Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма организации обучения (иначе: организационная форма обучения) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.




Общие формы организации обучения. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.

фронтальная (общеклассная) форма работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.

результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся.

групповая форма организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами). Разновидности групповой формы организации обучения: звеньевая, бригадная, кооперативно-групповая и дифференцированно-групповая. Звеньевая форма организации обучения предполагает работу постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенных заданий. Кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма работы имеет ту особенность, что постоянные либо временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями.

Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса.

 

 

К основным (обязательным) формам организации обучения в современной школе, помимо урока, относятся учебные экскурсии, занятия по трудовому обучению в школьных мастерских и на производстве, домашняя работа учащихся, а в школах-интернатах самоподготовка.

 

1. Учебная экскурсия — это форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или ее искусственное воссоздание (оранжерея, музей) в тесной связи с изучаемым программным материалом. Для этой формы учебных занятий характерны высокая степень самодеятельности учащихся, наглядность и предметность в обучении.

2. Занятия по производственному обучению. В I–IX классах проводятся в форме урока. Кроме того, учащиеся проходят летнюю производственную практику. Учащиеся X–XI классов один день в неделю посещают учебно-производственный комбинат (УПК) или осваивают начала какой-либо рабочей профессии на базе местного производственного предприятия (колхоза, совхоза).

3. Домашняя работа учащихся принципиально отличается от классной работы прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; Правильно организованное выполнение домашних учебных заданий — одно из эффективных средств повышения успеваемости школьников.

4. Самоподготовка. Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и группах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки, которой руководит учитель или воспитатель. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха или прогулки); учащиеся могут обратиться за помощью к педагогу; можно мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь. Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.

5. Урок

6. Экзамены

 

Дополнительные и стимулирующие занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях и навыках, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

1. Консультации, в отличие от дополнительных занятий, проводятся эпизодически, по мере необходимости.

2. Факультативы. После Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования факультативные занятия в школах стали основной формойдифференциации обучения. Их основная задача – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Различают факультативы предметной, общеразвивающей и профориентационной направленности.

3. Ученические конференции – комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной (под руководством учителя) поисковой деятельности учащихся по какому-либо разделу программы. Конференция, как никакая другая форма внеклассной работы, формирует личностный аспект восприятия знаний, способствует формированию культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. Ученические конференции требуют большой и длительной подготовительной работы (анализ литературных источников, проведение наблюдений, экскурсий, постановка опытов, и т. п.). Характерная черта конференции как формы обучения – подготовка и чтение учащимися докладов, сообщений. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

4. Занятия в кружках и клубах по интересам, а также в спортивных секциях, предполагают, так же как и факультативные занятия, определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая, клубная и секционная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...