Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СУ - 3. Учебно-воспитательная подготовка




Наименование тем Количество часов
Всего В том числе
Лекц. Сем. Прак.
  СУ - 3. Учебно-воспитательная подготовка        
3.1 Система подготовки туристских общественных кадров. Нормативные документы по подготовке кадров. 2 2    
3.2 Организация и проведение учебных мероприятий. Задачи инструктора (тренера) и стажёра в туристской группе. 2 2    
3.3 Учебная работа инструктора. Основы обучения. Подготовка и проведение лекций, бесед и практических занятий 8 2 2 4
3.4 Тренерская подготовка:        
3.4.1 Основные принципы и компоненты спортивной тренировки 2 2    
3.4.2 Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма 2 2    
3.4.3 Основные понятия физиологии тренировочного процесса 2 2    
3.4.4 Элементы медико-педагогического контроля тренировочного процесса 4 2   2
3.4.5 Развитие основных физических качеств в подготовке туристов (по видам) 4 2   2
3.4.6 Техническая тренировка 4 2   2
3.4.7 Тактическая тренировка 4 2   2
3.4.8 Взаимоотношения в туристской группе. Морально-волевая и психологическая тренировка. 4 2   2
3.4.9 Планирование и организация тренировочного процесса 4 2   2
3.5 Воспитательная работа в учебных мероприятиях 2 2    
3.6 Обучение в учебно-тренировочном походе 8 2 2 4
3.7 Организация и проведение зачётов и экзаменов 8 2 2 2
           
  Итого по п. 3:        

3.1. Система подготовки туристских общественных кадров для СТ. Нормативные документы по подготовке кадров. Система подготовки туристских общественных кадров. Туристский общественный актив, его права и обязанности. Инструкторы-тренеры туризма, как основная категория туристских обществен­ных кадров. Квалификационные характеристики. Организация обучения в самодеятельном туризме. Схема систе­мы обучения и краткая характеристика отдельных элементов системы. Требования к слушателям учебных мероприятий. Взаимосвязь учебных планов и программ обучения на различных уровнях подготовки. Характеристика учебных мероприятий различных подсистем. Порядок присвоения инструкторских званий.

3.2.Организация и проведение учебных мероприятий. Формы подготовки кадров спортивного туризма. Школы и семинары (сборы), их характерные особенности. Организационная структура школы, сбора и семинара. Организация школ НУ и БУ: назначение руководства, обеспечение материально-технической базы, подбор инструкторов и лекторов, набор слушателей, подготовка учебного процесса (составление расписания занятий и методических указаний к ним, разработка маршрутов практических занятий на местности, подбор пособий), утверждение в МКК, формирование учебных отделений. Учебный процесс. Внутренний распорядок, формы учебной работы в допоходный период. Учебная работа в учебно-тренировочном походе (УТП). Формы и методы самостоятельной работы слушателей. Учебная документация. Работа со стажёрами. Завершающий период работы школы: подготовка экзаменационных билетов. Преподавательский состав: начальник учебной части, инструкторы-тренеры учебных отделений, лекторы, приглашаемые со стороны. Основная задача завуча — создание единого коллектива преподавателей. Роль заведующего учебной частью. Инструкторский (тренерский) совет, его работа в допоходный период и во время УТП. Учебное отделение. Задачи инструктора-тренера и стажёра учебного отделения. Основная задача инструктора: работа в учебных отделениях, подготовка и проведение семинарских и практических занятий по учебному плану, подготовка и проведение учебно-тренировочного похода.

 

3.3.Учебная работа инструктора. Основы обучения. Система обучения в туризме. Краткая характеристика различных программ обучения. Общие принципы обучения. Существующие массовые формы обучения, их сравнительная характеристика. Методы обучения: словесное (устное), предметное, практическое, с применением технических средств. Основная цель учебной работы в допоходный период - достижение соответствия физической, тактико-технической и психологической под­готовленности к условиям конкретного похода. Основной критерий подготовленности - осознанное, грамотное и стабильное выполнение технических приемов. Средства достижения основной цели - трени­ровочные занятия и походы. Тренировочный поход: постановка част­ных целей, выбор средств, контроль результатов. Основная цель тренировочной работы в походе - скорейшая адаптация к походным условиям. Средства достижения этой цели: полигонные занятия на дневках, занятия на маршруте. Средства, контроль результата. Разборы как одна из форм обучения в походе. Подготовка и проведение лекций и бесед. Этапы подготовки: разработка развернутого плана занятия, изучение материала, оформление текста. На последнем этапе — распределение материала по плану с соблюдением методических и логических требований. Записи лекций, предварительное чтение, контроль времени. Чтение лекций. Значение формы изложения, поведения лектора, умение установить контакт со слушателями. Зависимость изложения материала от состава слушателей. Подача материала: дикция, темп речи. Значение начала и финала лекции. Виды бесед: вводные, заключающие, беседы-рассказы, беседы-обсуждения, особенности их проведения. Подготовка и проведение практических занятий. Виды и формы практических занятий, их зависимость от вида туризма, категорий обучаемых, насыщенности средствами материально-технического обеспечения и т.п. Технология подготовки практического занятия. Цель занятия, его содержание, методы и средства достижения цели. Выбор места и метода проведения занятий. Методическая разработка практического занятия. Ее содержание: тема занятия, место и продолжительность, количество участников, содержание и ход занятия, средства материально-технического обеспечения, литература. Конструктивный подход к основной части (содержанию и ходу) занятия. Подготовка методических разработок к занятиям по темам учебного плана, взаимное обсуждение и рецензирование методических разработок слушателями. Учебная практика слушателей по проведению занятий с использованием подготовленных ими методических разработок.

Литература

Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М; Профиздат, 1973, с.136.

Тренерская подготовка

3.4.1.Основные принципы и компоненты спортивно-туристской подготовки и тренировки (общие понятия и принципы). Методы контроля и самоконтроля. Виды туристской подготовки: общая, специальная, физическая, интегральная. Части специальной подготовки: организационная, техническая, тактическая, психологическая, топографическая, подготовка по обеспечению безопасности. Физическая подготовка: общефизическая, специальная физическая. Интегральная подготовка - моделирование условий соревновательной (походной) деятельности. Объемы подготовки (часы, км, другие показатели). Интенсивность занятий (по ЧСС, по скорости, по другим показателям). Характеристика физических качеств человека: выносливость (общая и специальная), сила, быстрота, координация, гибкость. Цель, задачи, принципы и методы тренировки. Методы тренировки: равномерный, переменный, интервальный, круговой, игровой. Характеристика физических нагрузок по объему и интенсивности в различных частях тренировочного занятия. Динамика интенсивности выполнения физической нагрузки по пульсовой характеристике в подготовительной – разминочной части, в основной тренировочной части, в заключительной части. Средства – упражнения для развития физических качеств. Тренажёры, приспособления, искусственные и естественные препятствия, используемые в тренировочном процессе туристов-спортсменов. Направленности тренировочного процесса: спортивная, рекреационная. Основные отличия спортивных и рекреационных занятий по форме и содержанию, объему и интенсивности нагрузок, по результатам занятий. Текущий врачебно-педагогический контроль. Стандартное и специальное тестирование. Основная задача допоходных тренировок - развитие и совер­шенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Тренировка как основной элемент физической подготовки в допоходном периоде. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма. Индивидуальная физическая подготовка слушателей (гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжи, велосипед и т.д.), её орга­низация и контроль. Тренировочные походы выходного дня: план их проведения, разработка маршрутов с учетом возрастания нагрузки. Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств. Зависи­мость вида тренировок от характера предстоящего похода. Общая и специальная физическая подготовка во время допоходных трениро­вок. Закаливание организма. Методы контроля за физической и специальной технической под­готовкой туристов. Основные сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Общая и специальная физическая подготовка и их роль в спортивной тренировке. Особенности тренировочного процесса для данного вида СТ. Развитие основных физических качеств в подготовке туристов. Общие сведения об анатомо-физиологических механизмах развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости к длительным фи­зическим нагрузкам, к гипоксии. Нагрузки во время тренировочного процесса. Организация круглогодичной тренировки спортивной группы. Разбор тренировок, дневник спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Литература

Ю.Н.Федотов и И.Е.Востоков. Спортивно-оздоровительный туризм. М; Советский спорт, 2002г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...