Экологическая проблема (социально-философский анализ).
Проблема отношения человека, общества к природе была и остается одной из важнейших проблем философии. Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности истории людей и истории природы, точно взвешенный учет экологического компонента исторического процесса - существенная сторона научного понимания истории. Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление активности общества в отношениях с природой. Специфика любого отношения обусловлена, как обществом, так и природой. И хотя ведущая роль принадлежит социальной стороне, игнорировать активность природной стороны в этом взаимодействии, ее влияние на исторический процесс было бы ошибочным. Активность эта выступает следствием одной из двух причин: либо как результат развития внутренних противоречий природы, либо как ответная реакция на активность общества. Экологическая деятельность - это деятельность, направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой или на его восстановление, если оно нарушено. Объективной основой экологической деятельности является потребность общества во взаимодействии с благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития природной средой. Осознание этой потребности рождает соответствующую цель и деятельность по ее реализации. В экологической деятельности различают две стороны: материальную, т.е. производственную деятельность по улучшению и сохранению природной среды, и духовную - выработку и проведение экологической политики, совершенствование природоохранного права (например, "Красная книга"), воспитание в членах общества экологического сознания, в том числе формирование разумных с экологической точки зрения потребности.
Особое внимание исследователей среди возможных видов экологических ситуаций привлекают кризисные ситуации. Экологический кризис - тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия системы "общество - природа", крайним обострением ее основного противоречия (любое взаимодействие есть противоречивое отношение - противоположность направлений действия), делающим необходимым изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности. Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам: 1) чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества - сырьевых, энергетических; 2) чрезмерно быстрое загрязнение природной среды; 3) чрезмерно быстрое увеличение численности человечества. Чтобы понять реальные пути преодоления этого кризиса, необходимо предварительно разобраться в его глубинных корнях. Объяснения современной экологической ситуации, в конечном счете, тяготеют к одной из двух парадигм: формационной или цивилизационной. Формационная концепция связывает напрямую современную экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. С другой стороны экологическая ситуация носит прежде всего цивилизационный характер, порожденный всем ходом цивилизационного развития человечества. Истоки современного кризиса обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса. Идея отчуждения в социальной философии. Идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора", исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Следует отметить, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение духа.
Возможной причиной возникновения отчуждения может выступать сфера экономическая (общественное разделение труда). Практика и познание. Практика и познание тесно переплетены друг с другом. Практика в этом отношении - приложение сформулированных, исходя из познанного, идей к внешнему миру, тогда как познание есть средство для осуществления той или иной практической деятельности, с одной стороны, и средство для проверки истинности этого познания, с другой. Человеческое мышление = способность строить и активно преобразовывать свои структуры и структуры внешнего мира в виду: а) ценностных ориентаций и b) практического взаимодействия с вещами. Познающему человеку предшествует совокупный социо-культурный опыт. Человеческое познания всегда имеет свое "ради чего". Познание организует действия человека = сопротивление обстоятельствам. образсредства идеальный образ будущего: желание, стремление = найти средства. реальный результат: никогда не совпадает с предполагаемым - средства не адекватны, требуется новое познание, чтобы сделать новые средства таковыми.
Степень отклонения - намек на степень отклонения от истины. Практика оборачивается к теории. Наши представления о предмете представляют этот предмет в способах нашей деятельности с ним. Смысл и цель познания - за пределами познания. Истина = достаточное основание для перехода к действию. Наше знание - уже изменение предмета (= изменение действия). Познание - открытие бытия. Модус существования человека по отношению к бытию. Объединяющий момент - дейстие От способа организации нашей деятельности зависит способ бытия объекта в мире. Теория и практика - две стороны единого процесса освоения действительности человеком. Истина - граница меры, достигая которой, теоретическое знание становится практическим действием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|