Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности деловых и личностных качеств предпринимателей




Вайберт М.И., Вайберт Э.В. (Чебоксары)

 

Возрастание роли рыночных отношений в стране открывает для многих людей широкие возможности непосредственного участи в предпринимательской деятельности, в организации своего дела.

Среди самых действенных мотиваторов к занятию бизнесом исследователи и сами обследуемые, как правило, называют следующее:

1. стремление к самостоятельности (независимости, автономности и т. п.)

2. неудовлетворённость предыдущей деятельностью (её содержанием, условиями, качеством и т. п.)

3. стремление повторить или приумножить чьи-то успехи (родителей, родственников, друзей, знакомых и т. д.)

Успех или неуспех предприятия может зависеть от обстоятельств и тенденций, характерных для конкретного периода. В период стабильности успехом обычно считают продвижение по профессиональной лестнице, в то время как в кризисные периоды успехом можно считать уже сохранение того же рабочего места.

В исследовании использовался метод самооценки свойств личности. Таким образом, в отличие от проективных методик предъявление тестовой информации и характер ответов испытуемых полностью стандартизированы. Определённость ответов позволяет строго стандартизировать обработку результатов обследования, выражать их количественно и включать в математико-статистический анализ.

Профессионально-значимые деловые и личностные качества изучались у 17 предпринимателей – руководителей и сотрудников предприятия «Стиль». Использовалась методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей». Данная анкета предназначена для выявления уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей личности предпринимателя: умение устанавливать деловые и личностные контакты с людьми, стремления к расширению сферы контактов, умение влиять на людей, и т. д.

Кроме оценки уровня коммуникативных и организаторских склонностей выявлен уровень самооценки и притязаний испытуемых, т.к. от того, как индивид оценивает себя и свои возможности, зависит очень многое.

Помимо профессиональных знаний, умений, навыков в той или иной сфере бизнеса необходимым компонентом предпринимательской деятельности является определённая система свойств личности, раскрывающая качественные параметры её поведения. Для выявления обобщённых свойств личности использована методика «Доминирующие свойства личности». Методика выявляет принадлежность человека к некоторому классу в определённом множестве психических качеств. В данном случае исследуемое множество состоит из 10 обобщённых свойств личности: направленность, деловитость, доминирование, уверенность, негативизм, уступчивость, зависимость, конформизм, отзывчивость. Выраженность этих свойств позволяет судить о перспективном или потенциальном лидерстве, возможных стилях руководства.

Свойства имеют 4 степени выраженности или зоны:

· номинальная (1-4)

· потенциальная (4-8)

· перспективная (8-12)

· суперзона (более 12)

В целом, 1, 2, 3, 4, 5, 6-я шкалы активных свойств, а 7, 8, 9, 10-я - реактивных. Люди с высоким значениями 1 – 6-й шкал являются сильными доминантами, а люди с высоким значениями 7, 8 шкал – слабые, ведомые, реактивные. Социальная приспособленность и зрелость выше у первых. Высокая степень выраженности любой из 3, 4, 5-й шкал в сочетании с такой же выраженностью 9, 10-й шкал позволяет говорить об исследуемом как о лидере универсального типа. Лидер любого типа должен иметь высокую выраженность 1 и 2 шкал. Для лиц управленческого аппарата эти минимальное условие. Следовательно, испытуемые №1, 4 по всем показателям имеют качества, которые говорят о данных лицах как о преуспевающих лидерах. Лица №2, 5, 7 отнесены к разряду перспективных, лица №3, 6 таких качеств не имеют.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют о том, что не каждый человек может стать бизнесменом. Помимо знаний, умений, навыков управления любой предприниматель должен обладать личностными свойствами, которые формируются с детских лет и которые нельзя приобрести путём обучении. Бизнесмены, менеджеры должны при этом обладать рядом специальных качеств. Нет сомнения в том, что без знаний психологической особенности личности, организаторских способностей, без учёта его индивидуальных различий и уровня развития его возможностей в современных условиях нельзя успешно осуществить предпринимательскую деятельность.

При социально-психологической диагностике профессионально значимых качеств предпринимателей выявлено, что у предпринимателей, являющихся руководителями данной фирмы, добившихся больших успехов, и развития профессионально значимых качеств значительно выше, чем у связано с положительным мотивированием первых, добровольно выбравших свой путь. Также у них и сотрудников – предпринимателей очень высок уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Адекватная самооценка, высок уровень мотивации успеха и ярко выражены те качества, которые необходимы для успешной предпринимательской деятельности в отличие от молодых предпринимателей, которые только выбрали предпринимательскую деятельность, встав на путь бизнеса и коммерции на данном современном этапе.

 

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ

Вербина Г.Г. (Чебоксары)

Общение между людьми происходит не столько словесно, сколько при помощи невербальной информации, передаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это может существенно дополнить, обогатить содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнося красивые фразы.

Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а обще­ственности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подразумевают дополнительную информацию о человеке, которую дают нам внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка. Однако это только первая (но не единственная!) система знаков. В целом эта оптико–кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемые движения различных частей тела (рук – и тогда мы говорим о жестикуляции; тела – и тогда мы говорим о пантомимике; лица – и тогда мы имеем в виду мимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека и обычно выполняет функцию уточнения или замещения высказывания.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

Зачастую невербальная передача проис­ходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выраже­нием одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикоснове­ние, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смыс­ла).

Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п.

Через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. Задачей, в данном случае, будет эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, человек получает в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем. Это имеет принципиальное зна­чение. Другими словами, во многих случаях то, как человек говорит, важнее слов, которые он произносит.

Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюде­ния за жестикулярным поведением различных наций, и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян и макак.

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.

Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине соци­альной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

В процессе обучения и воспитания, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...