Классиф методов педагогич исследов
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Объект, предмет и функции педагогики. Система педагогических наук и их связь с другими науками. Педагогика (сл. Ребенок, вести) наука о воспитании (как соц явление появилось в древности). 1 ПЕРИОД - древние времена 17 в. Н э – донаучный период 2 ПЕРИОД - с 17 в. Н э – до наших дней – научный период Ф. Бэкон – выделил как науку Ян Амос Коменский – 1632 г. Издал книгу «Великая дидактика» Объект исследования педагогики как науки – воспитательная (образовательная) Предмет исследования педагогики – сущностные основы воспитания, т. е. его цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации. Функции 1 Фундаментальная (теоретическая) – размышления 2 Прикладная (технологическая) – конкретные рекомендации Отрасли педагогики: 1 общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения, общие для всех возрастов и категорий воспитанников. Общая педагогика составляет основу всех остальных направлений и отраслей педагогических знаний, и потому должна изучаться студентами педагогических специальностей в первую очередь. § методология педагогики – учение о принципах и методах научного исследования § история педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем. § сравнительная педагогика изучает различия в системе образования в разных странах и регионах мира, а также общие тенденции развития образования в мире. § этнопедагогика § дидактика (греч. – учить) – педагогическая теория обучения § теория воспитания – воспитание рабочих § школоведение – теория управления школой 2 частный (прикладные) ü в зависимости от возраста: ясельная педаг, дошкольная, педагогика школы, педаг высшей школы, андрагогика (теория обучения и воспитания взрослых)
ü от специфической особенности той или иной гр уч-ся: коррекционную (специальную: изуч процесс обучения и воспитания лиц с ОПФР), спортивная педаг, военная педаг, пенитерциарная педаг (обуч лиц в заключении), семейная, социальная 3 частные методики изуч вопросы обучения отдельных предметов Связь педагогики с другими науками: 1 педаг использ данные других наук (психол, философ, этика, эстетика, культурология, гигиена) 2 использ методы других наук (математич, психологич)
Категориальный аппарат педагогики. Каждая наука категориальна Категория – общее понятие той или иной науки, из кот вытекают все остальные понятия науки 3 категории педагогики: Обучение Воспитание Образование
Воспитание в 2 смыслах 1 в УЗКОМ – целенаправленный процесс передачи старшим поколением и усвоения младшим поколением соц опыта, выработанное человечеством. 2 воспитание в широком смысле= обучение +воспит в узком смысле (воспитательная работа) Знания Умение и навыки обуч, опыт познова Опыт творч деят и предметной практич соц опыт Опыт ценностных отнош деятельн
(воспит в узком смысле) Образование было искусственно создано и введено в язык в 18 в Образов как процесс явл синонимом слова широкое понятие воспитания Образов – результат обучения и воспитания, как соц институт
Методология педагогики и ее уровни Каждая наука выраб свою методологию (от греч. – путь, способность познания) Методология – учение о принципах и методах научного исследования (наука о науке) Решает следующие задачи: 1. Разраб категориального аппарата педагогики и научного языка 2. Определение и уточнение педагогики 3. Определение задач педаг, тенденции и перспективы ее развития 4. Разраб принципов, методов и и процедур научно-педагогич исследования
Включает 4 уровня: 1 ФИЛОСОФСКИЙ – ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧ ТЕОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ОСНОВЫ ФИЛОС УЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ ОСНОВУ СОВР ПЕДАГОГИКИ v ПРАГМАТИЗМ идея прагматизма — опора на собственную активность ученика, обучение и воспитание в ходе конкретных дел, на практике. v НЕОПОЗИТИВИЗМ В основе лежат этические идеи Платона, Канта. Основная идея неопозитивизма: в эпоху научно-технической революции востребовано рациональное мышление, поэтому воспитание должно быть очищено от умозрительных, мировоззренческих, философских, религиозных и прочих идей. v БИХЕОВИАРИЗМ Ключевое положение бихевиористов – формула воспитания: «стимул → реакция → подкрепление». Эта формула определяет технократический подход к воспитанию и обучению, управление деятельностью учащихся с помощью рациональных алгоритмов, идею управляемого индивида. v ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. «экзистенция» – существование). Эта философия рассматривает личность как высшую ценность мира. v НЕОТОМИЗм это официальная доктрина Католической Церкви на современном этапе. v МАРКСИЗМ Педагоги-марксисты руководствуются следующими принципами: активная роль познания; классовый характер воспитания; всестороннее и гармоническое развитие личности как цель воспитания; мировоззренческая направленность обучения; связь обучения, воспитания с жизнью и трудом; политехнический характер образования; ведущая роль учителя как проводника коммунистической идеологии в массы 2 ОБЩЕНАУЧНЫЙ - ОБЩЕНАУЧН ПОДХОДЫ (ИСПОЛЬЗ ПЕДАГОГИКА И МНОГИЕ НАУКИ) Ø СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД заключается в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Под системой в науке понимается выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Ø КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД Ø ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД заключается в том, что личность формируется только в процессе многообразной деятельности под комплексным воздействием всех объективных и субъективных факторов. 3 КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ – ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, РАЗРАБ КОНКРЕТНЫХ НАУК (ПСИХОЛ, ФИЗИОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКОЙ)
4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ – МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Организация и методы педагогического исследования Организация и методы педагогического исследования - разнообразные способы сбора и переработки научной информации о педагогич процессах и явлениях. Классиф методов педагогич исследов 1Методы теоретич исследов: Анализ Синтез Сравнение Обобщение Классификация Индукции Дедукции Моделирование Методы импирического исследования Наблюдение Исследование Анкетирование Интервью социалогические Социометрия Тестирование Анализ школьной документации Анализ передового опыта работников школы Анализ прод деят уч-ся и педаг Педагогич эксперим Опытная работа Математич методы Организация педагогич исслед имеет стадии Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. 1 постановка проблем исследования 2 формиров цели, ср-ва, задач 3 выработка начальной гипотезы 4 сбор информ по теме из разл источников с пом разнообразных методов 5 разраб теоретич концепции (модели) 6 разраб методики обуч и воспит, с пом кот будет реализовываться теоретич концепция 7 педагогич эксперимент – с целью проверки эффективности новой методики обучения 8 обработка результатов эксперимента. Формулировка выводов. 9 внедрение в практику обучения или воспитания Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование. Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|