Безрукова М. О. (Ярославль)
*Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта НШ-5262.2006.6.
Огромное количество изменений в обществе в настоящее время происходит одновременно и за очень короткое время. Сознание людей часто оказывается не подготовлено к таким резким переменам в жизни. Смысл многих нововведений по-прежнему остается неясным для большого числа граждан. Информационный бум, убыстрение темпа жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки) приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из факторов различных заболеваний. Жизнь в условиях неопределенности, кардинальной смены устоявшихся стереотипов повышает уровень тревоги, беспокойства за свое будущее, за будущее своих детей и родственников, что отражается на развитии нервно-психической и психосоматической патологии. Практически можно говорить о развитии в обыденной жизни посттравматического стрессового расстройства. Все это не может не отражаться на отношениях между людьми. [2]. Поэтому, к сожалению, одним из наиболее распространенных социально-психологических явлений в обществе до сих пор является конфликт. Как показывают исследования, лишь небольшая часть людей проявляет устойчивость к конфликтным ситуациям. Большинство же людей переживают эти ситуации как состояние стресса и шока. Поэтому неопределенность ведет к постоянной психологической напряженности. [8]. В нашей работе социально-психологическим аспектом проблемы психологической напряженности и конфликтности является изучение поведения людей в условиях неопределенности. Для нас представляет особый интерес два подхода к проблеме неопределенности. Во-первых, подход Е.В. Шороховой и Т.С. Кабаченко, связывающих проблему неопределенности с возможностью – невозможностью удовлетворения человеком основных потребностей в социуме. Они рассматривают субъективную неопределенность как психическое состояние личности, социальных групп, общностей населения, в основе которой лежит возможность или невозможность удовлетворения человеком потребностей. Состояние субъективной неопределенности переживается как незащищенность перед всем, что происходит в обществе. В результате люди страдают от неопределенности возможностей удовлетворения своих потребностей.[6]. Человек постоянно находится и живет в условиях неопределенности:
· Люди страдают от неопределенности возможностей удовлетворения своих базовых, видовых потребностей. · Субъективная неопределенность возникает в сфере удовлетворения потребностей человека в безопасности (проблемы с медицинским обслуживанием, техногенными катастрофами, рост преступности). · Незащищенность человека как социального существа. Невозможность удовлетворения потребностей социального уровня вызывает состояние отчужденности, психологического дискомфорта, апатии. Неопределенность переживается по поводу того, будет завтра человек востребован или нет, а может быть он вообще станет безработным. · Следующий очень важный этап – переоценка ценностей, исторических событий, фактов, имеющая место в современном обществе. Она разрушила образ своей страны, той общности, к которой человек принадлежал от рождения. Таким образом, мы рассмотрели основные источники субъективной неопределенности населения, которые имеют место в современной России. Во-вторых, теория психологического измерения культур Г. Хофстеда, в которой избегание неопределенности является одной из трех основных измерений культур. Хофстед описал культуры с разным уровнем избегания неопределенности и дал характеристику индивидам из этих культур. [5].
Есть еще одно пилотажное исследование этого феномена, проведенное С.А. Трифоновой и Н.В. Федотовой. Авторы пришли к выводу, что у российского населения существует тенденция к избеганию неопределенности. По результатам их исследования культуру русского народа можно отнести к культуре со средним уровнем избегания неопределенности с тенденцией к высокому уровню. Это позволяет нам, опираясь на описание культур с высоким и низким уровнем избегания неопределенности, данное Г. Хофстедом, констатировать следующие психологические характеристики российского населения на современном этапе: высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, потребность в нормах и правилах, сильное беспокойство о будущем, низкая мотивация к достижению и склонность к мотивации избегания неудач. Что касается возрастных различий, то у молодого поколения уровень избегания неопределенности средний, у людей зрелого возраста – тенденция к высокому избеганию неопределенностей, а у пожилых людей – уровень избегания средний с ярко выраженной тенденцией к высокому. В то же время, объективная ситуация такова, что создает все большую субъективную неопределенность в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Большинство людей переживают ситуацию неопределенности крайне сложно. Например, состояние неопределенности и шока испытывают люди потерявшие работу. Это тяжелое субъективное переживание, причем страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Следует отметить при этом, что наиболее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза того, что это произойдет. Обратим внимание на то, что ситуация ожидания неприятного события для человека тяжелее, чем само это событие. [8]. Справится с такой ситуацией могут не многие, так как «… в процентном соотношении творческое мышление – удел немногих». [3]. В ряде отечественных исследований отмечается, что уровень устойчивости к неопределенности на прямую зависит от уровня креативности людей. Креативные люди способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако такой человек не обязательно приспособлен к культуре и, почти, несомненно, не является конформистом. Его связь с обществом можно выразить так: он является членом общества, но не является его пленником.
Согласно Кашапову М.М., творчество в разрешении конфликтной ситуации означает вариативность, необычность, гибкость мысли и поступков. Творческий подход к разрешению конфликтных ситуаций можно применить следующим образом: гибкость мышления, способность к творческому переносу, четкость мышления, изменение отношений к ситуации, извлечение уроков из ошибок, преобразование негативного в конструктивное, самовнушение позитивного, видение новых возможностей, техника деперсонализации, кускование проблем, генератор альтернатив, конструктивное переосмысление ситуации, открытость, повышение конфликтоустойчивости, осознание себя. [3]. Таким образом, важно тонко чувствовать когда и какой способ решения конфликта нужно применить. Творческий подход означает умение разобраться в механизмах конфликта и нахождении «ключика», который остановит и исчерпает конфликт. Только конфликт, не выходящий за рамки конструктивного, может являться плодотворным для обоих участников творческого процесса. В целом творческое отношение к конфликту предполагает ориентацию его участников на позицию «выиграть - выиграть», что способствует самоактуализации личности, ее целостности и гармоничности в отношении к себе и к другим. Но таких людей, у которых преобладают активность, независимость, устойчивость к неопределенности, склонность к риску, в нашем обществе немного. Поэтому, как показывают исследования, даже высокопрофессиональные и хорошо организованные для соответствующей деятельности группы людей в кризисных обстоятельствах не склонны к поиску новых альтернатив в решаемой проблеме, а сосредоточивают свое внимание на поиске дополнительной информации, относящейся к уже имеющимся альтернативам. Все это приводит к конфликтному взаимодействию между людьми. [7].
Нынешнее время в России, обозначеное как реформирование в области государственного устройства, политики, экономики, обороны, права, образования, науки и здравоохранения, в целом культуры и во всех других областях бытия изобилует для россиян не только традиционными неприятностями или негативными событиями, но и ситуациями неопределенности и риска, которые характерны для нашей страны и народа именно сегодня. Поэтому поставленная нами проблема, поведения людей в условиях неопределенности, очень актуальна и нуждается в более тщательной проработке.
Литература. 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 1999. 551с. 2. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности // Прикладная психология. 2002. №3 с.38-42. 3. Ерина С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях:Учебное пособие / Яросл. Гос.ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. с.3-11. 4. Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных и производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. 1992. №5. с.71-79. 5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998. с.316. 6. Кабаченко Т.С., Шорохова Е.И. Об источниках психической напряженности в обществе // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1992. с.34-36. 7. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как условие преодоления противоречий в критических ситуациях // Вестник РГНФ. 2003. №4. с.128-137. 8. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // психологический журнал. 1192. №1. с.126-130.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|