Богданчиков С.А. (Саратов)
1. Изучение истории советской психологии является актуальной задачей, о чем свидетельствуют большое количество работ современных отечественных и зарубежных исследователей (работы Б.С. Братуся, А.Н. Ждан, В.П. Зинченко, В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, Ю.Н. Олейника, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Дж. Брунера, Ван дер Веера, Дж. Верча, Дж. Виндхолца, Л. Грэхэма, Д. Джоравски, М. Коула и др.). В то же время в изучении истории советской психологии имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются: проблема понимания сущности советской психологии, непосредственно выражающаяся в отсутствии определения ключевого понятия «советская психология»; проблема постижения логики и особенностей исторического развития советской психологии (вопросы периодизации); проблема реконструкции и анализа содержания истории советской психологии (характеристика и классификация имевшихся в советской психологической науке взглядов, идей, теорий, школ, течений, отраслей, подходов и направлений); проблема исторического значения советской психологии, определения ее места, роли и значения в мировом историко-психологическом контексте. 2. Анализ работ современных отечественных авторов позволяет говорить не о множестве различных подходов в деле изучения истории советской психологии, а об одном современном (постсоветском, деидеологизированном) подходе, которому присущи: отказ от прежней (традиционной, идеологической) трактовки советской психологии; отказ от рассмотрения советской психологии в качестве самостоятельного объекта исследования; трактовка советской психологии как психологии в СССР; отказ от самого понятия «советская психология»; рассмотрение марксистской составляющей (марксистской методологической ориентации) как существенного признака психологии в СССР; характеристика психологии в СССР как репрессированной и идеологизированной науки; разделение в обязательном порядке мировой психологии на две части – на психологию зарубежную и отечественную (или на зарубежную психологию и психологию в СССР); отсутствие теоретического анализа традиционного подхода и, как следствие, его развернутой характеристики и оценки; отказ от рассмотрения вопросов, связанных с разработкой и реализацией программы построения особой науки – марксистской психологии («системы советской психологии»).
4. В результате целенаправленно проводимой с конца 1980-х годов тотальной деидеологизации прежний, идеологизированный подход был устранен вместе с его проблемой: был осуществлен отказ не только от понятия «советская психология» и его идеологической трактовки (идеологической составляющей), но и от реального научного содержания понятия «советская психология», а также от вызвавших это понятие к жизни общепсихологических проблем, подходов, программ и идей. Вследствие этого проблема советской психологии современными отечественными исследователями не исследуется либо потому, что считается уже решенной (советская психология – это психология в СССР, и ничего более), либо потому, что содержательно не считается научной: советская психология – это сугубо идеологический, политический («особый путь») или социальный («репрессированная», «идеологизированная наука») феномен. 5. Причины такого положения дел заключаются в том, что, во-первых, наряду с идеологически нейтральной трактовкой советской психологии как «психологии в СССР» («отечественной, российской психологии советского периода») в современных работах используется сохранившееся с советских времен идеологизированное понимание советской психологии как «особой науки», противопоставляемой всей остальной (досоветской, зарубежной, мировой) психологии. Во-вторых, оценивая роль двух факторов – социально-политического (идеология, политика) и философского (марксизм), исследователи за пределами внимания оставляют третий, собственно психологический фактор: программу построения особой науки – марксистской (советской) психологии.
6. В исследовании были выдвинуты и апробированы методологические принципы, отражающие специфику объекта исследования и в совокупности образующие концептуально-генетический подход, нацеленный на решение имеющихся в настоящее время в изучении истории советской психологии проблем: общепсихологический принцип (подход к истории психологии преимущественно как к истории общей психологии, истории общепсихологических проблем), концептуальный принцип (в качестве объекта историко-психологического исследования выступает общепсихологическая концепция, т.е. совокупность наиболее общих, принципиальных положений, являющихся методологическим фундаментом общепсихологических теорий, подходов, направлений и программ) и проблемно-генетический принцип, в соответствии с которым общепсихологическая концепция в плане своего генезиса рассматривается выступает как путь и средство решения определенных общепсихологических проблем, как обязательное промежуточное звено между проблемой и разрабатываемой для ее решения теорией. 7. Методы исследования: теоретическая реконструкция и теоретический анализ научных текстов, историографический анализ, изучение биографий, анализ документальных и архивных данных. Основные источники исследования: диссертации, монографии, учебники, учебные пособия, статьи по истории отечественной психологической науки советского периода; работы отечественных авторов советского и постсоветского периодов, посвященные проблемам истории и теории советской психологии (первоисточники); справочная литература (словари, энциклопедии); работы зарубежных авторов; архивные материалы; работы по истории и философии науки; работы отечественных и зарубежных исследователей по истории отдельных наук в СССР, советской науке и культуре в целом.
8. Гипотеза исследования состояла в следующем. В советский период в отечественной психологической науке была разработана общепсихологическая концепция советской психологии как «особой науки», включающая в себя помимо собственно научных признаков ряд дополнительных, идеологических по своему происхождению признаков. Данная концепция, будучи опосредующим звеном между психологией и идеологией, оказала существенное влияние на разработку проблем в области общей психологии, а также на развитие и функционирование всей психологической науки в СССР. Данная концепция, включая в себя внешнюю (идеологическую) и внутреннюю (собственно научную) составляющие и являясь опосредующим звеном между психологией и идеологией, оказала существенное влияние на развитие и функционирование всей психологической науки в СССР, что прежде всего отразилось на разработке теоретических проблем в области общей психологии. С этой точки зрения история психологической науки в СССР рассматривается как процесс становления, развития и функционирования концепции советской психологии как особой науки и, на основе этой концепции, – всей психологической науки в СССР. 9. Идеологическая составляющая общепсихологической концепции советской психологии представляет собой совокупность взаимосвязанных и относительно устойчивых свойств, признаков и требований, определявших, какой должна быть психологическая наука в соответствии с идеологией марксизма: советская психология – это «особая наука», которая является марксистской по философским основам, идеологической (государственной, партийной) по целям, задачам и по механизмам функционирования, единой по структуре, воинствующей (боевой, активно противостоящей всей остальной психологии) и передовой (прогрессивной, лучшей) по отношению ко всей остальной (зарубежной, мировой) психологии. 10. Научная составляющая общепсихологической концепции советской психологии представляет собой совокупность взаимосвязанных постулатов и принципов, направленных на решение основных общепсихологических проблем: предметом психологии является психика; в соответствии с принципом отражения психика трактуется как особая форма отражения субъектом объективной реальности; в соответствии с принципом активности подчеркивается не пассивный и созерцательный, а активный, действенный характер психики; в соответствии с принципом развития предметом психологии является развивающаяся психика, что определяет основные задачи и методы психологии (постижение законов развития психики, генетический метод); в соответствии с принципом психофизического единства утверждается единство внутренних и внешних процессов, т.е. деятельности внутренней, психической, умственной и внешнего поведения (внешней, практической деятельности); в соответствии с принципом психофизиологического единства разрешение психофизиологической проблемы состоит в признании несводимости психических процессов к физиологическим и в утверждении их единства.
11. Идеологическая по своему происхождению, концепция советской психологии находилась на стыке общей психологии и идеологии (общепсихологических и идеологических проблем) и выполняла ряд важных функций, обусловленных своей сущностью (это была общепсихологическая концепция) и исходной (со стороны идеологии) детерминацией. Во-первых, концепция советской психологии выступала в качестве программы (плана, проекта) построения новой (советской, марксистской) психологии, т.е. выполняла функцию методологической основы при разработке общепсихологических концепций и теорий, а также при решении практических, методических, прикладных и других психологических проблем. Во-вторых, концепция советской психологии, совмещая в себе как собственно психологические, так и идеологические признаки, была промежуточным и опосредующим звеном между психологией и идеологией. В этой функции – в качестве промежуточного и опосредующего звена – концепция советской психологии выполняла для психологии двойственную роль. С одной стороны, она была «прокрустовым ложем», не позволявшим психологии развиваться и функционировать сугубо по своим, внутренним законам. С другой стороны, эта концепция была своего рода «буферной зоной», которая существенно уменьшала давление идеологии на психологию, амортизируя удары, первой принимая удары идеологии на себя. В-третьих, концепция советской психологии являлась центральным элементом всей психологической науки в СССР, структурно и функционально придавая ей целостность и единство. В-четвертых, концепция советской психологии использовалась как набор оценочных критериев при рассмотрении (конечно же, в обязательном порядке критическом) остальных – существовавших и существующих, зарубежных и отечественных – психологических теорий, подходов и концепций.
12. Советская психология может трактоваться: – как собирательное, деидеологизированное понятие «психология в СССР» («психологическая наука советского периода», «психология в Советской России» и т.п.); – как идеологическое понятие «советская психология», являющееся разновидностью более общего идеологического понятия «советская наука» (т.е. наука марксистская, партийная, единая, воинствующая, передовая); – как общепсихологическая (собственно научная) концепция, выполняющая ряд важных методологических функций для всей психологической науки; – как определенное направление, т.е. совокупность общепсихологических теорий, подходов, методов и программ, возникших и функционирующих на основе советской психологии как общепсихологической концепции. Данную многозначность понятия «советская психология» следует учитывать при изучении и изложении истории отечественной психологии советского периода, т.е. при рассмотрении проблем, связанных с определением сущности, содержания, генезиса и исторического значения советской психологии – проблем определения понятия «советская психология», классификации содержания советской психологии, периодизации развития советской психологии и рассмотрения советской психологии в мировом историко-психологическом контексте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|