Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовый уровень – особенности вида




Наименование тем Количество часов
Всего В том числе
Лекц. Сем. Прак.
  БУ – 2(ПТ). Специальная подготовка (пешеходный туризм). Организация и проведение путешествий(СП, СПТ и П) 1 - 2 к.с.        
2.1 Организация, подготовка и проведение СП и СПТ 1- 2 к.с. 7 3 2 2
2.2 Особенности пешего туризма, стратегия и тактика СП и СПТ 1-2 к.с. 4 2 - 2
2.3 Снаряжение 7 4 1 2
2.4 Питание 6 2 2 2
2.5 Топография 4 2 2 -
2.6 Ориентирование на местности, особенности вида 10 2 2 6
2.7 Общая и специальная физическая подготовка туриста. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма. 5 1 - 4
2.8 Гигиена туриста. Медицинское обеспечение пешего похода 1-2к.с. и первая медицинская помощь. 8 2 2 4
2.9 Техника движения, естественные препятствия и способы их преодоления 32 2 - 30
2.10 Привалы и ночлеги 11 2 1 8
2.11 Причины травматизма и анализ несчастных случаев в простых путешествиях. Обеспечение безопасности (основные принципы). 2 2 - -
2.12 Действия в экстремальных условиях. Основы выживания. 8 2 - 6
2.13 Взаимоотношения в туристской группе 2 2 - -
2.14 Руководитель пешего похода, его ответственность, права и обязанности. 2 2 - -
  Итого:        

 

 

2.1. Организации, подготовка и проведение путешествий (СП, СПТ и П) 1 - 2 к.с. Этапы подготовки и проведения путешествия: выбор района, времени и определение целей; сбор и изучение информации; комплектование группы (требования к участникам и руководителю) и распределения обязанностей; индивидуальные и групповые тренировки; подбор снаряжения и питания; транспортные вопросы; оформление заявочных и маршрутных документов, защита маршрута в МКК; действия участников на пути к району путешествия и обратно; сообщения в МКК; подготовка и оформление отчёта. Стратегическая задача пеших походов 1-2 к.сл. – правильная организация быта, взаимное уважение участников маршрута друг к другу. Формула: хорошо организованный отдых, питание и психологический микроклимат в группе – залог успешного прохождения маршрута.

2.2. Стратегия и тактика СП, СПТ и П (на примере маршрутов 1-2 к.сл.). Понятие стратегии и тактика пешего похода. Планирование пешего похода: выбор вида маршрута (его относительные преимущества и недостатки, зависимость веса рюкзака от вида маршрута); протяженность маршрута: продолжительность похода, количество дневок и резервных дней; распределение по маршруту технически сложных участков; протяженность днев­ных переходов; запасные участки маршрута. Планирование дневного перехода: график движения, распоря­док дня, выбор места бивака. Организация дневных переходов в раз­личных условиях местности и погоды с учетом физического и мо­рального состояния участников. Планирование и уточнение плана преодоления сложного участ­ка (осыпного, травянистого, заболоченного, с потенциально опасной растительностью и др.): оценка обстановки и характера пре­пятствий, выбор безопасного и рационального пути движения, определение порядка движения, мер страховки и самостраховки, а также действий в экстремальных ситуациях. Цель - дать слушателям понятие о стратегии и тактике пешего похода и научить их планировать поход и дневные переходы.

2.3. Снаряжение. Снаряжение групповое и личное, основные требования к нему: малый вес и объем, хорошая тепло- и влагоизоляция, прочность, удобство использования, надежность в эксплуатации. Различные типы палаток и каркасов. Спальные принадлежности (коврики, мешки, накидки). Костровой инвентарь (тросик, стойки, варочная посуда, топоры и пилы). Нагревательные и осветительные приборы. Ремонтный набор и ремонт снаряжения на маршруте. Личное снаряжение и требования к нему. Нижняя и верхняя одежда, рукавицы. Обувь: подбор обуви, правильное использование, подготовка обуви к походу. Рюкзаки. Транспортировка снаряжения.

2.4. Питание. Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат и основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность и усвояемость; состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий пешего похода (основные понятия). Режим питания и его калорийность в зависимости от температурных условий и сложности маршрута. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продуктов. Составление меню и раскладка продуктов. Учет их расхода. Способы термообработки пищи. Достоинства и недостатки каждого из них. Различные способы фасовки и транспортировки продуктов, их преимущества и недостатки. Использование сублимированных продуктов и продуктов собственного изготовления, высоко калорийных питательных смесей. Приемы приготовления пищи из сублиматов. «НЗ» продуктов и «карманное питание».

2.5.Топография. Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в спортивных пеших походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схемы маршрута. Изучение местности по карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности (наличие дорожной и гидрографической сети, наличие и характер переправ, растительность, грунты, крутизна склонов). Выбор и описание по карте оптимального пути, определение характеристик рек.

2.6. Ориентирование на местности, особенности ориентирования в различных условиях. Компас. Подготовка данных для движения по азимуту. Истинный (географический) и магнитный меридианы, истинный и магнитный азимут. Склонение. Упрощенная формула определения магнитного азимута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы и схемы. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Азимут и движение по нему. Ориентирование карты, способы определения точки стояния. Способы выдерживания заданного направления движения. Место руководителя группы. Место и роль участника, ведущего группу по азимуту. Обход препятствий. Действия при потере ориентировки.

2.7. Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение и особенности физической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Индивидуальные и групповые тренировки. Утренняя гимнастика. Рекомендуемые комплексы упражнений для подготовки к пешему походу. Сопутствующие виды спорта. Организация и проведение подготовительных тренировок. Закаливание организма. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль и самоконтроль. Тесты для оценки уровня физического развития и тренированности.

2.8. Гигиена туриста. Медицинское обеспечение похода 1-2 к.с. и первая медицинская помощь. Личная гигиена в походе. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Основные травмы и их предупреждение; заболевания, их симптомы и предупреждения, лечение в походных условиях. Предупреждение переохлаждений и перегрева, контроль и самоконтроль, оказание первой помощи. Медицинская аптечка (групповая и личная) и задачи «медика». Своевременная диагностика и основные навыки оказания первой медицинской помощи в походе при: травматическом шоке, ожогах, закрытых и открытых переломах конечностей и рёбер, ранениях внутренних органов, растяжениях и вывихах, колото-резаных ранах, острой сердечной недостаточности, воспалении легких и ангине, острых гастритах, отравлениях, кишечных расстройствах, потертостях ног. Проведение искусственного дыхания «рот в рот». Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Teхника подкожного впрыскивания лекарственных препаратов (инъекции). Организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния.

2.9. Техника движения, естественные препятствия и способы их преодоления. Наиболее рациональные способы движения с рюкзаком по пересеченной местности. Характеристика естественных препятствий в таежной местности и среднегорье. Отработка основных приёмов и совершенствования навыков движения по заболоченной местности, осыпи, травянистому склону, зарослям, одиночным несложным скальным выходам. Преодоление бродов в одиночку и группой. Меры безопасности. Опасные места и их признаки. Меры самостраховки и страховки. Цель – научить слушателей четко владеть техникой и способами преодоления естественных препятствий.

2.10. Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и характера местности, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния участников. Организация обеденного привала. Факторы, влияющие на выбор места ночлега (бивака). Различные методы организации работ при разбивке бивака в зависимости от погоды, наличия светлого времени и состояния участников. Внешний вид бивака. Сохранение природы: запрещение порубки живых деревьев и устройство настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и т. д. Снятие с бивака. Меры предосторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре и др. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья». Устройство заслона из подручных средств, а также с использованием полиэтилена или полотнища. Различные виды костра «нодья» и поддержание его равномерного горения. Цель – ознакомить слушателей с видами привалов и научить организации привалов и ночлегов в лесной зоне, в палатке и без нее.

2.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев в простых путешествиях. Обеспечение безопасности (основные принципы). Анализ данных о случаях травматизма и несчастных случаях в пеших походах 1-2 к.с. Основные причины: плохая физическая, тактическая, техническая и морально-волевая подготовка, недисциплинированность участников, недостаточный опыт и авторитет руководителя, слабое знание района и условий проведения пешего похода, переоценка своих возможностей, неправильные действия при резком изменение погодных условий, недостаточный контроль и самоконтроль при низких температурах и сильном ветре, плохо подготовленное снаряжение, незнание приемов оказания первой помощи при травмах и заболеваниях. Планирование безопасного прохождения маршрута.

2.12. Действия в экстремальных условиях. Основы выживания. Наиболее часто встречающиеся экстремальные ситуации в пеших походах 1-2 к.с. и их характеристики: болезнь участника, потеря участника, дисгармония взаимоотношений в группе, утрата (выход из строя) важного общественного или личного снаряжения или продуктов питания, потеря ориентировки, спешка при отставании от запланированного графика движения, жесткие условия погоды, физическое и моральное перенапряжение участников и др. Простейшие пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликтных ситуаций. Тактические приемы и различные варианты действия группы, в зависимости от характера ситуации. Ответственность руководителя (ситуативного лидера) и участников, решительность и настойчивость их действий в борьбе за сохранение жизни всех членов группы.

Условия, в которых участник может остаться один. Действие участника, отставшего от группы. Умение преодолеть чувства безысходности и отчаяния. Действия с целью поиска группы. Выполнение осмысленной и полезной работы. Устройство укрытий и организация отдыха. Добывание пищи, разведение костра. Действия при ограниченном наборе снаряжения и продуктов питания.

2.13. Взаимоотношения в туристской группе. Мотивация и поведение человека.Терпимость, коммуникабельность. Роль руководителя. Оценка ситуации. Методы комплектования туристской группы. Выбор руководителя. Стереотипы поведения и роли участников: руководитель, штурман, завхоз, завснар, медик, ремонтник, хронометрист, необязательные роли (повар, летописец, кино-фотооператор, «комиссар», гитарист, арбитр, казначей, специалист по биваку, спонсор, «орел глазастый», «лось ломовой», «козел отпущения»).

2.14. Руководитель похода, его ответственность, права и обязанности. Добровольное подчинение туристов выбранному руководителю – основа отношений в туристской группе. «Правила проведения соревнований туристских спортивных походов» как основной закон, регламентирующий аспекты руководства в туризме. Роль руководителя группы на всех этапах подготовки и проведения пешего похода. Принципы управления группой, зависимость метода управления от опыта участников и руководителя. Моральная, административная и юридическая ответственность руководителя и участников группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...