Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания.




1.1.1.1.1.1.1 Надо сделать так, чтобы учащиеся переживали красоту нравственных поступков человека.

8. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо петь, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.


 

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни учащихся.

Ответ:

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производи­тельном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

физическое воспитание выступает как многогранный процесс организа­ции активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся направленной на укрепление потребности в занятиях физической культу. рой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие фи­зических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание.

С этой точки зрения важное значение в содержании физическо­го воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом, и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью со­вершенствования своих физических сил и общей работоспособнос­ти, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспита­ния является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общест­венном значении физкультуры и спорта и их влиянии, на всестороннее раз­витие личности. Такие знания расширяют умственный и нравствен­ный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механиз­мах воздействия физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способ­ностей.

Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разум­ного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, со­блюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиеничес­ких правил в школе.

Весьма важной содержательной частью физического воспита­ния является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у уча­щихся физических способностей и стремления, к занятиям различными ви­дами физкультуры и спорта.

Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою конкретизацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время. Содержание и вся работа по физическому воспи­танию в школе должна направляться в конечном итоге на «гармо­ничное развитие форм и функций организма человека… всесторон­нее совершенствование физических способностей, укрепление здо­ровья, обеспечение творческого долголетия... людей.., воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности.., содействие развитию интеллекта»[1].


 

 

Воспитательный коллектив, его структура и динамика становления

Коллектив (от лат. сollectivus — «собирательный») есть такое объединение людей, жизнь и деятельность которого основана на общих, социально значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей. Только в коллективе возникает единство, гармония личных и общественных целей и интересов, гармония деловых и межличностных отношений. В отличие от корпорации, коллектив живет по принципу: «Мы хорошие — все хорошие». Коллективом может быть школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, спортивная секция, армейское подразделение и т. п. Но человеческое объединение не становится коллективом автоматически: требуется длительная воспитательная работа.

Учебно-воспитательный коллектив выступает одновременно как цель и как средство воспитания. Он выполняет следующие функции:

· стимулирующую — активизирует общественно полезную деятельность учащихся (учебную, трудовую и т. д.), регулирует их взаимоотношения и поведение;

· организационную — способствует включению всех учащихся в совместную общественно-полезную деятельность;

· собственно воспитательную — является носителем определенной системы ценностей, которые в большей или меньшей степени разделяются всеми членами коллектива.

В любом воспитательном коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры.

Внешняя структура воспитательного коллектива школы включает:

1) первичные коллективы, объединяющие учащихся одного возраста (классы, группы);

2) временные коллективы, объединяющие учащихся по интересам во внеурочное время (факультативы, кружки, спортивные секции, студии);

3) педагогический коллектив, который также может делиться на первичные коллективы – методические объединения (кафедры), временные творческие группы;

4) коллектив, объединяющий технический персонал школы.

Внутреннюю структуру воспитательного коллектива школы составляют:

1) система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися и педагогами в процессе совместной деятельности. Это отношения взаимозависимости и соподчиненности (субординации), например: учитель — ученик, ученик — ученик, староста класса — ученик, директор — учитель;

2) система межличностных (неформальных) отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичной деятельности (приятельские отношения, отношения дружбы, любви, вражды и т. д.). В системе неформальных отношений важную роль играют «малые группы» (компании) и их лидеры.

В своем развитии воспитательный коллектив проходит три этапа, выделенных в свое время А.С. Макаренко. Критерием выделения этих этапов является отношение воспитанников к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия — начало оформления коллектива. Коллектив только начинает создаваться, и требования к его членам предъявляет сам педагог. Эти требования должны быть безапелляционными, логически обоснованными и очевидно справедливыми для детей.

На данной стадии педагог также разъясняет цели и задачи совместной деятельности, изучает личность каждого воспитанника. Общим положительным фоном должны быть мечты, задумки, перспективы

Вторая стадия — укрепление коллектива. Выделяется актив (ядро) группы, то есть учащиеся, которые не только поддерживают требования педагога, симпатизируют его программе и его личности, но и предъявляют эти требования другим членам коллектива. Другими словами, актив становится проводником влияния на массу. Кроме актива, имеются также резерв актива и группа новичков.

Третья стадия — организованный воспитательный коллектив. Характеризуется сложившимся самоуправлением, в которое включаются все воспитанники. На этой стадии требования предъявляет весь коллектив посредством развитого общественного мнения. Повышаются требования каждой личности к себе и требования всего коллектива к каждой личности. Складываются положительные традиции, символика, возникают продуктивные связи с другими коллективами.

Интегральной характеристикой коллектива является уровень его развития (зрелости), который можно диагностировать по таким показателям, как:

1) сплоченность коллектива, выражающаяся в совпадении оценок, которые дают его члены значимым объектам;

2) организованность коллектива, то есть его способность сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределенных, трудных (например, ситуация внешней угрозы, или уход педагога, создавшего данный коллектив);

3) ответственность — определяется тем, насколько добровольно относятся члены коллектива к выполнению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны руководителя, а также насколько они готовы по собственной инициативе выполнять какие-либо новые работы, формально не входящих в их обязанности;

4) эмоциональная идентификация — выражается в способности коллектива к сопереживанию с любым его членом;

5) сработанность коллектива — проявляется как эффект взаимодействия его членов, характеризующийся максимально возможной продуктивностью совместной работы на фоне достаточной субъективной удовлетворенности;

6) интеллектуальная коммуникативность — способность договариваться, то есть определять общие позиции, принимать групповые решения.


 

Принципы семейного воспитания. Содержание и формы взаимодействия семьи и школы.

Ответ: Семья — первичная ячейка многогранных человеческих отношений — хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:

1) хозяйственно-экономическая, предусматривающая ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

2) репродуктивная, связанная с рождением и выращиванием детей;

3) воспитательная, направленная на создание условий для личностного формирования и развития детей, передачу им социального опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений, оказание морально-психологической поддержки каждому члену семьи;

4) коммуникативная, организующая внутрисемейное общение, взаимосвязи с другими людьми, семьями и социальными группами;

5) рекреативная, направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

Существует несколько вариантов классификации семей, обусловленных разными критериями:

· по количеству детей — бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

· по составу — однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети живут под одной крышей);

· по структуре — полные и неполные;

· по характеру взаимоотношений — благополучные и неблагополучные.

Правильное воспитание невозможно в таких семьях, где дети становятся свидетелями разлада между родителями, безнравственного отношения отца или матери. А.С. Макаренко много писал о проблеме разводов. «…Если у вас есть двое ребят и вы разлюбили вашу жену и полюбили другую, потушите ваше новое чувство. Плохо, трудно, но вы обязаны потушить»3, — дает он категорический совет. Макаренко считал, что мать и другие родственники не должны культивировать в ребенке чувство любви к отцу, оставившему семью (за исключением тех редких случаев, когда остается дружба, помощь в полной мере). Если же отец, бросивший семью, «только издали следит, не помогая, не отвечая ни за что, я бы таких отцов судил уголовным процессом, они страшный вред приносят своим детям»4, — писал А.С. Макаренко. Отца-алиментщика Макаренко считает врагом ребенка; мать хорошо сделает, если сможет отказаться от алиментов. Если у матери появится новый муж, ребенок должен называть его отцом.

И.Ф. Харламов дополняет эти советы следующими условиями успешного семейного воспитания:

— осознание родителями целевых установок воспитания;

— побуждение ребенка, подростка к работе над своим личностным развитием;

— развитие у ребенка здоровых духовных потребностей и интересов;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Родители должны любить своих детей. Но в чем суть родительской любви? В.А. Сухомлинский называет три вида уродливой родительской любви:

1) любовь умиления (это инстинктивная, неразумная любовь, когда родители восторгаются ребенком, не задумываясь над тем, каковы его поступки, и в результате ребенок не знает удержу своим желаниям);

2) любовь деспотическая (ее атрибуты — дефицит ласки, попреки, назойливые замечания, жесткое требование учиться только на «отлично» и т. п.);

3) любовь откупа (родители считают, что их долг состоит лишь в том, чтобы удовлетворить материальные потребности детей, таким детям незнакома участливость, забота; в результате они вырастают эмоционально невежественными людьми).

Родители воспитают своего ребенка гражданином только если сами являются настоящими, общественно активными гражданами.

В хорошей семье, оказывающей благотворное влияние на детей, господствует дух сотрудничества, трудолюбия, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения; это содействует формированию человека прямого, открытого, всегда готового прийти на помощь другому.

Воспитательный потенциал семьи увеличивает связь школы с семьей, которая осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы. Еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

«Многолетний анализ процесса воспитания во многих школах нашей страны, обобщенный на занятиях школы педагогической культуры, привел нас к выводу, что педагогические убеждения, взгляды родителей — это результат целенаправленной работы педагогического коллектива и актива родителей» 1, — пишет В.А. Сухомлинский.

Коллективные формы взаимодействия семьи и школы:

1. Родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Они бывают общешкольные и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в четверть. На них подводятся итоги работы школы за определенный период, обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях более подробно анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, происходит обмен опытом воспитания детей в семье.

Повестка дня не должна сводиться лишь к вопросам успеваемости и дисциплины. На родительских собраниях надо ставить конкретные вопросы жизни и воспитания детей в семье: как отправлять ребенка в школу (для родителей первоклассников), как организовать режим дня учащихся разных возрастов, особенности воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников, как приучить детей к труду, организовать их досуг в семье, как укреплять родительский авторитет и др.

К родительскому собранию нужно готовиться: организовать выставку творческих работ учащихся за четверть, подготовить небольшие доклады, посвященные знаменательным датам, научным открытиям и т. д.

Педагогический такт. Родительское собрание не должно превращаться в судилище над родителями «трудных» учеников. Классный руководитель должен сделать так, чтобы родители не опасались доверить ему любую информацию о своих детях. Родители нуждаются в квалифицированном совете, а не в поучениях, упреках и жалобах на детей.

2. Родительские комитеты — участвуют в управлении школой и решают следующие вопросы: устанавливают обратную связь «родители → школа»; помогают классному руководителю в организации родительских собраний, обмена опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

На своем примере работы классным руководителем я убедился, какую серьезную помощь в работе с классом может оказать хорошо подобранный родительский комитет.

3. Педагогические лектории — организуются с целью ознакомления родителей с основами теории и методики обучения и воспитания детей. Лектории проводятся в форме лекций, докладов.

4. Университеты психолого-педагогических знаний — отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия, «круглые столы» по обсуждению материалов периодической печати, обмен опытом.

5. Научно-практические конференции для родителей — проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта воспитания. Школе для проведения такой конференции желательно пригласить ученого-педагога (специалиста по проблемам воспитания) или ученого-психолога из ближайшего вуза или ИПК.

Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы:

1. Психолого-педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении таких консультаций родители должны получить у психолога, социального педагога, классного руководителя конкретные советы по улучшению семейного воспитания.

Кстати, А.С. Макаренко был категорически против вызовов родителей в школу. Он считал, что коллектив компетентных педагогов сам может решить большинство возникающих проблем.

2. Посещение семей – имеет своей целью не только диагностику условий проживания ребенка, но и оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания.

3. Педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Среди родителей, дедушек, бабушек есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войны и труда, известные спортсмены и ударники труда, престо люди, влюбленные в свою профессию или свое хобби. Такие родители могут организовать различные кружки и секции, провести для детей беседы, лекции, экскурсии.

Особой формой взаимодействия семьи и школы является формирование культуры семейных отношений у школьников. Большим подспорьем здесь окажется факультативный курс «Этика и психология семейной жизни», цель которого — формирование у юношей и девушек моральной готовности к материнству, к отцовству. Эта готовность проявляется, прежде всего, в долге.


 

Социальное воспитание. Роль детских и молодёжных общественных объединений в процессе формирования личности.

Ответ: Помимо семьи и школы, к важнейшим фактором воспитания относятся социум, то есть общество в целом и его отдельные институты (СМИ, политические партии, общественные объединения, массовые движения, благотворительные фонды, религиозные общины, национальные и профессиональные субкультуры и т. п.), а также микросоциум, то есть ближайшее социальное окружение, в котором протекает жизнь человека.

Влияние социума и микросоциума на личностное формирование и развитие человека называется социальным воспитанием (в отличие от государственного или семейного воспитания).

Социальное воспитание было широко распространено в царской России во второй половине XIX века. В СССР социальное воспитание было уничтожено большевиками в первые годы советской власти, и на первое место вышло государственное воспитание. На Западе, наоборот, социальное воспитание очень развито, и прежде всего его объектом становятся жертвы социализации – мигранты, инвалиды, лица, пострадавшие от семейного и сексуального насилия, лица с отклоняющимся поведением, члены неформальных группировок, заключенные и т. д. (как дети, так и взрослые).

В Беларуси и других странах бывшего СССР возрождается социальное воспитание путем создания служб занятости, органов по делам семьи и молодежи, учреждений опеки инвалидов и престарелых, приюты для бездомных детей, но это в большинстве государственные учреждения, функционирующие на бюджетные деньги. Общественной инициативы, движущей эти процессы, пока нет.

Проблемы социального воспитания изучает особая отрасль науки о воспитании — социальная педагогика.

Микросоциум не имеет четких границ. Это может быть село, поселок, малый город. Для маленьких детей границы микросоциума ограничиваются одним двором, для младших школьников – квартал, для старших школьников – микрорайон.

Влияние микросоциума зависит от его характеристик и характеристик самого человека. Важнейшая характеристика микросоциума – сложившийся в нем социально-психологический климат. Он определяется соотношением числа жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминальных групп и структур, активностью населения, мерой взаимопомощи.

Степень влияния микросоциума на социализацию конкретного человека зависит от степени включенности этого человека в жизнь микросоциума (в селе она намного выше, чем в городе, благодаря чему у городских детей в меньшей степени выражена коллективистская направленность, выше автономность личности).

Привлечение общественности к воспитанию детей. Воспитанием детей должны заниматься общественные организации (БРСМ, профсоюзы), родительские комитеты при школах, домоуправлениях, советы содействия школе на предприятиях и в учреждениях.

Всем хорошо известны роль и значение художественной литературы, кино, театра, радио и телевидения как мощного фактора воспитательного воздействия.

Наконец, мы не можем забывать огромном воспитательном влиянии природной и социальной среды, всего уклада жизни общества.

В процессе учебно-воспитательной работы следует учитывать влияние окружающей среды и стремится изменить ее в нужном направлении.

Клуб «Молодая семья» на предприятии, по месту жительства.

Кружки и целые научные общества для школьников могут быть созданы при библиотеках. При НИИ.

Детские клубы при ЖЭСах. Конкурсы «Чей двор лучше?». Советы микрорайона.

На предприятиях, в колхозах и совхозах могут быть созданы комиссии содействия школе. Задачи комиссий — помощь подшефным школам в пополнении учебного оборудования, в проведении трудового обучения и профессиональной ориентации, организации праздников и вечеров, в работе кружков, студий, организации встреч с ветеранами войны и труда, передовиками производства и т. п.

Шефство передовой производственной бригады над «трудным» классом местной школы.


 

Педагогическая диагностика в процессе воспитания школьников.

Ответ: Педагогическая диагностика – это выяснение всех обстоятельств протекания педагогического процесса, точное определение его результатов.

Педагогическая диагностика – необходимая составная часть как процесса обучения (дидактическая диагностика), так и процесса воспитания.

Целью дидактической диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.

Дидактическая диагностика включает диагностику обученности (т.е. последствий, достигнутых результатов) и диагностику обучаемости. Диагностика в воспитании соответственно включает диагностику воспитанности и диагностику воспитуемости.

Обученность (успеваемость) рассматривается как достигнутый учащимся на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели обучения.

Обучаемость (способность к учению) – это способностьучащегося овладевать заданным содержанием образования. Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие: 1) потенциальные возможности учащегося (восприимчивость, готовность к умственному труду, сформированность умственных действий); 2) фонд действенных знаний – тезаурус (широта знаний, общая эрудиция, языковое развитие); 3) обобщенность мышления; 4) темпы усвоения знаний.

Дидактическая диагностика – более широкое понятие, чем традиционный контроль знаний, умений учащихся. Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностика включает в себя контроль, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.


 

Самовоспитание учащихся и его педагогическое стимулирование

Ответ: Самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попытался выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап

работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно

судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это

наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования

личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда,

когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и

методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


 

Педагогически запущенные учащиеся и индивидуальный подход к их воспитанию.

Ответ: Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная, категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех подростков и старших школьников (среди младших школьников их значительно меньше), которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Все это представляет препятствия для нормальной организации учебно-воспитательного процесса, учителя испытывают затруднения (иногда значительные) в работе с этими детьми, а иногда остро переживают свою кажущуюся беспомощность.

Диапазон поступков, на основании которых подростков и старших школьников считают трудными, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости, лихачества) до наличия явно асоциальных форм поведения и проступков типа правонарушений и даже преступлений.

«трудный школьник» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. «Трудный» — не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более «безнадежный». «Трудный» — это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании.

Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться, индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к учащимся, умение предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект.

Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учет индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин (мотивов) поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка? Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки-одноклассницы.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение (иногда бывает достаточно укоризненного взгляда), на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя.

Остановимся на самых распространенных недостатках поведения и отрицательных проявлениях личности школьника. Ведь трудные дети — это дети упрямые, недисциплинированные, грубые, лживые, ленивые. Покажем возможные причины этих недостатков.

Индивидуальный подход предполагает особое внимание к учащимся с так называемыми аффективными формами поведения, возникающими под влиянием различных причин. Главная из них — неуспех в учении, конфликт с учителем или коллективом или своеобразный конфликт между уровнем притязаний (основанный на преувеличенной самооценке) и тем местом, которое ученик фактически занимает в коллективе, т. е. притязания школьника значительно превышают его возможности (исследования М. С. Неймарк).

Подчеркнем хорошо известное (но не всегда принимаемое во внимание) положение: индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого даже «самого трудного» ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции (пусть даже при неприемлемых формах их выражения), на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение школьника, поощряя положительные поступки, учитель легче может добиться своей цели.

Индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного в педагогическом отношении школьника предполагает предварительную разработку своеобразного плана воспитательных мероприятий, составляемого воспитателем, классным руководителем на основе серьезного изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Одна из наиболее существенных причин — неблагополучие в семье. Здесь имеется в виду не только стиль семейного воспитания — деспотический, основанный на подавлении, или, наоборот, свободный; стиль суровый, аскетический или тепличный, изнеживающий, когда ребенка освобождают от забот и обязанностей; стиль, основанный на равнодушии и безразличии к судьбам детей.

Одна из наиболее разработанных систем принадлежит А. И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей, оговаривая, что данная типизация, как и вообще всякая типизация, условна: 1) дети с нарушениями в сфере общения, 2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные), 3) дети с односторонним умственным развитием, 4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...