Богданова Е.Е. , Флоровский С.Ю. (Краснодар)
Компетентность в сфере общения и социального взаимодействия является органичной составляющей общей профессиональной компетентности специалистов занятых в социономических видах деятельности. Ярким примером такой профессии может служить деятельность медицинской сестры, которая в буквальном смысле слова «скрепляет всё воедино и делает больничное отделение работоспособным организмом» (L. Thomas, 1983). Именно на средний медицинский персонал ложится основная коммуникативная нагрузка, предполагающая общение с самыми разнообразными категориями партнеров – руководством, врачами, коллегами, младшим медперсоналом, пациентами и их родственниками. Поэтому компетентность медицинских сестер в сфере общения (в сравнении с врачами) может быть охарактеризована именно как социально-коммуникативная компетентность (СКК). Если общение «врач–больной» преимущественно ограничивается ситуацией непосредственного межличностного контакта, то представителям среднего медицинского персонала чаще приходится сталкиваться с задачами регуляции и «настройки» всего лечебного процесса как социальной системы. Наряду с другими подсистемами и подструктурами личности СКК претерпевает значительные изменения в процессе профессионализации. При этом динамика СКК характеризуется сложным переплетением позитивных и негативных тенденций. Имеет место не только положительный, но и отрицательный системогенез. Последний находит свое выражение в широком спектре разнообразных проявлений: от непродуктивных (но устойчивых и поддерживаемых в сообществе специалистов) стереотипов профессионального общения, мышления и поведения до полной профессиональной деформации и маргинализации личности (Е.П. Ермолаева, 2001; Г.М. Перфильева, 1998; Н.Д. Творогова, 2002; Б.А. Ясько, 1998; P. Benner, 1982, 1984; I. Hardi, 1973).
В настоящее время практически отсутствуют эмпирически верифицированные данные о закономерностях и механизмах динамики личностных ограничений СКК в процессе включения субъекта в психологическое пространство его профессиональной деятельности и социально-профессиональных отношений. Значимость исследования этой проблематики особенно велика на ранних этапах профессионального становления, поскольку открывает реальные возможности своевременного преодоления и устранения этих ограничений. Личностные ограничения социально-коммуникативной компетентности понимаются нами как интраперсональные факторы предрасположенности к выбору и использованию человеком малопродуктивных и/или излишне психологически «затратных» способов и приемов коммуникативного поведения и социального взаимодействия (Е.Е. Богданова, С.Ю. Флоровский, 2005, 2006; Е.Е. Богданова, 2007). На основании теоретического анализа избранного для изучения проблемного поля и обобщения результатов отдельных эмпирических исследований была разработана двухаспектная модель личностных ограничений СКК субъектов «помогающих» видов профессиональной деятельности, объединяющая связанные со стабильными интраперсональными структурами деструктивные диспозиции и негативные эмоционально-коммуникативные состояния, обусловленные неадекватностью понимания личностью смысла своей профессиональной активности. Первый тип регулятивных образований представлен такими личностными характеристиками как конформность; повышенное стремление к статусному росту и навязчивому самоутверждению; доминирование направленности на избегание неудач; нетерпимость к неопределенности; фрустрационная нетолерантность; дефицитарность умений и навыков общения. В качестве личностных ограничений второго типа выступают следующие эмоциональные «помехи» общения: неумение управлять эмоциями, дозировать их; неадекватное проявление эмоций; негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций; доминирование негативных эмоций; нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
В результате проведенного на базе Краснодарского краевого медицинского колледжа в 2001–2006 гг. лонгитюдного исследования (выборка составила 230 чел.) были выявлены некоторые закономерности динамики личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности субъектов «помогающей» деятельности на начальных этапах профессионального становления. Структура взаимосвязей между отдельными личностными ограничениями СКК респондентов кардинально трансформируется от курса к курсу. При этом обнаруживается неравномерность и гетерохронность развития в процессе профессионального медсестринского образования двух рассматриваемых нами подструктур личностной регуляции общения студентов – диспозиционно обусловленных коммуникативных ограничений (1) и эмоциональных «помех» общения (2). Развитие первой подсистемы происходит значительно более интенсивно: от начала к завершению обучения изменяются не только уровневые характеристики выраженности отдельных компонентов, но происходит и активная перестройка структурных связей между ними, что свидетельствует об изменении принципов построения системы личностной регуляции поведения будущих специалистов сестринского дела, направленного на преодоление ограничений собственной СКК. Динамика второй регулятивной подсистемы носит преимущественно экстенсивный характер: меняется лишь степень выраженности тех или иных эмоциональных деструкторов общения, но не базисный тип их взаимодействия и взаимовлияния. Преимущественно отрицательный тип связей между личностными коммуникативными ограничениями студентов младших курсов может быть понят как своеобразный личностно-регулятивный коррелят попытки освоить новое для себя психологическое пространство учебно-профессиональной деятельности и отношений, опираясь на ресурсы «обыденной» СКК, которые поначалу обеспечивают большинству вчерашних абитуриентов достаточно высокую степень субъективного благополучия в сфере социальных контактов. Наличие даже серьезных нарушений общения и совместной деятельности (например, вследствие снижения порога фрустрационной чувствительности в общении, неспособности справляться с ситуациями неопределенности и др.) не воспринимается как сколь-либо значимая личностная проблема. Само же «преодоление» ограничений строится преимущественно по сценарию «выбора меньшего зла из нескольких», «замены» одной коммуникативной проблемы на другую, – субъективно менее тяжелую.
На третьем году обучения студентов в колледже их социально-коммуникативное поведение отличается наибольшей непродуктивностью и «дефектностью», а эмоциональная сфера – дисгармоничностью. Именно этот период является кризисным с точки зрения формирования профессионально-ориентированной системы психологических средств самоконтроля и преодоления личностных ограничений СКК. Автономное функционирование диспозиционно обусловленных коммуникативных дефектов и эмоциональных «помех» вне какого бы то ни было закономерного взаимовлияния отражает ситуацию распада существовавшей ранее системы «личностной работы» с ограничениями СКК и неосвоенность на личностно-смысловом уровне вытекающих из содержания будущей профессиональной деятельности новых оснований и ориентиров, которые могли бы выступить факторами продуктивного с профессиональной точки зрения структурирования механизмов самокоррекции дефектов общения. Происходящее на завершающем этапе профессионального обучения объединение личностных ограничений СКК, а также эмоциональных «помех» общения в единую регулятивную структуру может иметь двоякое значение с точки зрения дальнейшего развития медицинских сестер не только в качестве субъектов профессионального «помогающего» общения, но и субъектов проектирования и реализации своего профессионального и жизненного пути в целом. Выбор в пользу саморазвития и самосовершенствования, понимание жизненной и профессиональной ценности высокого уровня социально-коммуникативной компетентности создают условия для оперативного формирования действенной системы преодоления личностных ограничений эффективного общения. При этом, – вследствие связанности коммуникативных ограничений положительными функциональными отношениями, – существуют реальные возможности срабатывания механизма «переноса» положительного эффекта социального научения в преодолении какого-либо локального дефекта общения на преодоление и иных интраперсональных «ограничителей» коммуникативной успешности. В случае же ориентации специалистов сестринского дела на низкие (минимально допустимые) стандарты профессиональной деятельности и общения происходит «обвальное обрушение» уровня их социально-коммуникативной компетентности: «срабатывание» какого-либо отдельного личностного ограничения влечет за собой актуализацию множества других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|