Дудорова Л.Ю. (Москва), Кондрат Е.Н. (Санкт-Петербург)
В отечественной психологии проблеме девиантности, несмотря на ее актуальность, до сих пор незаслуженно отводится мало внимания многие работы, по мнению Н.П. Фетискина (2007), носят стереотипный характер и не отражают динамику и мотивационную основу современных девиантно-аддиктивных форм молодежного поведения. К числу мало разработанных направлений, несомненно, следует отнести гендерные проявления девиантности. До недавнего времени девиантное поведение считалось уделом мужских проявлений. Сложившийся социальный стереотип о превалировании противоправного поведения в мужских группах, сегодня далеко не универсален. Многие преступления, включая уголовные, ныне совершаются женщинами, начиная с подросткового возраста. Общественные институты сегодня не готовы к профилактике женской делинквентности. В то же время частичность рассмотрения отдельных аспектов делинквентности в социологии, криминологии, девиантологии, аддиктологии и психологии затрудняет ее изучение как самостоятельной научной области. Вследствие этого, фрагментарные и разобщенные факты в различных дисциплинах не способствуют целостному осмыслению ее природы, механизмов, методов диагностики и профилактики. Решению некоторых из выше указанных вопросов и посвящена настоящая статья. Работа выполнена на базе костромских вузов. Всего в исследовании было занято 120 человек: 60 юношей и 60 девушек. В ходе первого этапа эмпирического исследования доминантных девиантных проявлений, определяемых по методике АНОрла, у студентов была выявлена следующая иерархия девиаций: аддиктивное поведение (28,0 %), самоповреждающее поведение (22,0 %), аффективно-деструктивное поведение (19,0 %), агрессивность и склонность к насилию (12,0 %).
На втором этапе основное внимание было отведено изучению некоторых проявлений гендерных девиаций в молодежной среде. Результаты исследования мужских групп показали преобладание у них признаков неуправляемой эмоциональной возбудимости, импульсивности (53,0 %). Наибольшие проявления этой девиации отмечались у студентов IV (80,0 %) и III курса (50,0 %), а наименьшие – у студентов выпускных курсов (10,0 %). В женских группах признаки неуправляемой импульсивности наблюдались лишь в 30 % случаев. Однако в отличие от мужских группу женщин проявления данной девиации носили последовательно нарастающий характер и выражались соответственно у студентов III, IV, V курсов в следующих значениях: 10,0 %, 30,0 %, 50,0 %. Высокий уровень импульсивности отмечался лишь у студентов III курса (5,0 %). Анализ гендерных аддиктивных результатов подтвердил выше указанную закономерность. Так, алкогольной аддиктивности в большей мере подвержены юноши III курса (80,0 %), IV курса – 60,0 %, V курса – 50,0 %. Никотиновая зависимость проявлялась у студентов III, IV, V курсов соответственно на уровнях 100,0 %, 60,0 %, и 70,0 %. Наркотической зависимости в данной мужской выборке отмечено не было, но большинство студентов хотя бы один раз пробовали наркотик. 70,0 % таких студентов являлись третьекурсниками, 50,0 % обучались на IV курсе, 40,0 % – на V курсе. Основным мотивом служило – повышение настроения. Алкогольная аддиктивность у женщин встречалась значительно реже и выражалась у студенток III, IV, V курсов в следующих количественных значениях: 60,0 %, 50,0 %, 30,0 %, а никотиновая аддиктивность выражалась соответственно – 80,0 %, 70,0 %, 50,0 %. Однократная наркотическая дегустация встречалась у студенток III, IV, V курсов соответственно в 60,0 %, 60,0 %, 40,0 %. Таки образом, полученные нами данные позволяют говорить о наличии гендерных различий в проявлении девиантных форм поведения. Выявленные различия проявлялись как на количественном, так и на качественном уровне. У юношей отмечались самые высокие проявления неуправляемой эмоциональной импульсивности и аддиктивности (80,0-100,0 %). У девушек эти показатели располагались в диапазоне 40,0-60,0 %. Динамика девиантных проявлений независимо от гендерных различий носила нисходящий характер. Их максимальные значения наблюдались у третьекурсников, а минимальные – у выпускников.
В заключении хотелось бы отметить и тот факт, что, несмотря на выявленные различия в проявлении гендерных девиаций, следует отметить их относительно высокую выраженность у женщин. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ Дулина Г.С. (Ярославль)
Комплексное исследование экономической социализации старших подростков, проводимое в течение 2005-2007 гг. в ряде школ г. Чебоксары показывает, что познать сущность самого процесса экономической социализации невозможно без анализа основных механизмов этого процесса, без учёта внешних и внутренних детерминант, обуславливающих успешность формирования экономического сознания и поведения учащихся, их деловых и личностных качеств, пригодных для рыночных отношений. До недавнего времени изучение экономической социализации и её механизмов находилось вне исследовательского поля многих учёных. Лишь в последние годы проблемы экономической социализации подрастающего поколения стали предметом внимания психологов, экономистов, социологов, педагогов. Можно сказать, что только сейчас, с развитием в стране рыночных отношений и стабилизацией экономики, дошла очередь до применения экономического среза общей социализации детей и подростков, появления первых попыток осмысления основных механизмов экономической социализации учащихся. В этом плане необходимо отдать должное сотрудникам Владимирской школы экономической психологии, учёным Калужского, Брянского, Иркутского, Чувашского госуниверситетов, сделавших первые шаги в изучении этапов, уровней, механизмов, закономерностей процесса экономической социализации. Новизна этой тематики для отечественных учёных оборачивается тем, что освещение механизмов экономической социализации зачастую осуществляется вне конкретной экономической ситуации развития детей и подростков, вне связи с той материально-бытовой обстановкой и сферой общения подростков, которые и обуславливают функционирование этих механизмов. Получается, что механизмы экономической социализации существуют сами по себе (на уровне теоретического анализа), а рынок и рыночные отношения находятся в стороне от этих механизмов. Свидетельством данного положения дел в этой сфере является отсутствие добротных прикладных исследований, позволяющих соединить теорию и практику в единое целое, дающих более полное представление о глубине и масштабах экономической социализации конкретных групп российского общества.
Как показывают результаты формирующего эксперимента, некоторые учителя (по данным опроса) полагают, что экономическая социализация детей осуществляется самопроизвольно под влиянием макроэкономических условий жизни общества, в силу чего нет особой необходимости организовывать экономический всеобуч учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе те или иные механизмы экономической социализации старших подростков. По их мнению, социальные институты (семья, школа, вуз, трудовые коллективы, СМИ) и общество в целом во многом определяют темпы экономической социализации учащихся, в силу чего нет особой необходимости и надобности вмешиваться в данный процесс. Ошибочность такой позиции определяется тем, что многие учителя-предметники преувеличивают роль внешних экономических детерминант в системе школьного обучения и воспитания, упускают из виду внутренние резервы развития личностных качеств учащихся, тесно связанных со сферой общения и механизмами экономической социализации. Между экспериментальной группой, где в качестве испытуемых выступали 66 подростков 8-9-х классов средних общеобразовательных школ № 39 и № 45 (обозначенные нами как группа подростков-"девиантов"), и контрольной группой — 124 учащихся 8-9 классов гимназии № 1 (обозначенные нами как группа подростков-"норма"), наблюдаются существенные различия в темпах экономической социализации. Эти различия определяются различными объективными и субъективными факторами жизнедеятельности испытуемых (материальным благосостоянием и составом семьи, успеваемостью, особенностями когнитивно-познавательной, коммуникативной, аффективной, характерологической и волевой сферами подростков), а также другими возрастными и психологическим особенностями данного возраста. Но к числу важных факторов, которые наиболее заметно проявляются на уровне учебно-воспитательного процесса, системы формальных и неформальных отношений подростков, целесообразно отнести различную степень учёта и использования социально-психологических механизмов экономической социализации.
Несмотря на определённые различия в темпе экономической социализации, и в контрольной, и в экспериментальной группах довольно значимо проявляются следующие механизмы экономической социализации: адаптация, идентификация, индивидуализация, интеграция, рефлексия, убеждение, подражание, внушение, заражение, антиципация, имитация и ряд других массовидных социально-психологических явлений. К сожалению, в возрастной и педагогической психологии экономический срез вышеперечисленных механизмов не делается и они по-прежнему рассматриваются многими учёными в рамках общей социализации детей и подростков. И, как уже отмечалось, пионерами в освещении социально-психологических механизмов экономической социализации являются представители социальной и экономической психологии. Не останавливаясь на освещении всех вышеперечисленных механизмов экономической социализации, рассмотрим лишь некоторые особенности экономико-психологической адаптации на уровне контрольной и экспериментальной групп исследуемых подростков. Результаты формирующего эксперимента показывают, что в контрольной группе (подростки группы "норма" гимназии № 1) по сравнению с подростками группы "девианты", наблюдаются факты более быстрой экономико-психологической адаптации. Суть данного механизма заключается в приспособлении учащихся данной гимназии к экономическим нормам и правилам поведения, диктуемых ближайшей микросредой (семьёй, школой и другими социальными институтами общества). Экономико-психологическая адаптация (в условиях учебно-воспитательного процесса) представляет собой один из механизмов вхождения личности в мир рыночных отношений, приобретения элементарных экономических знаний и правил социального поведения, приспособление их к нормативным требованиям общества. На уровне контрольной и экспериментальной групп довольно чётко проявляются два вида экономико-психологической адаптации: позитивная адаптация, связанная с элементами экономической социализации, и негативная — обусловленная приспособлением подростков к элементам экономической асоциализации. Первый вид отражает конструктивные нормы адаптивного поведения подростков, второй вид — неконструктивные нормы адаптивного поведения. Конструктивные нормы адаптивного поведения обусловлены приверженностью учащихся к удовлетворению нормативных потребностей и интересов, неконструктивные — к удовлетворению ненормативных потребностей. Расширение сферы приобщения подростков группы "девианты" и ненормативным потребностям обуславливает появление процесса экономической дезадаптации, приводит некоторых учащихся к совершению экономических преступлений.
С учётом направленности ценностных ориентаций, установок, мировоззренческих позиций подростков, психодиагностики их самооценок, уровня притязаний, локуса контроля и других индивидуально-психологических и групповых характеристик испытуемых, мы подразделили экономико-психологическую адаптацию на добровольную, основанную на процессах экономического образования, воспитания и самовоспитания, и принудительную, когда подростки сознательно игнорируют правила экономического поведения в обществе и ориентируются в основном на элементы экономической асоциализации (приобщение к курению, алкоголю, наркотикам, к различным видам экономических преступлений). В последнем случае, подростки группы "девианты" нуждаются в расширении масштабов не только процесса воспитания, но и перевоспитания, что представляет сейчас наибольшую трудность в учебно-воспитательном процессе многих общеобразовательных школ. Результаты исследования показывают, что различия в реализации механизмов экономической социализации (экономической идентификации, индивидуализации, интеграции, рефлексии и др.) обуславливают различия в темпах и глубине стадиального развития экономико-психологической адаптации подростков группы "девианты" и подростков группы "норма". На первой стадии — стадии знакомства и приспособления подростков к основным элементам экономического взаимодействия людей (деньги, товар, цена, прибыль, конкуренция, частная собственность, обман, рэкет и др.) испытуемые контрольной группы быстрее осознавали их значимость в практической жизни, тем самым делая значительный вклад в развитие своего экономического сознания и нормативного поведения, тогда как у подростков группы "девианты" довольно чётко проявляются элементы ригидности мышления, заниженной самооценки, ориентация на мотивацию "избегания неудачи". На второй стадии у подростков происходит осознание социальной роли в системе экономического взаимодействия на уровне семьи, школы, референтных групп и др. К числу таких позиций социального поведения следует отнести роль потребителя, иждивенца, "транжиры", "скупердяя", "рубахи парня" и др. Эти роли позволяют лучше приспосабливаться к требованиям друзей, приятелей, членов референтных групп, семьи, учителей и других значимых людей. Третья стадия — это стадия самоутверждения личности подростка. На уровне контрольной и экспериментальной групп процесс самоутверждения подростков группы "девианты" и группы "норма" происходит совершенно разными способами. Если подростки-"девианты" стараются самоутвердиться в школе за счёт своей физической силы и агрессивного поведения по отношению к одноклассникам, негативной критики в адрес учителей и администрации школы, демонстрации различных зависимостей (никотиновой, алкогольной, наркотической и др.), то подростки группы "норма" стараются самоутвердиться за счёт лучшей успеваемости, общественно-полезной деятельности, уважительного отношения к учителям и одноклассникам. В силу этих результатов механизмы экономико-психологической адаптации имеют разную силу и направленность своих качественных характеристик. Убеждение, внушение, подражание, заражение, индивидуализация, интеграция и другие индивидуально-психологические и групповые явления несут в себе разную содержательную нагрузку, предопределяют различные формы позитивной и негативной адаптации. Данный процесс самоутверждения личности подростка обуславливает формирование Я-концепции, которая на уровне исследуемых групп имеет качественные различия, поскольку "Я-реальное" и "Я-идеальное" у подростков-"девиантов" и подростков группы "норма" значительно отличаются друг от друга. Таким образом, исходя из сравнительного анализа поведенческих и индивидуально-психологических характеристик подростков-"девиантов" и подростков группы "норма" можно сделать вывод о том, что учёт и использование различных механизмов экономической социализации учащихся будет способствовать развитию их деловых и личностных качеств, необходимых для работы в условиях рынка и рыночной конкуренции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|