Схема соответствия стадий развития культуры морфологического тина и умственно-речевой деятельности гоминид
Возникновение языка в позднем палеолите не вызывает сомнения. Вокальная коммуникация ископаемых гоминид перешла в членораздельную речь Homo sapiens под влиянием ряда обстоятельств антропологического, экологического, технологического, психосоциального характера. Иерархия этих причин далека от ясности и, разумеется, не охватывается отдельными гипотезами и теориями. Примером эволюционно-генетического обобщения данных антропологии, археологии, лингвистики, психологии может служить схема соответствия стадии развития культуры, морфологического типа и умственно-речевой деятельности гоминид, приведенная ниже. Как видно из таблицы, автор считает глоттогенез постепенным суммированием речемыслительных навыков, производных от техники обработки камня. Иначе представлено возникновение языка у В.Ф. Поршнева. Коммуникация ископаемых гоминид разделена у него на три стадии: животной имитации, суггестии ископаемых людей и речевого общения Homo sapiens, а каждый этап начинается отрицанием предыдущего и диалектическим скачком. Ведущим фактором антропогенеза является коммуникативное взаимодействие, а не труд. Скачок ко второй сигнальной системе Поршнев объясняет несовместимостью двух эволюционных ветвей на рубеже позднего палеолита и необходимостью психологической и культурной защиты более совершенных групп гоминид от менее развитых, но более суггестивных. Мысль Поршнева продолжает столь же захватывающие и, к сожалению, плохо обоснованные озарения Н. Я. Марра, который верил, что современный язык сменил «стандартизированный ручной язык», победивший еще более древний пантомимомимически-звуковой.
Другую группу теорий глоттогенеза можно назвать экологической. Здесь возникновение языка связывается с природно-климатическими изменениями позднего плейстоцена (примерно 70—10 тыс. лет назад) и образом жизни охотничьих сообществ этого периода. Существование древних людей в темных пещерах требовало усовершенствований звуковой коммуникации, преимущественно нюансировки сигналов призыва, опасности, введения уточнителей-модификаторов характера, степени и близости угрозы. Эта стадия (досапиентная) обеспечивала стабильный набор призывов и сигналов у поздних неандертальцев (примерно 70—40 тыс. лет назад) и была сменена языком команд позднепалеолитических охотников (40—25 тыс. лет назад). Это — век команд, когда уточнители, отделенные от самих призывов, могут изменять сами человеческие действия. В частности, по мере того, как люди все более переходят к охоте в холодном климате, давление отбора на группы охотников, контролируемых звуковыми командами, становится все сильнее». Уточнение референтов (предметов) речи, отделение их от императивных и эмоциональных звукосочетаний приводит к появлению предложений, имеющих субъект и предикат, а следовательно, существительных. Первыми получают названия животные. «Итак, век имен для животных совпадает с началом их изображения на стенах пещер или на костяной утвари» и начинается 25—15 тыс. лет назад. Названия других предметов появляются позднее. Что касается обозначений человека, то эта стадия звукового процесса принадлежит следующей эпохе — мезолиту и другой цивилизации — уже не охотничьей (во всяком случае — не чисто охотничьей). Ледник тает, затапливая Европу своими водами. В лабиринтах водных проток больше нельзя странствовать. Люди, если и не вполне оседают, то уходят недалеко, собирая водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов, а затем изобретают лодку. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная, богатая приключениями, «сменяется более спокойным существованием». Человек живет дольше, становится заметнее и получает право на имя. Характерная деталь: искусство нижнего палеолита — мужское, преобладающий же стиль мезолита, — орнамент на керамике, — достижение женщины.
Указания на культурно-бытовой контекст углубляют наше понимание языковых процессов. Это шаг к определению типов речевой деятельности в пределах эпох и цивилизаций. Работа по типологизации и учету факторов не должна заслонять культурного смысла палеолита — цивилизации на самом пределе культурных ресурсов человека. Это предел нижний, но есть еще и верхний, он принадлежит нашей эпохе. Здесь, может быть, и кроется причина изумляющего сходства между картинами Пикассо и наскальными рисунками троглодитов. В каменном веке культура была подавлена природой, в индустриальном — техникой, но оба состояния предельные и критические для человека. Между двумя крайними точками находится то, что можно назвать человечностью. Выйти за пределы эволюционно-исторического диапазона с той или другой стороны — означает потерять равновесие биологически-видовых, социальных, духовных признаков, существующих 40 тыс. лет и являющихся культурой в широком значении слова. Гуманитарный поиск смысловых соответствий позволяет утверждать, что верхний палеолит наделен признаками цивилизации — эпохальной стадии культуры.
Литература • Абрамова 3. А, Древнейшие формы изобразительного твор чества // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 28. • Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1978. • Брейль А. Запад — родина великого наскального искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971. • Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в ан-тгюпогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966. С. 550. • Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 186. 6. Марр Н. Я. Язык и мышление. Избранные работы. 7. Нестурх М. Ф. Происхождение человека. М., 1970. 8. Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. 9. Там же. С. 84. • Там же. С. 85. • Там же. С. 96. • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974. • Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963. • Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 168. • Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических Символов (палеолитическая эпоха) // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 83—84. • Там же. С. 96. • Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). М., 1936. С. 54. • Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986. • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. • Gebser I. Ursprung und Gegenwart. Miinchen, 1974. Bd. 1. • Hauser A. The social history of Art. L., 1951* v. 1. P. 25. • Jaynes L. The Origin of consciousness the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston, 1982. 2.3. Ibid. P. 133. • Levi-Strauss C. La pensee sauvage. P:, 1962. • Sartre J.-P. Espuisse d' une theorie des emotions. P., 1965.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|