Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование умения действовать




ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

ПО ПРАВИЛУ И РАЗНЫХ ВИДОВ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в четыре этапа, три из которых обязательны, четвертый, дополнительный, этап рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.        

1. Ориентировочно-обучающий этап

Здесь происходит ориентировка ребенка в содер­жании игры, его знакомство со всеми обязательны­ми этапами его будущих действий.

2. Этап освоения правил

Он связан с самостоятельным выполнением ре­бенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в про­странственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в ум­ственном, так и в практическом плане, актуализи­руется мотивация усвоения необходимых правил действия.

Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на кото­ром еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется «линия роста» в качестве планирую­щей и контрольных функций: ребенок видит пер­спективу освоения действий и фиксирует промежу­точный итог своего места в ходе игры.

 

 

3. Этап совместных форм деятельности

Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятель­ность (усиление планирующего контроля), осущест­вляет коррекцию выполнений действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

4. Контрольно-итоговый этап

Здесь фиксируется сформированность выполне­ния всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и кон­троля, а также сформированность новой психоло­гической позиции — субъекта присвоения учебно-игрового опыта.

 

ОФИЦЕР-СОЛДАТ

Цель: формирование умения действовать по пра­вилу и разных видов контрольно-оценочных дей­ствий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: На первом этапе игры («Подготовка к службе») взрослый вместе с ребенком определя­ет пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрослый вместе с ребенком определяет и обозна­чает пространственные признаки листа.

Собственно игра начинается на втором этапе («Служба солдата»). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределяет роли (взрослый — «офи­цер», ребенок — «солдат»), знакомит ребенка с иг­ровыми правилами (выполнение команд «офицера»), вводит игровое употребление предметов (лист бума­ги — карта). Взрослый предлагает ребенку выпол­нить подобное задание из 2-3 ходов, где выявля­ется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем 2-3 за­дания с различным количеством ходов в зависи­мости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех случаях ребенок «докладывает офицеру» о вы­полнении каждого хода.

Обычно первые задания обнаруживают необхо­димость введения дополнительного обучающего уп­ражнения «Молчаливая карта заговорила». После него предлагаются более сложные, например вы­полнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пунк­та движения.

На третьем этане («Присвоение звания») проис­ходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составляет задания для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присут­ствии взрослого знакомит его с правилами и са­мостоятельно организовывает обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе («Трудные задания») взрос­лый обучает ребенка составлению знакового пись­ма. Здесь ребенок уже выполняет письменные ко­манды взрослого — «офицера», после чего, приняв роль «офицера», составляет свое письмо для взрос­лого — «солдата».

Таким образом, смысл игры для ребенка состо­ит в правильном выполнении команд «офицера» в пределах условно выделенного периода (например, начиная с третьего задания), приобретении умения давать словесный отчет о выполняемых действи­ях, принятии роли «офицера» и умении управлять игровой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...