Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анисимова М. М. (Нижний Новгород)




 

Отличительной чертой современного этапа развития научного знания является его стремление к интеграции, созданию междисциплинарной методологии в теории познания. Учёт собственно человеческого (пси­хо­ло­ги­чес­кого) аспекта при построении познавательных моделей крайне необходим, ибо сама логика развития всей системы научного знания приводит к тому, что в ней существенно изменяется положение и роль психологической науки и особенно истории психологии. Она становится важным звеном, связующим целый ряд различных областей научного знания, в определенном аспекте синтезируя их достижения. В то же время внутри самой психологии нет единства. Взгляды на то, какой должна быть научная психология, существенно различаются. Напрямую это затрагивает и историю психологии, так как «история психологии – история поисков предмета психологии» (Мазилов, 2006). Стремление к целостному подходу к человеку как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системе невольно заставляет историков обратиться к единым и цельным представлениям о человеке, бытовавшим до середины XIX века и разрушенным в ходе процесса дифференциации наук. Господствовавшая в науке XX века попытка свести человека к низшему уровню материи особенно пагубно сказалась на психологии, которая, как пишет Кен Уилбер, «сначала потеряла свой дух, затем свою душу, затем свой разум и свелась к изучению только лишь эмпирического поведения и телесных впечатлений» (в кн. «Пути за пределы «эго», 1996). Новое понимание реальности, вытекающее из современной физики, являясь холистическим и экологическим видением, совпадает с пониманием реальности в духовных традициях, роль которых на сегодняшний день безмерно возрастает. Всё большее число учёных убеждается, что сознание не просто продукт физиологических процессов мозга, а часть космического разума, который пронизывает собой всё мироздание. И мы не просто биологические механизмы или высокоразвитые животные, а поля сознания, у которых нет границ, и которые простираются за пределы пространства и времени. Новейшие научные достижения – теория Хаоса и фрактальность мироздания – четко объясняют и доказывают взаимосвязь человека и Космоса. Мировые проблемы – это глобальные симптомы состояния мира, отражающие состояние нашей психики. Если рассматривать психотерапию как экспериментальное поле расширения сознания и личностного роста индивида, то в ней «отсутствует восприятие целостной картины психической реальности, которая проявлена на всех уровнях – от биологического до духовного» (Козлов, 2005). В истории психологической мысли имеется подобный опыт представленный в трудах русского учёного начала века Петра Демьяновича Успенского (1878–1947). Его взгляды во многом опередили современные тенденции развития научного знания, но по идеологическим причинам оставались мало известными у нас в России. Они являются одним из удачных примеров многоуровнего синтеза знаний о человеке. В трудах Успенского прослеживается тесная взаимосвязь разных форм общественного сознания, органическое взаимопроникновение религиозной, философской, художественно-этической и научной мысли. Это не только расширяет источниковую базу и проблемное поле психологической науки, но и даёт возможность рассмотреть с единых позиций целый ряд казалось бы разнородных проблем, в том числе весьма далёких от тех, с которыми имеет дело традиционная наука, издревле волновавших лучшие умы человечества.

Идеи П. Д. Успенского невозможно ограничить рамками какой-либо науки, страны или даже культурно-исторической эпохи. Они тянут за собой целый шлейф образов культуры, резонируют со старыми и придают новые смыслы давним представлениям, идеям и символам, внося в них рациональное истолкование. В работах Успенского первой половины ХХ века обозначены реалии, характерные для новых тенденций современной науки в целом и психологии в частности: «рассмотрения научной мысли в контексте социально-культурных процессов, возрастания роли субъектной составляющей познавательной деятельности как основания интеграции разных областей знания в целостном изучении человека» (Кольцова, 2004). Этот междисциплинарный и межсистемный подход к человеку определил центральное место психологии в творчестве учёного. Психология, по Успенскому, есть исследование принципов, законов и фактов возможной эволюции человека. Все психологические доктрины, которые существовали открыто, в том числе философия, религия, все формы искусства, и тайно (мистерии и такие символические учения, как астрология, алхимия, магия, масонство, оккультизм, теософия и др.) он подразделил на две главные категории. Первая – системы, изучающие человека таким, каким они его видят, либо таким, каким он им представляется. Именно к этой категории относилось и продолжает относиться всё, что принято считать научной психологией. Вторая – системы, которые изучают человека с точки зрения его возможной эволюции. Согласно определению научных эволюционных теорий, приведенному в философском словаре (2001 г.), психологии Успенский отводит центральное место среди систем, изучающих трансформационные эволюционные процессы применительно к человеку в целом, что соответствует описанию эволюционной теории, как учения об «универсальных эволюционных силах, механизмах и законах» изменения природных и социальных систем. Таким образом, с начала ХХ века П. Д. Успенский не просто занимается изучением эволюции и самоорганизации человека, но и делает это предметом психологической науки.

На нынешнем этапе своего развития человек как часть органической жизни Земли остаётся таким, каким его создала природа. С этой точки зрения, человек, каким мы его знаем на нынешнем этапе своего развития, является конечным продуктом автоматической эволюции природы «инволюции», то есть воплощением максимальной механистичности. Но с человека же начинается сознательная эволюция. И если неосознанная эволюция (инволюция) – явление коллективное, то с момента появления сознания человека она может быть только индивидуальной. То есть она существует как настоятельная необходимость, как потенциальная возможность, но выбор принадлежит каждому отдельному человеку. Эволюция человека – развитие определённых внутренних качеств и черт, которые без усилия со стороны человека обычно остаются неразвитыми и не в состоянии развиться сами по себе. По Успенскому, эволюция человека – это эволюция его сознания, которое не может эволюционировать бессознательно. Перемены в человеке начинаются с изменения в понимании смысла сознания и обретения умения управлять им. В обыденном языке слово «сознание» используется чаще всего как эквивалент слову «интеллект», в смысле «умственной активности». «В действительности же сознание есть частный вид осознания в человеке, не зависящий от активности мозга. Это, прежде всего осознание самого себя, того, кто ты есть, где находишься, а затем, что ты знаешь, чего не знаешь» (Успенский, 1995). П. Д. Успенский считает, что необходимо различать сознание от возможности сознания. Сознание – это качество постоянно меняющееся и имеющее разные степени и уровни. Как сознание, так и его разные уровни необходимо понять в самом себе посредством ощущения. Иллюзию непрерывного сознания в человеке создаёт память. Но из всех проявлений сознания человек запоминает только высшие моменты сознания, которые и создают память. Что бы ни понималось под словом «сознание», в человеке оно никогда не остаётся в одном и том же состоянии.

Некоторые современные П. Д. Успенскому психологические школы отрицали сознание и даже необходимость в таком термине. Другие говорили о состояниях сознания, имея в виду мысли, чувства, ощущения и двигательные импульсы. Успенский считал фундаментальной ошибкой смешение сознания с психическими функциями. Современная Успенскому научная мысль чаще всего придерживалась старого представления, согласно которому, у сознания нет степеней.

П. Д. Успенский выделяет видимые и наблюдаемые каждым у себя следующие степени сознания. Во-первых, это длительность, то есть, как долго человек владеет сознанием. Во-вторых, частота появления, как часто человек бывает в сознании. В-третьих, протяженность и глубина проникновения в то, что осознаёт. Этот показатель может значительно измениться по мере развития человека.

П. Д. Успенский выделят четыре возможных состояния сознания человека: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание. В действительности обыкновенный человек живёт только в первых двух состояниях. Одну часть своей жизни он проводит во сне, другую в состоянии бодрствования, хотя оно очень мало отличается от сна. У человека могут появиться вспышки и двух других состояний, но он не способен их понять и судит о них с точки зрения тех состояний, которые ему привычней. Два обычных, то есть низших состояния сознания – это, во-первых, сон – пассивное состояние, в котором человек проводит треть, а очень часто и половину своей жизни. Затем человек просыпается. Это второе состояние сознания, в котором люди проводят остальную часть своей жизни. На первый взгляд, проснувшись, люди переходят в совершенно иное состояние сознания: могут двигаться, разговаривать с другими людьми, заниматься политикой, вести войны, размышлять о возвышенном и т. п. Люди полагают это состояние сознания активным, называют его «ясным сознанием», «бодрственным состоянием сознания». В нём, с точки зрения рассудка, человек оказывается в лучшем положении по сравнению с тем, когда он спит. Он отгорожен от реального и замкнут в своём субъективном мире «нравится – не нравится», «хочу – не хочу», то есть он думает о чём-то, что оно ему нравится, а о другом, что оно ему не нравится; он считает, что желает чего-то, а другого – не желает. Он не видит реального мира. То, что он называет «ясным сознанием», есть сон – и сон гораздо более опасный, чем ночной, когда он спит в постели. Пребывая таким, «каким его создала природа, каким он устроен, человек может быть самосознающим существом. Таким он создан, таким рожден. Но он рожден среди спящих; и, находясь среди них, он, разумеется, засыпает как раз в тот момент, когда должен был бы начать сознавать себя» (Успенский, 1992). Всё способствует этому: подражание ребёнка взрослым, намеренные и ненамеренные внушения, то, что называется «воспитанием». Любую попытку ребёнка пробудиться немедленно пресекают – это неизбежно. А для того чтобы пробудиться позднее, когда накопились тысячи привычек, вызывающих сон, требуются колоссальные усилия; необходима также и посторонняя помощь, а это случается очень редко. В большинстве случаев человек ещё ребёнком утрачивает возможность пробудиться. Он проводит всю жизнь во сне и во сне умирает. Многие люди умирают задолго до своей физической смерти. В результате тщательной теоретической и экспериментальной работы Успенский пришёл к выводу, что: «бодрствование и сон – это вовсе не два состояния, которые следуют друг за другом, сменяют друг друга; сами эти названия неверны. Эти два состояния – не сон и бодрствование; их правильнее назвать сон и сон в бодрственном состоянии. Это значит, что, когда мы пробуждаемся, сон не исчезает, но к нему присоединяется бодрственное состояние, которое заглушает голоса снов и делает образы сновидений невидимыми» (Успенский, 1993).

Самосознание, или сознание своего бытия, П. Д. Успенский относит к третьему состоянию сознания, когда человек считает себя сознательным существом, управляющим собственной жизнью уже по праву рождения, как бы от природы. Факты, которые этому противоречат, он считает временными и надеется, что они переменятся сами собой. Особенность этого состояния Успенский усматривает в том, что самосознание человек себе приписывает, хотя на самом деле может осознавать самого себя только в очень коротких вспышках самосознания. Эти вспышки возникают в исключительные и самые обычные моменты жизни. Но в привычном, или «нормальном» состоянии человек не контролирует их. Эти моменты оставляют яркие воспоминания об обстоятельствах, сопутствовавших им, но они случайны для нас. Они приходят и уходят сами собой, находясь под контролем наших обстоятельств, случайных ассоциаций или эмоциональных воспоминаний. Третье состояние сознания можно делать более или менее постоянным при помощи особой тренировки. Это естественное право человека в его нынешнем состоянии, и если человек не обладает им, то лишь из-за неправильных условий своей жизни.

Четвёртое состояние сознания П. Д. Успенский называет «объективным состоянием сознания». «Мистические состояния» и тому подобное он относил к неправильным определениям, однако полагал, что в тех случаях, когда они не обман или имитация, это проблески так называемого объективного состояния сознания, в котором человек получает подлинное, объективное знание, может видеть вещи такими, каковы они есть. Если обычного человека, пишет Успенский, искусственно привести в состояние объективного сознания и потом возвратить в обычное состояние сознания, он ничего не запомнит и подумает, что терял сознание. Успенский допускал, что в состоянии самосознания у человека могут быть вспышки объективного сознания, и в этом состоянии он способен их запомнить. Однако единственный правильный путь к объективному сознанию проходит через развитие самосознания. Это результат внутреннего роста, длительной и трудной работы над собой.

Два высших состояния сознания – самосознание и объективное сознание – П. Д. Успенский связывал с функционированием в человеке высших центров, считая, что эти центры находятся внутри нас, вполне развиты и всё время работают, однако их работа не достигает нашего обычного сознания. В сознании спящего его иллюзии смешаны с реальным. Он живёт в субъективном мире и не способен покинуть его пределы. Именно в этом заключается причина, почему человек не способен воспользоваться всеми силами, которыми владеет, почему всегда живёт только в малой частице самого себя.

В каждом из четырех состояний сознания человек может иметь различные особенности функционирования психики. Таким образом, подтверждается тезис интегративной психологии: сознание «является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства» (Козлов, 2005). Так идеи П. Д. Успенского, высказанные им в прошлом веке, обретают сегодня новое звучание, оставаясь необычайно эвристичными в научном поиске.

 

Список литературы

 

1. Козлов В. В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544 с.

2. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 416 с.

3. Мазилов В. А. О предмете психологии. Методология и история психологии, 2006. – С. 55-72.

4. Пути за пределы «эго». Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон. / Пер. с англ. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. – 318 с.

5. Успенский П. Д. В поисках чудесного. / Пер. с англ. – Петербург: Изд. Чернышева, 1992. – 241 с.

6. Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. / Пер с англ. – СПб.: Издательство Чернышева, 1993. – 560 с.

7. Успенский П. Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека. / Пер. с англ. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 160 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...