Проблема готовности педагогов пту к работе по формированию профессиональной самореализации личности учащихся
Аристархова О. А. (Кострома)
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Для зрелой личности характерным является создание собственной среды для развития и самореализации, что требует напряженной деятельности и усилий самого человека. Успешность деятельности квалифицированных работников в современных условиях во многом определяется не только высоким уровнем знаний, владением технологическими умениями, но и творческим потенциалом, направленностью на профессиональное самосовершенствование и самореализацию. Становление профессионала, по мнению А.К. Макаровой, является одним из важных аспектов развития личности. В этой связи, личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, оно определяет начало, ход и завершение профессионального. В таком случае общий процесс становления личности определяет содержание и ход профессионализации человека, следовательно, понятие «профессиональная самореализация личности» является главным. Профессиональное обучение учащихся в начальном и среднем профессиональном образовании охватывает первую стадию развития личности профессионала – становление. Психологическое становление и развитие профессионала происходит как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму.
Одной из актуальных целей профессиональной подготовки на данном этапе развития является формирование готовности учащихся к профессиональной самореализации, т.е. максимальному использованию личного потенциала в профессиональной деятельности. Современные преобразования, происходящие в России обозначили новые аспекты проблемы профессиональной самореализации: видение перспектив профессионального роста; прогностику профессиональной деятельности; конкурентоспособность; профессиональную выживаемость. Система образования начального и среднего профессионального образования имеет большой потенциал для формирования у учащихся готовности к профессиональной самореализации, но этот потенциал не реализуется в полной мере и требует инструментально-педагогического, психологического сопровождения и соответствующего научного обоснования. Для эффективного формирования готовности учащихся к профессиональной самореализации необходимо создание адекватного ей образовательно-воспитательного пространства, которое имеет следующие характеристики: готовность педагогов работать в инновационном режиме, их качественно новая подготовка; интегративность; становление субъектности учащегося; развитие способности к профессиональному творчеству, практико-созидательным действиям; конструируемость; эстетичность. Осуществление любых проектов, в первую очередь, зависит от человека: его потребности и способности заниматься данным делом. Исходя из этого, понятно, что для практической реализации формирования потребностей учащихся в профессиональной самореализации, необходима специальная подготовка педагогического коллектива. Важно помочь педагогам освободиться от стереотипов педагогического мышления и выработать новую профессиональную позицию, соответствующую современным требованиям. Кроме того, недостаточно вводить в учебно-воспитательный процесс отдельные приемы и методы – необходимо создать систему организации инновационной деятельности педагогов. Эта работа проводится на базе ОГОУ НПО ПУ №31 г. Иванова.
Огромная роль в подготовке педагогического коллектива к инновационной деятельности принадлежит психологическим службам образовательных учреждений. Именно через них, в первую очередь, и решается задача осознания педагогами необходимости создания условий для формирования профессиональной самореализации учащихся, создаются условия для формирования у педагогов новой психолого-педагогической позиции, развивается потребность в работе по новому. Решение этих аспектов реализовывалось в рамках следующих семинаров-тренингов: - «Педагог в условиях реализации принципов развивающего личностно-ориентированного обучения и воспитания»; - «Формирование личностных и профессионально-важных качеств у учащихся через реализацию принципов развивающего личностно-ориентированного обучения и воспитания»; - «Готовность личности учащегося к профессиональной самореализации как психолого-педагогическая проблема». Занятия проходили в инновационно-развивающем контексте. Результатом коллективно-индивидуальной мыследеятельности стало осознание основных принципов личностно-ориентированного обучения и воспитания, корректировка модели выпускника, разработана система формирования профессионального саморазвития учащихся. Каждый тренинг заканчивался устной и письменной рефлексией педагогов, целью которой было осознание ими динамики изменений своих взглядов на функции педагога в современных условиях. Свой путь в формировании профессиональной самореализации учащихся мы определили словом «само», что означает: - понимание человека как уникальной саморазвивающейся системы; - создание для него развивающего пространства для: самопознания, самосохранения, саморегуляции, самообразования и саморазвития, в том числе и профессионального. Ведь еще древнегреческий философ Гераклит сказал замечательные слова: «Никто человеку не поможет, если он сам этого не захочет».
Литература: А.К. Макарова «Психология профессионализма». М., 1996г. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Артемьева О. А. (Иркутск)
В современной психологии науки накоплен значительный объем данных о факторах научной деятельности. Традиционно среди внешних детерминант выделяют логический и социальный факторы. Представления о зависимости научного творчества от внутренних факторов зафиксированы в понятии личностной детерминации. При повышенном внимании к условиям научной деятельности в современном обществе особый интерес представляет изучение, социальных факторов с целью их последующей коррекции. Ведь целенаправленное внешнее воздействие на научную систему предполагает регуляцию именно социальных факторов, опосредующих изменение личностных и научных детерминант деятельности ученого. При этом уникальность жизненного пути каждого ученого обуславливает необходимость обращения к конкретным случаям научного творчества, к биографическому материалу. Изучение биографических данных позволяет обнаружить конкретные условия, определившие изменения и прогресс в научной деятельности личности, вычленить закономерности взаимовлияния всех выделяемых факторов. Организация такого исследования возможна по принципу экспериментального плана ex-post-facto. Ведь изучение жизненного пути выдающегося ученого невозможно посредством воздействия на него с целью изучения последующих изменений. Вместе с тем обращение к биографическим данным позволяет констатировать некий значимый факт жизненного и научного пути ученого. Анализ материалов научного творчества способствует определению научных достижений определенного периода. Последнее становится возможным при использовании специальных методов работы с документами – качественного анализа, контент-анализа, психосемантического анализа. Выявление некоторого биографического факта и сравнение достижений научного творчества ученого в период до и после выявленного факта, позволяет обнаружить причинно-следственную связь, определить фактор социально-психологической детерминации.
В качестве зависимой переменной при этом будут выступать содержание, достижения научного творчества. Независимая переменная будет представлена факторами социально-психологической детерминации. В качестве последних могут быть рассмотрены характеристики общения, общности и общества. Проведение психологического исследования по данной программе требует использования и количественных, и качественных методов. Использование качественного подхода позволяет подойти к изучению научного наследия ученого как уникального предмета исследования, обусловленного специфической системой детерминации. Рассмотрим возможности реализации обозначенной программы исследования на примере научной деятельности В. М. Бехтерева. Первичное знакомство с биографией Владимира Михайловича позволило вычленить конкретные формы проявления специфики общения, общности и общества на разных этапах научной деятельности. В частности обратили на себя внимание результаты заграничной командировки В. М. Бехтерева 1984–1985 гг. Еще до командировки Владимир Бехтерев подготовил и защитил докторскую диссертацию о температуре тела душевно больных, приобрел звание приват-доцента по душевным и нервным болезням. Однако к тому времени он все еще был пытливым 27-летним врачом. После учебной поездки за границу В. М. Бехтерев стал основателем научной школы и виднейшим в стране психологом и физиологом мозга. За время командировки молодому исследователю посчастливилось работать в ряде научных лабораторий Европы, по его словам, «у лучших профессоров того времени» – Вестфаля, Менделя, Флексига, самих Вундта и Шарко и др. Приобретенные знания и опыт во многом определили научную деятельность В. М. Бехтерева в последующие годы. В частности, очевидно, что начало работы психофизиологической лаборатории в 1885 г. в Казани стало возможным благодаря опыту работы ее основателя в ряде физиологических лабораторий и, прежде всего, в первой лаборатории экспериментальной психологии, недавно открытой В. Вундтом. Активный интерес к гипнозу и внушению как методам лечения, в том числе алкоголизма, характерный для работ В. М. Бехтерева, в т.ч. «К вопросу о врачебном значении гипноза» (1893), «Роль внушения в общественной жизни» (1898) и др., безусловно, сформировался под влиянием встречи с Шарко в Париже. Сам Бехтерев в автобиографии писал о той роли, которую сыграла его работа в лаборатории профессора Флексига, где он смог познакомиться с инновационной методикой исследования проводников мозга на срезах из мозгов человеческих зародышей и младенцев. Итогом стала знаменитая фундаментальная работа ученого «Проводящие пути мозга» (1893), которую он позже неоднократно дополнял. Опыт участия в научной жизни Европы по возвращении в Казань обернулся образование научной школы, учреждением Общества невропатологов и психиатров, журнала «Неврологический вестник».
Итак, сравнительный анализ биографических данных и содержания работ и научной деятельности В. М. Бехтерева позволяет определить значение такого события жизненного пути ученого, как зарубежная командировка. Научную командировку за границу можно рассматривать как форму проявления такого социально-психологического фактора научной деятельности, как общение. Зарубежная поездка для работы в ведущих научно-исследовательских лабораториях мира позволила расширить масштаб научного общения ученого. Благодаря этому В. М. Бехтерев стал членом общности ведущих исследователей психики и ее физиологического субстрата. Во время поездки исследователю представилась возможность преодолеть границы российского общества конца XIX в. с характерными для него социальными противоречиями, затронувшими науку и практику лечения нервных и душевных болезней. Таким образом, на примере интерпретации значения европейской командировки как факта биографии В. М. Бехтерева можно проследить возможности изучения таких социально-психологических факторов научной деятельности, как общение, общность и общество. Так психологическое исследование по материалам биографий отдельных ученых позволяет вскрывать закономерности научного творчества, прослеживать взаимосвязи различных научных школ и направлений, определять сущность научного и личностного вклада исследователей в отечественную и мировую науку, а также планировать дальнейшую научную работу с учетом выявленных закономерностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|