Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Барамохина Е.А. (Ярославль)




 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему, в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

В настоящее время проблема отклоняющегося поведения особенно актуальна в молодежной среде. Мы видим, что достаточно быстро увеличивается число несовершеннолетних с девиантным поведением, которое проявляется в асоциальных действиях – пьянстве, наркомании, проституции, преступности и т.п. Люди становятся более агрессивными по отношению к своему окружению, отрицают существующие правила, ценности, проявляют резкость, грубость в поведении. Проявления отклоняющегося поведения можно наблюдать даже у маленьких детей. Оно может выражаться по-разному, в виде агрессии, в не выполнении требований взрослых, в неадекватных действиях, в грубости и т.п.

Что же влияет на формирование девиантного поведения у детей? Среди всего многообразия причин формирования девиантного поведения у детей, решающее значение мы придаем стилю семейного воспитания, семье в целом.

Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социо­логами, психологами, психотерапев­тами (А.Я. Варга, Т. В. Архиреева, Н. Н. Авдеева, А. И. Захаров, Т.П. Гаврилова. А.И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отноше­ний: особенности воспитания ребен­ка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности ро­дителей, характер супружеских взаимоотношений и т. д.

Одной из наиболее часто встреча­ющихся проблем, с которыми сталкиваются психологи в семейной кон­сультации, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотно­шений - неблагоприятный тип воспи­тания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, порой даже драма­тические последствия для психиче­ского развития ребенка, формирования его характера. Например, известный статистик и исследователь преступности в России Д.А.Дриль (4) считал, что важными причинами отклонений в поведении являются раздоры и пьянство в семье, безнравственность и порочность родителей, недостатки или отсутствие воспитания. По мнению П.И. Люблинского (7), главной причиной преступности несовершеннолетних является беспризорность. Причины беспризорности вытекают из недостаточных материальных условий, невозможности получить законченное образование. Это приводит ребенка к раннему труду, нищенству, преступлениям, проституции. Главными причинами являются невежество, порочная жизнь родителей и их неспособность к воспитанию, недостаточное осознание родительских обязанностей, небрежность и отсутствие интереса к ребенку.

Существует множество классификаций стилей семейного воспитания. Дж. Болдуин (6), например, выделял два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

Демократический стиль предполагает:

1. Высокий уровень вербального общения между детьми и родителями.

2. Включенность детей в обсуждение семейных проблем.

3. Учет мнения детей.

4. Готовность родителей прийти на помощь, если это понадобится.

5. Вера в успех самостоятельной деятельности ребенка.

6. Ограничение активности родителей в отношении ребенка.

Контролирующий стильвоспитания определяется следующими параметрами:

1. Значительное ограничение поведения детей.

2. Четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений.

3. Отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин (6) говорил, что в чистом виде эти стили встречаются редко, и чаще всего, мы имеем дело со смешанном стилем.

Г. Крайг (6) предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

1. Авторитетный стиль предполагает:

· высокий уровень контроля;

· признание родителями автономию детей;

· теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований).

В результате – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

2. Авторитарный стиль предполагает:

· высокий контроль;

· незамедлительное исполнение требований родителей;

· отношения холодные, отстраненные.

В результате – дети замкнуты, боязливы, угрюмы, раздражительны.

3. Либеральный стиль:

· низкий уровень контроля;

· теплые отношения;

· родители открыты для общения;

· большая степень свободы детей;

· отсутствие ограничений.

В результате – ребенок проявляет непослушание, импульсивность, агрессивность.

4. Индифферентный стиль предполагает:

· низкий уровень контроля;

· холодные отношения (родители безразличны к детям).

В результате такого подхода к воспитанию, у детей наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:

1. Демократический - учитываются интересы ребенка. Это так называемый стиль «согласия».

2. Авторитарный - родители навязывают свое мнение ребенку - стиль «подавления».

3. Попустический - ребенок предоставляется сам себе

Таким образом, можно видеть, что проблеме семейного воспитания уделяется большое внимание. Ученые предлагают разные классификации стилей семейного воспитания. На основе имеющихся теоретических сведений нами было проведено исследование. В работе мы опирались на традиционную точку зрения, относительно стилей семейного воспитания.

Цель исследования: определить, влияет ли стиль семейного воспитания на формирование девиантного поведения у детей.

Объектом нашего исследования были 20 семейных пар (родитель-ребенок), посещающих детский сад № 203 г. Ярославля.

Предметом исследования являлись семейные взаимоотношения, как возможная причина возникновения отклонений в поведении детей.

Была выдвинута следующая гипотеза: стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

В процессе исследования мы предложили родителям опросник «Стиль семейного воспитания». С помощью этой методики пытались выяснить, какого стиля воспитания придерживаются родители в процессе общения со своими детьми.

Далее нами были проведены беседы с самими детьми и с воспитателями. Детям мы предложили ответить на вопросы методики «Наедине с собой», получили сведения о том, как дети воспринимают своих родителей. С воспитателями была проведена беседа, целью которой было выяснение, демонстрируют ли дети в процессе взаимодействия какие-либо отклонения, агрессивны ли они, конфликтны.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Все заполненные родителями анкеты мы разделили на две группы. Тех, кто придерживается демократического стиля воспитания и тех, кто использует либерально-попустительский подход к воспитанию своих детей.

Из всех опрошенных родителей 50% придерживаются демократического стиля воспитания, остальные 50% либерально-попустительского. В семьях с демократическим стилем воспитания 80% детей отмечают, что отношения с родителями носят благополучный характер, 20% - удовлетворительный. 40% детей из семей, придерживающихся либерально-попустительского стиля воспитания, характеризуют отношения с родителями как удовлетворительные, 60% - как ограниченные.

В результате анализа полученных данных, были сделаны следующие выводы. Родители, которые придерживаются демократического стиля воспитания, полностью поддерживают своего ребенка, любят, уважают его, имеют детей, не проявляющих никаких «отклонений». Их дети активны во взаимодействии со сверстниками, способны к поддержке, сочувствию. Они адекватно воспринимают изменяющиеся ситуации, легко приспосабливаются. Стремятся к достижениям, к познанию действительности.

Что, же касается второй группы родителей, использующих либерально-попустительский стиль воспитания, то их дети, склонны к девиантным проявлениям. Данные, подтверждающие наш вывод, были получены, нами из бесед с воспитателями. У родителей либерально-попустительского стиля не хватает времени на своих детей. Сами дети отмечают, что им скучно с родителями, что для них предпочтительнее находиться вне дома. Воспитатели говорят, что эти дети проявляют агрессию по отношению к сверстникам, они могут обозвать, ударить во время игры своего сверстника. Чаще, чем другие ребята в группе они ломают игрушки, стремятся что-либо разрушить.

Таким образом, гипотеза, которую мы поставили в начале исследования, была полностью подтверждена.

 

Литература:

 

1. Барамохина Е.А. Курсовые работы. ЯрГУ, 2005, 2006, 2007.

2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СоцИс. 1991. №4. С.72-74.

3. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков //Психологический журнал. 1994. Том 15. № 2. С.57-65.

4. Дриль Д.А. Малолетние преступники. Этюд к вопросу о человеческой преступности, ее формах и средствах борьбы с ней. М. 1888. – вып.2, ч.1.-255с.

5. Земска М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986.-135с.

6. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Яр.: Академия развития, 2001.-160с.

7. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М.: Наркомюст, 1922.-302с.

8. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.-464с.

9. Шевчук В. Ф. Поведение личности: педагогические и психологические проблемы. Ярославль. 1992.-155с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...