Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивационно-ценностная включенность группы как форма психологической помощи в условиях социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних




Елизаров С.Г. (г.КУРСК)

 

Изменение социально-экономических отношений в современной России породили ряд процессов и явлений в среде несовершеннолетних связанных с безнадзорностью и бродяжничеством, совершением несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений, детским пьянством и наркоманией. Наиболее чувствительными и незащищенными в сложившейся ситуации оказались подростки и юноши. Необходимость преодоления данных негативных явлений вызвала к жизни особые социальные институты, главной деятельностью которых стала социальная реабилитация несовершеннолетних. Важное место в системе работы таких учреждений (как правило это социально-реабилитационные Центры) занимает оказание квалифицированной комплексной психолого-педагогической помощи детям разных возрастных категорий, оказавшихся в силу обстоятельств в трудной, а иногда и в экстремальной жизненной ситуации.

В ГУССОНСО «Курский областной социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» одной из форм психологической помощи данной категории подростков и юношей является формирование у реабилитационных групп воспитанников мотивационно-ценностной включенности в систему социально-реабилитационного Центра осуществляемую по разработанной нами программе.

Мотивационно-ценностная включенность группы в социальную систему понимается нами как сложное динамическое социально-психологическое свойство группы, направленное на обогащение направленности ее активности, оптимизацию ее совместной деятельности с более широкой социальной средой (социальной системой Центра) и оптимизацию ценностно-ориентационной структуры входящих в группу индивидов с ценностями этой социальной системы. Мотивационно-ценностная включенность обеспечивает устойчивое и относительно независимое от ситуации влияние на характер совместной деятельности реабилитационной группы с социальной системой, а также является условием формирования групповой направленности активности.

Реализуемая в ГУССОНСО «Курский областной социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» программа формирования мотивационно-ценностной включенности реабилитационных групп воспитанников в систему социально-реабилитационного Центра является элементом общей программы психолого-педагогической помощи реабилитационным группам и входящим в них воспитанникам.

Целью программы формирования мотивационно-ценностной включенности реабилитационной группы в систему социально-реабилитационного Центра является оптимизация взаимоотношений реабилитационной группы с социальной системой реабилитационного Центра и посредством этого снижение негативного влияния неорганизованной и неструктурированной социальной среды на реабилитационную группу и личности ее членов.

Разработанная экспериментальная технология формирования мотивационно-ценностной включенности реабилитационной группы включает в себя как непосредственное, так и опосредованное воздействие на группу осуществляемое по следующим основным направлениям:

· психодиагностическое обследование реабилитационной группы и составляющих ее подростков и юношей для выявления личностного и группового ее потенциала;

· организация совместной деятельности реабилитационной группы с другими группами Центра и с самим коллективом Центра;

· непосредственное коррекционное воздействие на группу и личности ее составляющие в рамках занятий в форме специально созданной нами программы психологического тренинга;

· консультирование педагогического коллектива Центра.

Психодиагностическое обследование реабилитационной группы осуществлялось автором и подготовленными психологами Центра по разработанной нами программе диагностики мотивационно-ценностной включенности группы в социальную систему, включающей в себя как опросные методики, так и приборы модели совместной деятельности. Полученные в процессе диагностики результаты являлись с одной стороны основанием для составления индивидуального плана реабилитации группы и личностей подростков и юношей ее составляющих. С другой стороны результаты рассматривались нами как исходные и итоговые для реализации плана формирования мотивационно-ценностной включенности группы в социальную систему как одного из элементов общего реабилитационного процесса в Центре.

Непосредственное коррекционное воздействие на реабилитационную группу и входящих в нее подростков и юношей осуществлялось по разработанной нами программе социально-психологического тренинга направленного на формирование у группы установочных компонентов включенности. В процессе проведения тренинга решались также задачи формирования соответствующих групповых мотивов и на их основе групповых и индивидуальных ценностей, адекватных ценностям реабилитационной социальной среды и противоположных существующим мотивам и ценностям данной категории подростков и юношей.

Организация совместной деятельности реабилитационной группы с другими группами Центра и с самим коллективом Центра была направлена на формирование поведенческих и деятельностных компонентов мотивационно - ценностной включенности реабилитационной группы в социальную систему Центра. В ходе ее реализации также решались задачи формирования соответствующих групповых мотивов и на их основе групповых и индивидуальных ценностей. Организация совместной деятельности была построена на создании условий межгруппового взаимодействия реабилитационных групп как между собой (по горизонтали) так и реабилитационной группы с коллективом самого Центра (по вертикали). Межгрупповое взаимодействие по горизонтали осуществляется через создание различных ситуаций межгруппового взаимодействия между реабилитационными группами. Межгрупповое взаимодействие по вертикали реализовывалось в таких, например формах как совместная деятельность реабилитационной группы с группой педагогов, представляющей реабилитационный Центр, совместная деятельность реабилитационной группы со сборной Центра, состоящей из педагогов и воспитанников и т.д. Ряд ситуаций имел характер соревнования с использованием, в том числе, приборов–моделей совместной деятельности («Арка», «ГСИ-7») по специально разработанным процедурам. Важное место в организации совместной деятельности реабилитационных групп и коллектива Центра играет также сама развивающая социальная среда Центра - «социальный оазис», в своей повседневной жизнедеятельности использующая ряд определенных приемов воспитательной работы, ориентирующих на интенсификацию взаимодействия социальной системы с входящими в нее учебными группами и являющейся контрастной той социальной среде, которая привычна для подростков и юношей, входящих в коррекционные группы.

Консультирование педагогического коллектива Центра (психологов, социальных педагогов) осуществляется по разработанной программе и направлено на овладение ими системой знаний, умений и навыков необходимых для осуществления психолого-педагогической коррекции реабилитационных групп и составляющих их подростков и юношей. Консультирование осуществляется, в том числе и сотрудниками кафедр психологии и педагогики Курского госуниверситета и Курского госмедуниверситета. Важное место в консультировании занимает овладение специалистами, непосредственно реализующими реабилитационный процесс, способами формирования мотивационно-ценностной включенности группы в социальную систему реабилитационного Центра, осуществляемое как в форме индивидуальных консультаций, так и в групповых формах (семинары, отработка навыков в процессе проведения тренингов и т.д.).

Проводимый нами мониторинг позволил установить значимые изменения как показателей мотивационно-ценностной включенности реабилитационных групп, так и более высокую эффективность всего процесса реабилитации в реабилитационных группах подростков и юношей.

Таким образом, реализуемая нами программа формирования мотивационно-ценностной включенности реабилитационной группы в социальную систему позволяет рассматривать ее в качестве перспективной формы психологической помощи в условиях социально-реабилитационного Центра.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...