сторе, который по принципу юридического равенства гарантировал бы индивидууму полную свободу его личного соучастия в коллективной жизни; индивидуум же нуждается в воспитании, дающим свободное развитие природным задаткам.
Наиболее отчетливо и полно социальная философия Руссо изложена в его работе “Общественный договор” (1762). Основная поблема, которую Руссо здесь разрешает “состоит в том, как найти такую форму ассоциации, которая бы защищала иохраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше.” Договор состоит в “полном отчуждении каждого члена вместе со всеми своими правами в пользу всего общества. Так ак, во-первых, раз каждый отдает себя целиком, то условие оказывается одинаковым для всех; а раз условие одинаково для всех, ни у кого нет интереса делать его тягостным для других.” Отчуждение должно быть без остатка. Но несмотря на то, что общественный договор дает государству абсолютную власть над всеми его членами, тем не менее человеческие существа имеют естественные права как люди. Верховная власть у Руссо не монарх или правительство, но общество в его коллективной законодательной правоспособности. Общественный договор может быть изложен в следующих словах: “Каждый из насотдает свою мощь под верховное руководство всеобщей волей, и мы вместе принимаем каждого члена как неразрывную часть целого.” Этот акт ассоциации создает нравственное и коллективное тело,, которое называется “государством”. Веховная власть не должна давать каких-либо гарантий своим подданным, так как, поскольку она образуется из индивидуумов, которые составляют ее, она не может иметь каких-либо интересов, противречащих им самим. Воля верховной власти, которая всегда права, есть “ всеобщая воля ”. (Различие воли всех и всеобщей воли) Каждый гражданин, как гражданин, участвует во всеобщей воле, но может также, в качестве индивидуума, обладать индивидуальной волей, которая приходит в столкновение со всеобщей волей. Общественный договор предполагает, что всякий, кто отказывается подчиниться всеобщей воле, должен быть принужден к этому. “Это означает лишь то, что его силой заставляют быть свободным”. Нет уважения к частной собственности. Государство - хозяин всей собственности своих членов. Всеобщая воля не есть ни воля большинства, ни воля всех. Результирующий интерес.
Пантеизм Спинозы. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677). Истоки философии Спинозы - учение Декарта, иудейская мистика, мистическая натурфилософия XV и XVI веков. Согласно Спинозе существует только одна субстанция - Бог, или природа, которую он определяет также как "причину самой себя" (causa sui), то есть "то, сущность чего заключает в себе существование", или "то, чья природа может быть представляема не иначе как существующею". Субстанция, согласно Спинозе, "то, что существует само в себе и представляется само через себя". Субстанция имеет атрибуты, то есть то, "что ум усматривает в субстанции как сотавляющее ее сущность." Под модусами же он понимает "состояния субстанции, то, чтосуществует в другом и представляется посредством другого". Бесконечная субстанция имеет бесконечное множество атрибутов, но конечный ум может усмотреть вней только два: мышление и протяжение. Бесконечная субстанция мoжет, таким образом, быть рассмотрена и как " природа творящая " (Natura naturans), то есть как собственно бесконечная субстанция, и как мир отдельных вещей - модусов, то есть как " природа творимая " (Natura naturata). Индивидуальные души и отдельные части материи - только определения; они не являются вещами, а просто аспектами божественного существа. В такой бесконечности не дается никакого телесного модуса, которму не соответствовал бы духовный. Спиноза, следовательно, таким образом разрешает проблему взаимодействия. Из бесконечности атрибутов вытекает установленный Спинозой принцип метафизического параллелизма: "ordo et connexio idearum idem est ac ordo et connexio rerum". (= "Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей”.) Личного бессмертия нет, но есть безличное - все большее и большее единство с Богом. Вещи определяются своими физическими и логическими границами - всякое определение есть отрицание. Может быть только одно существо, которое совершенно положительно и должно быть абсолютно безгранично. Исходя из этого Спиноза пришел к полному и безраздельному пантеизму. Все в мире управляется абсолютной, логической необходимостью.
Нет такой вещи как свобода влои в мире духовном или случайность в мире физическом. Все, что случается есть проявление непостижимой пироды Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Человек - это существо, в котором модусу протяженности (телу) соответствует модус протяжения (душа). Отрицая свободу воли, вместе с тем Спиноза признавал свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Высший вид интеллектуального знания - интуиция ума. Высшее человеческое познание есть не что иное, как интеллектуальная любовь Бога к самому себе. (Amor intellctualis Dei.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|