Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск клада. 2. 4. 2. Формирование приемов самоконтроля. Фабрика игрушек




ПОИСК КЛАДА

Цель: формирование умения действовать по пра­вилу и разных видов контрольно-оценочных дей­ствий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: На первом этапе игры («Учусь со­ставлять план») взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначе­ния предметов. Взрослый обращает внимание ре­бят на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

На втором этапе игры («Учусь искать клад по плану») взрослый вводит ребенка в игровую ситуа­цию. Взрослый прячет предмет — «клад» — и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз).

На третьем этапе («Учусь обозначать на плане место клада») взрослый и ребенок меняются роля­ми. Теперь уже ребенок прячет «клад» и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализа­ции контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения.

На заключительном, четвертом этапе («Учу иг­рать другого») в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с прави­лами игры, проводит ее).

Игровой смысл для ребенка проявляется в без­ошибочной ориентации в условном (план) и реаль­ном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей ис­кусно запрятывать «клад», рефлексии присвоения новых умений.

Комментарии: Как показано выше, в соответ­ствии со структурой игровой деятельности взрослый актуализирует у ребенка соответствующие мотивы, вводит его в игровую ситуацию, а для материали­зации игровой ситуации в наглядном плане вво­дится так называемая «линия роста», на которой ребенок обозначает меру своего освоения игры. «Линия роста» является средством формирования у детей внутренней мотивации освоения ими но­вого учебно-игрового опыта. Дети имеют возмож­ность на каждом занятии фиксировать меру осво­ения деятельности.

В игре «Офицер — солдат» эта «линия» (полос­ка бумаги) называется «линия службы», на ней ре­бенок условным значком (фишка или звездочка) отмечает место своего продвижения на каждом занятии:

 

«Подготовка к службе»

«Служба солдата»

«Присвоение звания»

«Трудные задания»

Где какая сторона Знаком­ство с картой местности Начало службы Молчали­вая карта загово­рила Слово офицера Школа офицера Служба офицера Полевые учения
               

В игре «Поиск клада» «линия роста» представля­ет собой «круг моих умений» (см. выше). Каждому этапу игры соответствуют два круга, различающиеся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету, круг фиксирует начало ос­воения того или иного умения. Чуть больший по размеру и интенсивности цвета круг означает итог отработки того же умения.

В ходе игровых занятий дети овладевают пла­нирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе фор­мирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.

2. 4. 2. Формирование приемов самоконтроля

Успешность и результативность обучения в школе во многом зависят от состояния контроля за про­цессом усвоения учебного материала. Контрольное действие может быть усвоено детьми этого возраста эффективно только в форме ролевых взаимоотно­шений. Поэтому правила взаимного контроля ис­пользуются в сюжетной игре.

 

ФАБРИКА ИГРУШЕК

Цель: формирование приемов самоконтроля.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Игра включает в себя последователь­ные взаимосвязанные ролевые действия «мастера», «художника», «упаковщика» и «контролера». Спе­циальная роль контролера вводится для того, что­бы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует так­же и обозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей.

В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится в среднем по 4 игровых занятия. Во время занятий обособ­ленная роль контролера снимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязан­ности — проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе иг­ры (контролер — проверяемый) способствуют усво­ению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а формирование приема контроля перенести с то­варища на самого себя.

Детям дается задание — отсортировать фигур­ки по размеру. После того как ребенок получает инструкцию, учитель прикалывает ему значок кон­тролера и спрашивает, кого теперь надо будет про­верять. Этот прием используется для того, чтобы связать освоенные ребенком в игре правила кон­троля за действиями партнеров с требованием са­моконтроля. После проведения серии таких обуча­ющих упражнений у детей появляется устойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неиг­ровой ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...