Организации умственного труда
План - это своеобразный перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы. Назначение плана: · отражает последовательность изложения мысли и обобщает; · раскрывает содержание текста; · восстанавливает в памяти содержание источника; · заменяет конспект и тезисы; · помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет); · ускоряет проработку источника информации; · организует самоконтроль; · сосредоточивает внимание и стимулирует знания; · используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
ß ß
Тезисы – это обобщенное и сжатое изложение основных положений работы. Каждый отдельный тезис формулируется в виде развернутого суждения, для которого характерна категорическая форма. Представляют собой связный, не разорванный на маленькие фрагменты текст, сохраняющий логику работы. Назначение тезисов: · повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно); · всегда имеют доказательства; · выявляют суть содержания; · позволяют обобщить материал; · ценны для критического анализа статьи, доклада, диссертации и т.д.
Тезисы являются одним из наиболее устойчиво – нормативных жанров речевого произведения, поэтому нарушение жанровой определенности, нормативности, чистоты, жанровые смешения оцениваются в нем как грубые нарушения не только стилистических, а вообще коммуникативных норм. Среди типичных нарушений, какими являются, например, подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом и т.д., наиболее неприятное впечатление производит смешение форм разных жанров.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно – композиционную структуру: 1) Преамбула; 2) Основное тезисное положение; 3) Заключительный тезис.
СХЕМА I. Схема построения высказывания, содержащего тезис: Почему? Что из этого следует?
Так как, ибо Следовательно, Потому что… Таким образом, поэтому СХЕМА II
ТЕЗИС→АРГУМЕНТЫ→СЛЕДСТВИЕ
· Материал сообщения, доклада, статьи строится в соответствии со схемой II на основе трехчастной структуры; · Тезисы как жанр научного текста строится по схеме I. При построении тезисов по пунктам оформление ведётся следующим образом: 1 → ТА; 2 → ТА; 3 → ТА; 4 → С. · Тезис как положение в диссертационном исследовании формулируется как утверждение (5). Выписки могут делаться по ходу чтения любой научной работы, даже в процессе ее конспектирования, но особенно они важны, когда нет необходимости в глубокой проработке содержания, а достаточно только с ним ознакомиться. Однако при этом отдельные фрагменты работы могут вызывать особый интерес. В одном случае вы встречаете важную, глубокую мысль, идею, какое-то высказывание, которое лаконично и, по вашему мнению, правильно формулирует определенное научное положение и поэтому может быть использовано вами в качестве подтверждения, убедительного довода при доказательстве вашего собственного мнения по данному вопросу. Такое высказывание необходимо выписать дословно с обязательным указанием источника, откуда оно взято, и страницы, на которой расположено. Запись делайте сразу в соответствии с требованиями к оформлению библиографического описания, чтобы не пришлось потом снова разыскивать источник, если вы используете сделанную вами выписку в качестве цитаты в какой-то научной работе.
В другом случае, наоборот, встреченное вами высказывание вызывает несогласие, желание поспорить, развить или дополнить выраженную в нем идею, мысль. Тогда необходимо, выписав его дословно (не забудьте также указать, откуда оно взято!), тут же кратко изложить свои возражения или комментарии. Если вы не сделаете этого сразу, то потом, скорее всего, забудете свои мысли по этому поводу, а они могут вам пригодиться впоследствии, при изложении результатов научной работы — будь то доклад, реферат, курсовая или дипломная работа. Выписки лучше делать на отдельных листочках или карточках, потому что ими удобнее пользоваться. По мере накопления таких выписок их можно систематизировать: разделить по вопросам, темам, проблемам и т. п., чтобы использовать по мере надобности как в учебной, так и в научной работе (3). Конспект(от лат. conspectus «обзор») – это краткое изложение содержания научной работы. Это сокращенный текст, из которого исключена второстепенная информация объяснительного, разъяснительного, иллюстративного характера. Назначение конспекта: · подразумевает объединение плана, выписок и тезисов; · показывает внутреннюю логику изложения; · содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы; · отражает отношение составителя к материалу; · может использоваться не только составителем, но и другим человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|