Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высший уровень – спортивное мастерство




Наименование тем Количество часов
Всего В том числе
Лекц. Сем. Прак.
  ВУ – 2 (ПТ). Специальная подготовка (пешеходный туризм). Организация и проведение путешествий(СП, СПТ и П) 5 - 6 к.с.        
2.1 Планирование, организация и проведение сложных путешествий 2 2   -
2.2 Обзор района спортивного пешего похода или УТП 2 2   -
2.3 Снаряжение (особенности) 4 2   2
2.4 Питание (особенности) 4 2   2
2.5 Ориентирование на местности в сложных условиях 6 2 - 4
2.6 Стратегия и тактика сложных СП, экспедиций, СПТ и П 2 2 - -
2.7 Техника движения и преодоления характерных препятствий 8 2   6
2.8 Привалы и ночлеги в экстремальных условиях, необходимое снаряжение 8 2   6

 

2.9 Медицинское обеспечение пешего похода и первая медицинская помощь в походе. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. 12 4   8
2.10. Психологические аспекты сложных путешествий. Вопросы психологической и морально-волевой подготовки в туристской группе. 2 2   -
2.11 Причины травматизма и анализ несчастных случаев (видовых) 2 2   -
2.12 Обеспечение безопасности на маршруте (по видам) 10 2   8
2.13 Экстремальные ситуации. Тактика и способы их преодоления 8 2   6
2.14 Организация и проведение поисково-спасательных работ. Техника и тактика транспортировки пострадавшего. 6 2   4
  Итого:     -  

2.1. Планирование, организация и проведение сложных путешествий. Краткий обзор и повторение тем 2.1 БУ-2(ПТ), 2.1 СУ-2(ПТ) с учётом тестирования участников. Определение цели, района, времени пешего похода и подбор состава группы. Повышенные требования при подготовке к сложному походу: максимально возможный сбор сведений по району и тщательная разработка маршрута, сметы и календарного плана пешего похода, объем круглогодичных тренировок, повышенная моральная и правовая ответственность, особые требования по обеспечению безопасности, специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, использование забросок, обязательность предпоходных тренировок, планирование цикла акклиматизации, обяза­тельность схожености и психологической совместимости, дублирова­ние руководства, обеспечение надежной связи. Необходимость пол­ного медицинского контроля участников сложных походов. Организация тренировочного процесса с целью формирования специальных туристских двигательных качеств и навыков, создания условий для долговременной адаптации организма к предельным нагру­зкам, возникающих в походе. Оформление маршрутных документов, утверждение маршрута в МКК и сообщение в КСС. Необходимые документы для путешествия в приграничных районах. Проверка готовности группы на местности перед выходом на маршрут.

2.2. Обзор района спортивного похода. Подробный физико-географический обзор и характерные особенности. Транспортные возможности. Национальные особенности и обычаи местного населения. Краткая история туристского освоения и туристские возможности, варианты построения маршрутов, «белые пятна» района, характеристика естественных препятствий. Маршруты походов по данному району, занявшие призовые места в чемпионате страны в последние годы. Цели и задачи планируемого пешего похода (спортивные и исследовательские), маршрут, продолжительность и протяжённость, перепады высот, препятствия, запасные и аварийные варианты, потенциальные опасности на маршруте. Визуальное знакомство с районом (фото и видеоматериалы). Основные направления ветров определяющих погоду в районе путешествия (циклоны и антициклоны). Благоприятное время для путешествия.

2.3. Снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.3 БУ-2(ПТ), 2.2. СУ-2(ПТ) с учётом специфики походов 5-6 к.с. и тестирования слушателей. Особенности индивидуального и группового снаряжения применяемого в высокогорье, тундровых районах и при особо протяженных (продолжительных) пеших походах. Характеристика индивидуального, группового и специального снаряжения, применяемого в походах 5-6 к.с. для преодоления препятствий по 3А к.т. включительно (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, осыпи, скалы, наледи, ледопады, переправы, болота, растительность), при движении на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальной и групповой страховке и самостраховке. Особенности применения вышеуказанного снаряжения в неблагоприятных метеоусловиях.

2.4. Питание. Краткий обзор и повторение темы 2.4 БУ-2(ПТ) и 2.3. СУ-2(ПТ) с учётом специфики походов 5-6 к.с. и тестирования слушателей. Особенности питания в сложных пеших походах. Виды раскладок: групповая, индивидуальная и смешанная. Принципы фасовки и учёта продуктов: по видам продуктов, по дням или времени приёма пищи. «Горячие» и «холодные» обеды. Применение «легких» рационов. Особенности раскладок и нормы расхода горючего для приготовления пищи на марафонских маршрутах, в высокогорных и безлесных районах. Роль и задачи завхоза.

2.5. Ориентирование на местности в сложных условиях. Краткий обзор и повторение темы 2.5 БУ-2(ПТ), 2.4 СУ-2(ПТ) с учётом специфики походов 5-6 к.с. и тестирования у слушателей. Углублённое изучение тем: ориентирование на сложном горном рельефе, при отсутствии характерных ориентиров в таёжных и тундровых районах, в т.ч. в сложных метеоусловиях (туман, снегопад, темнота). Работа с приборами глобального позиционирования (GPS). Подготовка реперных точек маршрута. Использование космической фотосъёмки и программ визуализации рельефа с фотоснимков при подготовке маршрута.

2.6. Стратегия и тактика сложных СП, экспедиций, СПТ и П. Стратегия. Варианты построения маршрутов 5-6 к.с. (в среднегорье и высокогорье, тундровых районах, таежных районах), их содержание и отличие от маршрутов 3-4 к.с. Возможные маршруты и особенности их стратегии в различных географических районах. Особые требования к походам 6 к.с. Организация походов в межсезонье. Включение водных участков до 3 к.с. Важность в сложных пеших походах по среднегорью и высокогорью стартовой выcoты маршрута, максимальных высот перевалов, длительности пребывания на максимальных и средних высотах, высотного опыта участников. Оценка участков сложного маршрута с позиции времени на их прохождение и планируемой линии движения на конкретном рельефе. Особенности акклиматизации. Составление стратегического и календарного плана пешего похода: учет ходовых и весовых норм, периода акклиматизации, запаса времени на неблагоприятную погоду, запасные и аварийные варианты маршрута. Графики физических нагрузок. Выбор снаряжения и состава продуктов. Стратегия экспедиций, ее особенность с учетом сочетания исследовательских и спортивных целей. Роль руководителя группы и участников. Тактика. Краткий обзор и повторение темы 2.7. СУ-2(ПТ) с учётом специфики походов 5-6 к.с. и тестирования слушателей. Важнейшая тактическая задача — безопасное проведение пешего похода. Тактика преодоления препятствий по 3А категорию трудности включительно (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады, переправы, болота, растительность), при движении на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, на водном участке, индивидуальной и групповой страховке и самостраховке. Особенности тактики походов в высокогорье и безлесных районах, при первопрохождениях и на особенно протяженных (продолжительных) маршрутах. Роль и особенности тактики и стратегии на маршруте при наличии опасностей и резком ухудшении погодных условий. Тактика преодоления сложного препятствия: характер препят­ствия и оценка его опасных факторов, выбор безопасного и рацио­нального пути движения (принцип экономии сил, средств и време­ни), порядок движения группы и меры страховки, возможные вариан­ты действий в экстремальных ситуациях. Планирование безопасного прохождения маршрута. Плановое деление группы на маршруте (работа отдельными подгруппами). Тактика первопрохождения: визуальная и фактическая разведка препятствия, действия ограниченным и наиболее подготовленным сос­тавом группы, выделение группы обеспечения и оказания помощи, обя­зательное использование средств страховки, планирование большего ко­личества времени на преодоление участка (препятствия) первопрохо­ждения.

2.7. Техника движения и преодоления характерных препятствий. Характеристика препятствий, встречающихся в пеших походах 5-6 к.с. (по 3А категорию трудности включительно): перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады, переправы, болота, растительность. Горная техника при преодолении сложных препятствий в пешем путешествии: движение на осыпном или скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, групповые и индивидуальные приёмы страховки и самостраховки. Особенности техники прохождения вышеуказанных препятствий в условиях межсезонья, в условиях ограниченной видимости.

2.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.7 СУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Установка палатки в неудобных местах (в стесненных условиях: на скальной полке, в каньоне, на льду, на снегу). Ночлег в палатке в безлесной зоне: выбор места, дополнительное укрепление палатки. Приготовление пищи на примусах и газовых горелках. Меры предосторожности при пользовании огнем в палатке. Ночлег в прибрежной зоне горной реки. Сушка и хранение одежды и обуви. Вынужденная безводная ночевка. Максимально полезное использование имеющегося снаряжения, естественных укрытий.

 

2.9. Медицинское обеспечение похода и первая медицинская помощь в походе. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Краткий обзор и повторение темы 2.10 СУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Особенности медицинского обеспечения сложного путешествия или экспедиции. Комплекс мер по медицинскому обеспечению. Необ­ходимость и достаточность каждого мероприятия в отдельности. Противопоказания к сложным путешествиям и пребыванию на высоте, необходимость физкультурно-диспансерного обследования перед по­ходом. Усиленная предсезонная физическая подготовка. Психопрофилак­тические и воспитательные мероприятия в коллективе. Обучение ответственного «медика» и всех участников группы методам диагностики травм и болезней, первой доврачебной медицинской помощи, ме­тодам организации спасательных работ и транспортировки пострадав­ших. Организация индивидуального медицинского наблюдения, кон­троля и самоконтроля в период акклиматизации и пешего похода. Комплектова­ние медицинской аптечки с учетом особенностей конкретного маршру­та (состав, назначение, количество средств, упаковка). Применение специальных медикаментозных средств. Особая важность для системы медицинского обеспечения сложного пешего похода, экспедиции или УТП нали­чия путей аварийной эвакуации, а также режима питания. Необходимость наличия врача при проведении экспедиций и учебно-тренировочных походов. Характерные травмы и заболевания в длительных пеших походах в высокогорье, тундровой и таежной местности, их про­филактика, признаки и лечение. Особая роль витаминов в сохранении здоровья и работоспособ­ности в продолжительных походах.

Актуализация ранее усвоенных навыков оказания первой медицинской помощи, выра­ботка навыков оказания первой помощи в сложных условиях (вынужденная поза, климатические факторы и др.) соответствующих сложным походам и экстремальным ситуациям. Тестирование слушателей по оказанию следующих видов первой помощи:

1. Демонстрация правильной последовательности действий при осмотре и выборе средств первой помощи при травмах.

2. Реанимация при остановке дыхания.

3. Реанимация при остановке кровообращения.

4. Сердечно-легочная реанимация.

5. Помощь при утоплении.

6. Помощь при удушении.

7. Демонстрация и объяснение пособий при травматическом шоке.

8. Остановка кровотечения: прижатием сосуда в ране, на протя­жении сосуда, максимальным сгибанием в суставах, давящей повязкой, жгутом, закруткой (для последних - условия применения), носового кровотечения, перевязкой сосуда в ране. Помощь при внут­реннем кровотечении.

9. Марлевые, косыночные, из подручных средств повязки на раны без значительного кровотечения и при ожогах в области голо­вы, лица, шеи, груди, спины, живота, таза, ягодиц, промежности, конечно­стей. Повязка при проникающем ранении груди. Повязка при проникаю­щем ранении живота. Повязка при отрывах конечностей. Термостатирующая повязка при отморожении. Повязки и пособия при потертостях.

10. Обработка ран.

11. Способы транспортной иммобилизации при повреждениях кос­тей черепа и черепно-мозговой травме, позвоночника, таза, конечно­стей с применением подручных средств. Пневматические шины. Правильное положение тела пострадавшего при транспортировке. Техника транспортировки и страховки пострадавшего.

12. Оказание помощи при попадании инородных телах в глаз, уха, полость рта, верхние дыхательные пути.

13. Помощь при тепловом и солнечном ударе.

14. Помощь при укусах змей, насекомых, животных.

15. Помощь при асфиксии от сдавливания груди и живота,

16. Помощь при сдавливании конечностей.

17. Помощь при отравлении угарным газом, в т.ч. в ограничен­ных объемах пещер.

18. Помощь при пищевом отравлении.

19. Помощь при термических ожогах.

20. Помощь при химических ожогах.

21. Помощь при эпилептическом припадке.

22. Помощь при локализованных судорогах.

23. Помощь при переохлаждении, обморожении, тепловом ударе.

24. Помощь при остром горном отеке легких,

25. Общий, местный и точечный массаж при утомлении, простуд­ных заболеваниях, поносе, при мышечных болях.

26. Подготовка инструментов, забор лекарства и выполнение подкожных и внутримышечных инъекций (на тренажере).

27. Согревающие процедуры (компрессы, грелки).

26. Охлаждающие процедуры (компрессы, пузырь со льдом).

29. Дача пищи больному, тяжелобольному.

30. Измерение температуры, пульса, артериального давления.

31. Соблюдение правил личной гигиены лицами, оказывающими первую медицинскую помощь.

Цель: ознакомить слушателей с особенностями медицинского обеспечения сложного путешествия и обучить оказанию первой медицинской помощи в сложном походе, применению специальных медикаментозных средств.

2.10. Психологические аспекты сложных путешествий. Вопросы психологической и морально-волевой подготовки в туристской группе. Краткий обзор и повторение темы 2.13 БУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Понятие психологического климата туристской группы. Особенности психологии малых групп и психологические аспекты сложных путешествий. Конфликты, причины возникновения, пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликт­ных ситуаций. Психологическая тактика руководителя группы. Система морально-психологической подготовки: совокупность психологических и этических знаний: личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей; выработка навыков, умений, привычек, интуиция в вопросах общения и взаимодействия: контроль и оценка достигнутого результата.

 

2.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев. Краткий обзор и повторение темы 2.8. СУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Данные о случаях травматизма и несчастных случаях в пеших походах 1-6 к.с. за последние годы, их причины и анализ, объективные и субъективные причины.

2.12. Обеспечение безопасности на маршруте. Краткий обзор и повторение темы 2.9. СУ-2 (ПТ) с учётом тестирования слушателей и особенностей препятствий на сложных маршрутах в различных географических районах. Планирование безопасного прохождения маршрута.

 

2.13.Экстремальные ситуации. Тактика и способы их преодоления. Краткий обзор и повторение темы 2.11. СУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей и особенностей препятствий на сложных маршрутах в различных географических районах.

2.14. Организация и проведение поисково-спасательных работ. Техника и тактика транспортировки пострадавшего. Краткий обзор и повторение темы 2.14. СУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей и особенностей различных географических районов.

 

Рекомендуемая литература по пешеходному туризму

…………………………………………………………………………………………………

2. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография. М. Профиздат,1985,159 с.

3.Буянов В.М. Первая медицинская помощь. Я., Медицина, 1987

5. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М.,ФиС,1974,97 с.

6.Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я, Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование (учебник для институтов и техникумов физической культуры). М.,ФиС,1987,240 с.

8. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1986.

11.Линчевский Э.Э.Психологический климат туристской груп­пы. М.,ФиС,1981,48 с,

12. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах, М.,ФиС,1981.

16. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действитель­ные. М., ФиС, 1983,143 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...