Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хитрые картинки. 2. 5. Развитие навыкав общения




ХИТРЫЕ КАРТИНКИ

Цель: развитие произвольности.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Материал: фишки «Домино».

Ход игры: Сначала учитель объясняет соотно­шение картинок и схем, а потом происходит игра. Она позволяет при интересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умение анали­зировать элементарную схему.

Комментарии: Эта игра также развивает про­странственное восприятие, степень концентрации внимания, абстрактное мышление.

2. 5. Развитие навыкав общения

В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) меж­личностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа43.

1. Для младших дошкольников наиболее харак­терным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети без­различны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. В то же время его при­сутствие повышает общую эмоциональность и ак­тивность ребенка.

2. В 4-5 лет картина взаимодействия детей су­щественно меняется. В средней группе резко воз­растает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональны­ми. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую ра­дость. В этом возрасте значительно возрастает чис­ло детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это позволяет говорить о глубокой качествен­ной перестройке отношения ребенка к сверстнику, суть которой заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок стано­вится предметом постоянного сравнения с собой. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятиле­ток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

3. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверст­ника. Даже вопреки правилам игры они стремят­ся помочь ему, подсказать правильный ход. Если 4-5-летние дети охотно вслед за взрослым осуж­дают действия сверстника, то 6-летние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем проти­востоянии взрослому. Все это. может свидетельство­вать о том, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

К 6 годам у многих детей возникает непосред­ственное и бескорыстное желание помочь сверстни­ку, подарить или уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже спо­собны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Это дает основание говорить, что к кон­цу дошкольного возраста возникает личностное на­чало в отношении детей к себе и к другому.

Особую проблему в младшем школьном возрасте представляют коммуникативные трудности, возника­ющие в отношениях с учителями и сверстниками, — от негативизма, агрессивности и непослушания ре­бенка до выраженных форм страха и

________________________________________

43 Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003.

 

неуверенности, робости. Неадекватные отношения со сверстниками, складывающиеся в младшем школьном возрасте, яв­ляются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.

Причины неэффективности общения детей могут быть связаны с особенностями развития мотивов — недостаточным развитием социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потреб­ностей и интересов44, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавлива­ют самостоятельные активные отношения.

Показателями сферы межличностных отношений являются45:

1. Особенности восприятия (эмоционального, рационального, поведенческого) другого человека:

а) эгоцентрическое либо антиэгоцентрическое вос­приятие других людей, иными словами — воспри­ятие других в их самоценности;

б) одностороннее либо многостороннее воспри­ятие другого.

2. Способность соотносить свои интересы, жела­ния, ценности с таковыми у других людей.

3. Уровень осознания сферы отношения с дру­гими.

Конкретные проявления отношения к другим людям многообразны. Нередко за одной и той же формой внешнего поведения лежат разные механиз­мы, обусловливающие данное поведение, разные ти­пы отношения к другим людям, что определяется особенностями сферы межличностных отношений.

Так, например, по результатам некоторых ис­следований46, известно, что у большинства детей младшего школьного возраста обнаруживаются тен­денции к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Это значит, что, не смотря на то, что ребенок выполняет определенные действия (напри­мер, помогает) для другого, такая помощь не обу­словлена сочувствием к другому. Скорее, ребенок выполняет действия, значимые и привлекательные для себя самого.

Наиболее адекватной формой деятельности для решения указанных коррекционных задач являет­ся групповая игра. Организация отношений детей в игре предполагает специальный подбор группы детей, расшатывание фиксированных позиционных ролей в сфере руководства совместной деятельнос­тью, введение способов и норм «справедливой» ре­гуляции отношений47.

___________________________________

44 Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

45 Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. — М.: ГЦ Владос, 2001.

46 Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. — М.; ГЦ Владос, 2001.

47Во всех предлагаемых далее играх форма их проведения — групповая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...