Специализированный уровень – углублённая специализация вида
2.1. Организация, подготовка и проведение СП, СПТ и П 3-4 к.с. (краткий обзор и повторение тем 2.1, 2.2 БУ-2(ПТ) с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей). Этапы подготовки и проведения путешествия: выбор района, времени и определение целей; сбор и изучение информации; комплектование группы (требования к участникам и руководителю) и распределения обязанностей; индивидуальные и групповые тренировки; подбор снаряжения и питания; транспортные вопросы; оформление заявочных и маршрутных документов, защита маршрута в МКК; действия участников на пути к району путешествия и обратно; сообщения в МКК; подготовка и оформление отчёта.
2.2. Снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.3 БУ-2(ПТ) с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей. Особенности индивидуального и группового снаряжения применяемого в безлесных зонах (среднегорье и тундровые районы). Характеристика специального, индивидуального и группового снаряжения, применяемого в пеших походах 3-4 к.с. для преодоления препятствий по 2А категорию трудности включительно (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, переправы), при движении на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальной и групповой страховке. Особенности применения вышеуказанного снаряжения в сложных погодных условиях. 2.3. Питание. Краткий обзор и повторение темы 2.4. БУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Виды раскладок: групповая, индивидуальная и смешанная. «Горячие» и «холодные» обеды. Особенности раскладок и нормы расхода горючего для готовок в безлесных участках и районах. Применение «облегчённых» рационов. Роль и задачи завхоза. Принципы фасовки и учёта продуктов: по видам продуктов, по дням или времени приёма пищи. 2.4. Топография и ориентирование на местности, особенности вида. Краткий обзор и повторение тем 2.5 и 2.6. БУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Глазомерная съёмка. Возможности определения перевалов и прокладывание маршрутов по фотографическим материалам, картам, картосхемам, без карты. Развитие навыков чтения, запоминания и привязки к местности картосхем, зарисовок и фотоснимков. Выбор тактики ориентирования и ограничивающих ориентиров. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам. Выбор ориентиров по карте и местности. Надежные и вероятные привязки, ориентирование по совокупности признаков. Особенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Ориентирование на сложном горном рельефе. Непрерывное наблюдение за маршрутом всеми участниками, привязка к местным предметам в отдельные моменты видимости, использование двух точек наблюдения. Особая роль разведки и восхождений на обзорные точки. Особенности ориентирования в тундровой местности. Работа с приборами глобального позиционирования (GPS): принцип, методика и техника работы, подготовка реперных точек маршрута, на маршруте.
2.5. Стратегия и тактика СП, СПТ и П (3 - 4 к.с.). Краткий обзор и повторение темы 2.2 БУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Варианты построения маршрутов 3-4 к.с. (в среднегорье и тундровых районах), их содержание и отличие от маршрутов 1-2 к.с. Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный - их возможности, преимущества и недостатки. Важнейшая задача стратегии и тактики - безопасное проведение пешего похода. Зависимость стратегии прохождения маршрута от целей путешествия, района, времени года, сложности маршрута, подготовленности и схоженности группы, материального обеспечения, условий и возможности обеспечения безопасности. Выбор снаряжения и состава набора продуктов. Тактика движения группы на маршруте и преодоления препятствий, встречающихся в пеших походах 3-4 к.с. (по 2А категорию трудности включительно: перевалы, вершины, траверсы, каньоны, переправы). Тактика включения в маршрут водных участков 1-2 к.с. Роль и особенности тактики и стратегии на маршруте при наличии лавинной опасности или резком ухудшении погодных условий. 2.6. Техника движения и преодоления характерных препятствий. Краткий обзор и повторение темы 2.9 БУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Характеристика препятствий, встречающихся в пеших походах 3-4 к.с. по 2А категорию трудности включительно: перевалы, вершины, траверсы, каньоны, переправы. Преодоление водных участков 1-2 к.с. Горная техника в пешем путешествии: движение на осыпном или скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальная и групповая страховка и самостраховка. Особенности техники прохождения вышеуказанных препятствий в сложных погодных условиях.
2.7. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.10. БУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Установка палатки в неудобных местах (в стесненных условиях: на скальной полке, в каньоне, на льду, на снегу). Ночлег в палатке в безлесной зоне: выбор места, дополнительное укрепление палатки. Приготовление пищи на примусах и газовых горелках. Меры предосторожности при пользовании огнем в палатке. Ночлег в прибрежной зоне горной реки. Сушка и хранение одежды и обуви. Вынужденная безводная ночевка. Максимально полезное использование имеющегося снаряжения, естественных укрытий. 2.8. Анализ несчастных случаев, причины травматизма на маршрутах 3-4 к.с. Краткий обзор и повторение темы 2.11 БУ-2(ПТ) с учётом тестирования слушателей. Данные о случаях травматизма и несчастных случаях в пеших походах 1-4 к.с., их причины и анализ, объективные и субъективные причины. Типичные опасности, неправильная оценка, неправильная тактика преодоления склона, скального участка, снежного участка, переправы, водного участка. Неправильное использование снаряжения. Неправильная организация страховки и неправильная самостраховка на препятствиях 1Б-2А к.с. Аварийные и запасные выходы, их согласование с МКК, изменение состава группы без ведома и согласия МКК. Несчастные случаи на биваках. Несчастные случаи, связанные с животными и местным населением. 2.9. Обеспечение безопасности. Безопасность – основное и важнейшее требование к походам. Опасности явные и мнимые. Планирование безопасного прохождения маршрута. Меры предупреждения опасности и обеспечение безопасности при: движении на маршруте и на привалах, преодолении естественных препятствий. Возрастание роли ряда неблагоприятных факторов с увеличением сложности пешего похода. Причины возникновения несчастного случая: а) зависящие от самого человека, его промахов и заблуждений (недостаточная дисциплина, пренебрежение правилами путешествий, низкое общественное сознание, незнание или неправильное применение приемов техники передвижения и страховки, границ применения этих приемов, тактические ошибки и недостаточный тактический опыт, индивидуальная предрасположенность к авариям в зависимости от уровня психологической, физической подготовки и состояния здоровья участников); б) непосредственно не зависящие от воли человека и создающие объективные условия для аварий (маршрут как источник опасности, нехватка или отсутствие снаряжения). Анализ аварийных случаев. Реальная авария – следствие сочетания влияния нескольких неблагоприятных факторов при решающей роли некоторых из них. Примеры. Необходимость комплекса защитных мероприятий организационного, технического, воспитательного и учебного характера. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение. Примеры накопленного опыта обеспечения безопасности в пеших походах. Значение страховки и самостраховки в походе. Страховочное снаряжение и требование к нему. Комплектование специального снаряжения в зависимости от нитки маршрута, сезона и района путешествия. Использование радиосвязи и средств сигнализации. Самостраховка на месте и в движении. Выбор и подготовка мест страховки и самостраховки. Необходимость учета направления рывка и взаимного расположения точек страховки и самостраховки. Верхняя и нижняя страховка. Область применения и пределы эффективности приемов и средств страховки на различных формах горного рельефа и видах снежного покрова. Особенности страховки при движении на осыпных, скальных и ледовых склонах. Работа связок. Двойки и тройки. Порядок передвижения. Перильная страховка. Цель: научить слушателей до автоматизма выполнению основных технических приемов при движении по осыпям и скалам, снегу и фирну, льду и скалам.
2.10. Медицинское обеспечение похода 3-4 к.с., первая медицинская помощь в походе. Краткий обзор и повторение темы 2.8 БУ-2(ПТ) с учётом тестирования участников. Комплекс мер и особенности медицинского обеспечения пешего похода. Необходимость и недостаточность каждого мероприятия в отдельности. Противопоказания к сложным походам и пребыванию на высоте, необходимость физкультурно-диспансерного обследования перед походом. Усиленная предсезонная физическая подготовка. Организация медицинского самообслуживания в группе. Обязанности участника, ответственного за медобслуживание. Обучение руководителя и всех участников группы методам диагностики травм и болезней. Личная гигиена туриста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Правильный режим работы и отдыха в пеших походах. Массаж и самомассаж, их значение при больших физических и психических нагрузках. Основные приемы массажа и самомассажа. Подготовка к сеансу массажа. Порядок массирования конечностей, спины, поясницы, груди и живота, шеи и головы. Физиологические особенности организма в высокогорье. Гипоксия, как определяющая особенность воздействия горного комплекса. Горная болезнь, особенность ее проявления, средства предупреждения. Механизм воздействия многоступенчатой активной акклиматизации. Механизм воздействия витаминизации, пищевого фактора, фармакологических препаратов. Психотерапия. Организация индивидуального медицинского наблюдения, контроля и самоконтроля в период акклиматизации и пешего похода. Комплектование медицинской аптечки с учетом особенностей конкретного маршрута. Применение специальных медикаментозных средств. Первая медицинская доврачебная помощь в походе, значение своевременного оказания. Выделение наиболее характерных травм и меры предупреждение травматизма. Характерные ошибки. Причины, признаки, первая помощь и лечение при (повторение и углубление навыков): кровопотере, асфиксии, травматическом шоке, ожогах, снежной слепоте, обморожениях, переохлаждениях (замерзаниях), закрытых и открытых повреждениях черепа, переломах, повреждениях позвоночника, живота, таза, ранения внутренних органов растяжениях, разрывов связок, вывихах, ранах, горной болезни, острой сердечно-сосудистой недостаточности, воспалении легких и ангине, острых гастритах, отравлениях, желудочных расстройствах, острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости. Проведение искусственного дыхания способами «рот в рот». Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Teхника подкожного впрыскивания (инъекции) лекарственных препаратов.
2.11. Действия в экстремальных ситуациях. Действия группыпри ухудшении погодных условий, потере продуктов или снаряжения (применение подручных средств: спортивный спуск, вязка грудной обвязки и беседки из веревки и т.п.), потере участника, в камнепадоопасной местности. Действия группы при внезапном повышении уровня рек, обводнении каньонов, изменении проходимости болот после дождей. Действия группы при встрече с хищными животными. Действия группы при лесном, тундровом или степном пожаре. Выработка тактических планов и заблаговременная отработка навыков действий в экстремальных ситуациях различного характера.
2.12. Организация и проведение поисково-спасательных работ (ПСР). Спасательная служба страны. Ее задачи, организация, права и обязанности. Взаимодействие со спасателями. Тактика ПСР силами группы. Организация ПСР отставших от группы. ПСР в отсутствиях видимости, обеспечение безопасности основной группы и участников ПСР. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств и организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния на различном рельефе. 2.13. Обзор района проведения похода. Краткий обзор и повторение темы 2.5 БУ-2(ПТ) с учётом тестирования участников. Физико-географический обзор и характерные особенности. Транспортные возможности. Национальные особенности и обычаи местного населения. Краткая история туристского освоения и туристские возможности, варианты построения маршрутов. Характеристика естественных препятствий. Маршруты походов по данному району, занявшие призовые места в чемпионате страны в последние годы. Перспективы и задачи планируемого пешего похода: нитка маршрута, продолжительность и протяжённость, перепады высот, препятствия, запасные и аварийные варианты, потенциальные опасности на маршруте. Визуальное знакомство с районом (фото и видеоматериалы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|