Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Ответ: Патриотизм (от лат. pater – «отец», patris – «отечество») – это нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине и своему народу. Патриотизм включает в себя: – чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос («малой родине»); – уважительное отношение к родному языку; – осознание величия и славы родины; – заботу об интересах родины; – сохранение верности родине; – гордость за ее социальные и культурные достижения – отстаивание ее свободы и независимости; – уважительное отношение к прошлому родины и к унаследованным от него традициям; – стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины; – переживание своей духовной связи с родиной и своим народом. Патриотизм по своей природе гуманистичен и предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости, поддержание благожелательных и дружеских связей с другими народами. Другими словами, патриотизм неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Культура межнациональных отношений — это высокая степень совершенства и развития этих отношений. Культура межнациональных отношенийвключает: – политические, экономические и культурные связи разных народов; – уважение к людям различных рас и национальностей; – соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, недопустимость какого-либо пренебрежения ими; – проявление интереса к жизни, культуре и достижениям других государств и народов; – стремление развивать общечеловеческие ценности. Формы работы по воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений:
а) конкурс сочинений или рисунков на патриотические темы; б) включение в воспитательную среду школы таких элементов, как государственная символика Республики Беларусь, карта Беларуси, белорусский орнамент, портреты национальных героев и выдающихся деятелей Беларуси, репродукции картин, изображающих героизм белорусского народа; в) проведение государственных и национальных праздников; г) участие в уходе за культурными и историческими памятниками; д) экскурсии и походы (многодневные и выходного дня) по историческим и героическим местам Беларуси; е) диспуты: «Можно ли быть настоящим патриотом родины в 14–16 лет?», «Всегда ли справедливо критикуют словесный патриотизм?», «Нужно ли готовить себя к патриотическим подвигам?», «Возможет ли патриотический подвиг в мирное время?», «Чем отличаются патриотизм и национализм?» и др.; ж) патриотические, исторические, краеведческие и другие клубы, общества, кружки; з) переписка со сверстниками из других городов и деревень Беларуси, школами других государств, клуб интернациональной дружбы (КИД); и) школьный народный театр (в том числе кукольный театр — «батлейка»); к) охрана природы родного края, «экологическая тропа»; л) бескорыстный общественно-полезный труд на благо родного края.
Правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников. Правовое воспитание – это организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общественности, направленное на формирование правового сознания, убеждения, действенно-волевого отношения к правопорядку, воспитание законопослушного гражданина своего государства. Задачи правового воспитания: 1) добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права; 2) воспитывать уважительное отношение к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения;
3) прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права – свои личные, государственные и общественные; 4) вырабатывать активную гражданскую позицию у воспитанников, нетерпимость к нарушителям правопорядка. Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из центральных направлений правового воспитания в школе. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью. Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми – родителями, учителями и т. п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность. В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы: а) устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика); б) оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);
в) аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики); г) правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т. е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики); д) работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива). В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что основная причина правонарушений и преступлений в школьном возрасте (да и не только в школьном) – духовная убогость человеческих взаимоотношениях в семьях, в классных и школьных коллективах.
Воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности. В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи". Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия "гуманность" должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.
Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как ценности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.
Система трудового воспитания в школе.. Ответ: Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. В результате трудового воспитания у учащихся формируется важнейшее качество личности — трудолюбие. Трудолюбие — это сложное (интегративное) нравственное личностное качество, которое характеризуется: — прочной потребностно-мотивационной сферой, потребностью в созидательно-трудовой деятельности, ее здоровыми социальными и личными мотивами; — глубоким пониманием большой преобразующее-воспитательной силы труда, его пользы для общества, его нравственной благотворности; — наличием разнообразных трудовых умений и навыков, их постоянным совершенствованием; — достаточно прочной волей личности, умением проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности;
— трудовой и производственной дисциплиной; — уважением к людям труда, заботливым и бережным отношением к общественному достоянию и природным объектам.
Профессиональная ориентация учащейся молодежи. Главное затруднение в выборе профессии состоит в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. В наши дни не человек выбирает профессию, а производство диктует свои условия к квалификации работников. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие в процессе профориентационной работы. Основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах 1. Назовем задачи исоответствующие им направления профориентационной работы школы, родителей и общественности. 1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг. 2. Профессиональное убеждение: а) развитие познавательных интересов учащихся при изучении обще- образовательных предметов. б) воспитание у учащихся установки на выбор профессий, нужных обществу; в) формирование мотивов выбора профессии с учетом интересов личности и общества; г) пропаганда нужных обществу профессий средствами массовой информации, литературы и искусства; д) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения избираемой профессии; е) самовыражение и самоутверждение учащегося в выборе профессии, принятие решения. 3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся: а) профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации; б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер); в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации. 4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии: а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки, целенаправленное формирование которых поможет учащимся выбрать профессию сознательно и обоснованно; б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения. Так, умения и навыки работы с компьютером ориентируют учащихся на профессию программиста; умения и навыки пользоваться техническими приборами и оборудованием способствуют многими профессиями в отрасли машиностроения, транспорта; умения и практические навыки по биологии приобщают школьников к труду в сельском и лесном хозяйстве, в медицине, ветеринарии. в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.). Внеучбные занятия дифференцируют интересы учащихся, углубляют знания, расширяют кругозор и тем самым облегчают им профессиональное самоопределение. г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников; д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК). В сельской местности вместо УПК целесообразно создавать агротехнические центры, которые служили бы базой для опытничества и технического творчества, обучения выращиванию ценных сельскохозяйственных культур, работе в лесном и рыбном хозяйстве, на животноводческих фермах, на пчелопасеках, в сфере обслуживания, строительстве и других отраслях.
Формирование эстетической культуры личности Ответ: Перечислим основные пути воспитания эстетической культуры личности школьника:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|