Проблема целепологания в педагогике. трактовка целей воспитания и образования в нормативно-правовых и руководящих документах рб.
цели – системообразующий компонент п. п. в педагогике цели – прогнозир педагогич изменения в личностном формировании и разв уч-хся, т. е. цели принято выражать ч/з педагогич результат (диагностическая) пример не диагностич цели обуч диагностич цели научить пользов сформировать у уч-хся навыки ручным компасом опаределения сторон гориз
деятельность педагога по определению и уточнению целей обучения и воспит – педагогич целепологание. уровни П. Ц.: 1 цели-идеалы (самое общее представление о личности, коГО хочем воспитать) пример: концепция непрерывно воспитывать детей и молодежи в рб (2006 г.) определена идЕальная цель – формиров разносторонне развитую творчески активную соц зрелую личность – цель продублирована в кодексе рб об образовании. в той же концепции конкретизируется 1 уровень – цель программы (перечень качеств, кот необходимо сформировать у каждого ученика) 2 уровень – программу цели можно прочитать в той же концепции. в области обучения программной цели и задачи изложены в образовательном стандарте «общее среднее образование. основные нормативы и требования», «специальное образование. основные нормативы и требования». 1-ый и 2-й уровни обрабатыв на госуд уровне 3 уровень – цели и задачи конкретног учебного заведения (реализ весь коллектив школы) 4 уровень – цели и задачи конкретного учебных занятий ит воспитательных мероприятий (реализ конкретным учителем) кодекс рб об образовании.
11. содержание образования, его структура, функции и принципы отбора. содержание образования - соц опыт, кот должен быть усвоен обучающимися. краевский, скаркер, ларес – культурный подход, общереспостраненный в беларуси, россии и др странах ссср. содерж образ рассматривается как педагогич адаптированная культура. совокупность культ богатств, выраб другими покалениями. усвоить – значит войти в культуру общества.
выдел 4 бызисных компонента: 1 знание включ: научные факты, научные понятия и термины, законы науки, научные теории, знания о способах научной деятельности, оценочные знания (критерии) 2 умение и навыки. навыки – действия, осущ автоматич при миним участии сознания. умение – практич или интеллектуальные действия, осущ сознательно и с учетом поставленной цели при определ окруж. навыки простые(могут входить в умения). умения – сложные. умения и навыки делятся на 2 вида: частно-предметные(связанные с конкретными предметами); общеучебные (формир и использ на разных предметах; умение контролировать работу, планировать ее, вести дискуссию). 3 опыт творческой деят – творческие приемы решения не стандартных задач (умение комбинировать способы, видеть альтернативные решения). 4 опыт эмоционально-ценностных отношений. система нравственных, эстетичных, волевой воспитанноссти. у каждого из компонента есть функция: знания – ф-ция сохранения культуры умений и навыков – ф-ция воспроиизведения культуры творческой деят – ф-ция разв культуры эмоц-ценностн отнош – ф-ция регулирования культурной жизни. содержание образования делится по учебным предметам, кот объеден в 4 цикла: 1. естесственно-научные предметы 2. гуманитарные предметы 3. художественно-эстетические 4. физич, трудовой и нач военной подготовки при отборе содержания предмета и самого образов руководствуются принципами: 1. принцип соответсвия содержания образов, технике, пр-ва, культуры, соц отношений. 2. принцип фундаментализации (сохр всех главных достижений в науке) 3. учета возрастнах и др особенностей уч-ся (учитывать региональные особенности)
4. единства теорий и прктики 5. учета возможн учебного процесса, метадич и технич оснащения школы 6. гуманизации, гумонитаризации.
12. документы, определяющие содержание образования (образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы) Образовательные стандарты. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, на котором будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Под образовательным стандартом понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательный стандарт образования является основным нормативным документом в сфере образования. Он конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, оговаривает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Новые стандарты определяют, кроме того, требования к бытовым условия обучения. Функции образовательных стандартов: 1. Функция социального регулирования. Стандарт – это механизм, который предотвращает разрушение единства образования в условиях разнообразия образовательных услуг. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы. Этим обеспечивается эквивалентность образования. 2. Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. 3. Функция управления. Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.
4. Функция повышения качества образования. Стандарт фиксирует минимально необходимый объем содержания образования и задает нижнюю допустимую границу уровня образования. Учебные планы. Государственные образовательные стандарты конкретизируются в учебных планах. Учебный план – это нормативный документ, в котором определены предметы, изучаемые в школе, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета по классам. В структуре учебных планов находят яркое выражение социальный заказ, который выполняет система образования. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: 1) базисный; 2) типовой; 3) рабочий, то есть учебный план конкретной школы. Исходным документом является базисный учебный план. Базисный учебный планобщеобразовательной школы является составной частью государственного стандарта данного уровня образования. Он утверждается Министерством образования Республики Беларусь и служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие нормативы: 1) продолжительность обучения в учебных годах (общая и по каждой из ступеней общего среднего образования); 2) недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий; 3) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая необязательные занятия по выбору; 4) суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая обязательные и факультативные занятия, внеклассную работу.
Типовые учебные планы разрабатываются для всех типов общеобразовательных учебных заведений на основе базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Ежегодно в них вносятся коррективы, после чего типовые учебные планы публикуются к началу учебного года в таких печатных органах, как «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» и «Настаўніцкая газета». Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Рабочий учебный план школы разрабатывается с соблюдением нормативов базисного учебного плана и отражает особенности конкретной школы. За основу рабочего учебного плана школы, как правило, принимается один из типовых учебных планов. Учебный план школы должен быть одобрен педагогическим советом и утвержден директором школы к началу очередного учебного года. Типовой учебный план, а также рабочий учебный план школы включает: 1) график учебного процесса, определяющий продолжительность учебных четвертей (триместров), каникул, летних трудовых практик, экзаменов; 2) сводные данные по бюджету времени, где указана продолжительность учебных четвертей и практик в неделях; 3) перечень обязательных дисциплин с указанием общего количества часов для каждого года обучения. Данная часть учебного плана носит название базового, или инвариантного (в России – федерального) компонента и призвана обеспечить формирование базовой культуры учащихся); 4) перечень устанавливаемых школой факультативных дисциплин и курсов по выбору с указанием общего количества часов, отводимых на их изучение. Данная часть учебного плана носит название вариативного, или школьного компонента; ее назначение – учесть образовательные запросы, интересы и склонности учащихся, всемерно индивидуализировать процесс обучения. Соотношение базового и школьного компонентов служит важным показателем степени демократичности системы образования. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность конкретного образовательного учреждения. Например, в России с 1 сентября 2008 года до 1/3 учебного времени отводится на занятия по выбору учащихся. 5) сведения о ежегодной летней трудовой практике учащихся; 6) сведения о государственных экзаменах за курс базовой (9-летней) и полной средней (11-летней) школы. Учебные программы. Третьим важным государственным докумен-том, лежащим в основе деятельности школы, является учебная программа. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий со-держание образования по конкретному предмету. В программе определена структура расположения учебного материала (последовательность тем, вопросов), а также общей дозировки времени на их изучение по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.
Общая структураучебной программы содержит три основных элемента: 1) пояснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета; 2) собственно содержание образования: тематический план и содержание каждой темы. По каждой теме, как правило, выделены основные знания, умения и навыки, основные понятия и законы, межпреметные связи, номенклатура (перечень основных названий для твердого усвоения учащимися в отличие от других названий, с которыми учащиеся знакомятся, но запоминание их не обязательно), перечень основного оборудования; 3) некоторые методические указания, в которых, главным образом, определяются нормы оценки знаний, умений, навыков, приводится список рекомендуемой учителю методической литературы. Учебная программа выполняет три основные функции: 1) описательная: программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета; 2) идейно-мировоззренческая: знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников; 3) регулирующая, или организационно-методическая: на основе программы учитель организует свою деятельность по подготовке к занятиям, отбирает материал, виды практических работ, методы, средства и формы обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовая учебная программа разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта к той или иной образовательной области. Рабочая учебная программа в Республике Беларусь разрабатывается на основе типовой только в учреждениях профессионального образования (ПТУЗ, ССУЗ, вузы); в общеобразовательных средних школах данный документ не используется. Авторская учебная программа, учитывая требования государственного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|