Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивный подход к трактовке феномена творчества




Абрамов Д.И.(Ярославль)

 

В науке не существует единого, общепринятого определения творчества. Существует множество различных трактовок этого феномена. В рамках каждого подхода даётся своё определение, основанное на специфических методологических допущениях и соответствующих сущностных характеристиках, которые приписываются феномену творчества.

Например, С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» [5].

Так или иначе выделяется один из аспектов данного феномена и рассматривается как наиболее важный и значимый.

Стоит, однако, помнить, что творчество – это очень многогранный феномен, на который можно посмотреть в разных аспектах. И что акцент на одном из этих аспектов вовсе не означает того, что все остальные аспекты не имеют права на существование.

Несомненным является тот факт, что в процессе творчества большую роль играет личностная специфика субъекта творчества, его ожидания и мотивы, актуальное социальное окружение, социокультурный контекст в широком понимании, предметное поле, в котором идёт процесс, направленность, вид творчества и многое другое. То есть, стоит учитывать не только содержательную сторону самого процесса, но и условия в которых он протекает.

Все эти аспекты стоит учитывать для того, чтобы иметь общую картину творческого процесса в целом и факторов, влияющих на него. Также стоит помнить, что выделение этих аспектов условно. На самом деле все они сосуществуют в едином акте творящего субъекта.

Одним из подходов к творчеству является подход, делающий акцент на когнитивной составляющей данного процесса.

В рамках данного подхода творчество рассматривается, прежде всего, как особый, продуктивный тип мышления, как генерирование новых идей и последующая их реализация.

Теоретические разработки в рамках этого подхода являются весьма востребованными в практике. Особенно в менеджменте. Ведь основные вопросы, которые рассматриваются в данном подходе следующие: «Какова природа творческого мышления?», «Какое место в творческом процессе занимают неосознанные компоненты?», «Как подчинить себе капризы интуиции и вызвать в нужный момент состояние вдохновения?».

На основе подобного рассмотрения творчества создаются рекомендации по воспитанию определённой культуры продуктивного мышления. Они-то и имеют большую практическую ценность.

В рамках данного подхода сложилась традиция выделения 4 основных этапов творческого процесса. Первым учёным, выделившим их был Уоллес [2]. Им было выделено четыре последовательных этапа:

1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа в то время почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре, французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций.

Эти этапы рассматриваются как классические [1]. Они переходят и в другие подходы. Например, в деятельностный, где протекание творческого процесса рассматривается аналогичным образом.

Остановимся подробнее на каждом из этапов.

1. Подготовка. В рамках обозначенного подхода принято рассматривать как этап подготовки не только тот период, в течение которого разрабатываются возможные пути решения задачи, проблема обдумывается, но и весь индивидуальный опыт человека. В подтверждение данного тезиса приводится тот аргумент, что общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Считается, что под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

2. Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.
Познер, например, предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Уильяма Джеймса: «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом». Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

3. Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество. Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести – все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

4. Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

На основе выделения этих этапов разрабатываются методики по развитию определённой культуры «продуктивного мышления», ищутся пути оптимизации творческого процесса. Одним из путей оптимизации является правильная организация работы на каждом из этапов. Например, на стадии подготовки надо «постараться исчерпать все возможности того, что совершается сознательно, ничего лишнего не сваливать на бессознательное» [3].

Особое внимание уделяется разработке методик стимуляции группового творчества, среди которых наибольшую популярность приобрели «Брейн-сторминг» (методика Осборна) и «Синектика».

 

 

Список литературы:

1. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: «Педагогика», 1976;

2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: «Тривола», 1996

3. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. – М.: «МУ», 2000;

4. Тимофеев А. Психология творчества // материалы сайта http:// www.psy.piter.com/

5. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы Психологии №6, 1985

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...