Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный стиль и его специфика




Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, диссертаций, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями, а также используется для передачи и хранения научной информации, как в письменной, так и в устной форме.

Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения.

Напомним, какие существуют стили литературного языка, чтобы лучше уловить стилевые и жанровые отличия и особенности научного стиля.

Официально – деловой стиль – обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция – информативная; для него характерно наличие речевых клише, обще принятой формы изложения, стандартного расположения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, прямого порядка слов и т.д.

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно – экономических, социально – культурных и других общественных отношений; основные его функции – сообщение и воздействие; используются все языковые средства; характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности; широко используется общественно – политическая лексика, стилистически окрашенные средства, метафоры с оценочным значением, разговорные и просторечные фразеологизмы и лексика; используются средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи и т.д.

Художественно – беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; отражает литературный, общенародный язык во всем его многообразии, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности; включает все структурные стороны языка; грамматический строй со сложной, разветвленной системой морфологических форм и синтаксических типов.

Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная функция – сообщение информации, а также доказательство её истинности; для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики; преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных, синтаксис логизированный, книжный, фраза отличается грамматической и логической полнотой.

В каждом функциональном стиле действуют свои объективные стилеобразующие факторы:

 

Функцио-нальный стиль Стилеобразующий фактор
Домини-рующая языко-вая функция Форма об-ществен-ного сознания Основ-ная форма речи Типич-ный вид речи Преоб-ладающий способ общения Тон речи
Научный информа-тивная наука письмен-ная монолог массовый неконтакт-ный и косвенно-контактный нейтраль-ный
Официально- деловой информа-тивная правовое сознание письмен-ная монолог массовый неконтакт-ный и контактный нейтраль-ный; констатирующий; императив-ный
Публицисти-ческий информа-тивная и воздейст-вия идеоло-гия политика письмен-ная устная монолог массовый контактный и косвенно-контактный обусловленный эстетической задачей
Разговорный обмен мнениями обыден-ное сознание устная диалог полилог личный контактный обусловленный ситуативно

 

Функционально – стилевую классификацию научного стиля речи можно представить следующим образом (4):

Научный стиль речи (функционально – стилевая классификация)

 
 


Говорение

Говорение – это наиболее активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение в устной форме; выступает как самостоятельная деятельность при выступлении с лекцией, докладом, сообщением и т.д.

Словесное общение – это наука и искусство. Только во взаимодействии, в соединении того и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством. В основе действенной речи лежат ясные аргументы. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Речь, по мнению А.В.Луначарского, влияет на слушателей интеллектуально и эмоционально: «Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира того ближнего, к которому я обращался с речью. Но у нас нет никаких гарантий того, что слово, как объективное явление в субъекте людей, к которым мы обращаемся, вызывает правильные результаты, что оно находит именно тот резонанс, которого мы хотим …Следовательно, нам нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душе тех, к кому слово обращено»(4).

Речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что, в свою очередь, находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении).

Ораторская речь в связи с этим представляет собой:

· Монологическое описание информация об одновременных признаках объекта;

· Монологическое повествование информация о развивающихся действиях;

· Монологическое рассуждение о причинно – следственных отношениях.

Несмотря на особые характеристики научного стиля, старайтесь избегать в своей речи: так называемого «птичьего языка» - перенасыщения выступления специальными терминами, а также, различных клише и штампов.

Кстати, канцелярские штампы – один из излюбленных объектов иронии в современной литературе, например: «Услышал по нашему общеобразовательному… телевидению, что в глубинке многие детки учатся аж ещё по учебникам доперестроечного периода за наличием отсутствия новых» (Е.Бабенко. Школьная контрольная на букву «Х»);

«И скажу я вам в виде напутствия:

Так пишите строку за строкой,

Чтоб добиться наличья отсутствия

Недостатков, указанных мной!»

(Е.Сазонов. Раздумины о чистоте литературного языка).

Научный стиль в устной речи осуществляется через:

ß ß

       
 
   
 

 


ß ß

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...