Отношение граждан к природе и экологическим проблемам
Ефимова О.Н. (Чебоксары)
В условиях современной экологической ситуации все человечество в целом столкнулось с необходимостью пересмотреть свое отношение к природе. Традиционные отношения, имевшие место в былые эпохи человеческой истории характеризовались тем, что воздействие человека на природу не приводили к отрицательным воздействиям в столь ощутимых масштабах. Сегодня практически для всех становиться очевидным, что корень всех проблем, кроиться в сознании современного человека, т.е. в системе существующих приоритетов ценностей, доминирующих взглядах и соответственно поведении. Все это определяет образ жизни современного человека и соответственно вытекающие из него проблемы экологии. Выбирая профессию, связанную с промышленным производством человек включенный в систему с общественных отношений, оказывается, не способным противостоять существующим социальным установкам, становясь частью того разрушительного механизма безразлично уничтожающего природу. В ходе нашего исследования проводился анализ противоречий отношения различных категорий граждан к экологической ситуации и к природе в целом. В ходе данного исследования была разработана анкета. Анализ полученных результатов позволил выявить противоречивые тенденции относительно восприятия гражданами современной экологической ситуации. Было опрошено 225 руководителей и работников различных промышленных предприятий Чувашской Республики. Среди них 75 руководителей различного уровня и 150 рабочих. Из них женщин- 74, мужчин - 131. Возрастной состав выборки: 37% рабочих составляют люди до 35 лет; 71 % всех руководителей это респонденты старше 35 лет.
Анализ результатов анкетирования показал, что независимо от возраста, профессии и занимаемой должности 72% респондетов согласились «что природа уже не та»; 8,2% процента считают, что «все изменения легко принять», и лишь 2 % орошенных испытуемых считают, что «в природе ни чего не изменилось». Для многих опрашиваемых уже становиться практически очевидным, что экологическая ситуация в регионе оставляет желать лучшего; так 71% респондентов оценили экологическую ситуацию в регионе как «удовлетворительную»; 7% «плохая» и 9 % как «очень плохая». Однако одновременно с этими были получены следующие результаты: реально интерес к экологической ситуации в регионе проявляло только 18% всех опрошенных респондентов; 55 % респондентов этот вопрос занимает, но специально они этим не интересовались; 19 % никогда специально не интересовались этой информацией. Соответственно на вопрос, об общей осведомленности экологической ситуацией в регионе: 18,8 % ответили, что «совершенно не осведомлены»; 4,5 % считают, что они «хорошо осведомлены»; 25,8% «средне осведомлены»; 49,7 % «не очень осведомлены». Несмотря на то, что экологические проблемы многие респонденты рассматривают как реально значимые и объективно существующие, в рейтинге всех проблем с которым необходимо справиться человечеству проблемы экологии занимают последнее место. Ответственность за решение экологических проблем руководители промышленных предприятий возлагают, чаще всего на: правительство 62,7 %; выше стоящее руководство 21,4 %; на себя 15,8 %. Деятельность предприятия, на котором работают респонденты, по мнению 40,8 % респондентов: «существенно ухудшает» экологическую ситуацию; «не оказывает влияния» утверждает 20,1%; и 23,2 % считают, что «влияние других предприятий более существенно»; остальные 16 % не ответили на данный вопрос указав альтернативу «затрудняюсь ответить». На вопрос: «Обладаете ли вы достаточными знаниями, для того чтобы принимать экологически грамотные решения?»; 23,3 % респондентов затруднились ответить; 20,9 % считают что «да располагают»; 31,9 % «скорее нет, чем да»; и 23,8 % честно ответили «нет, не располагают».
Таким образом, объективная реальность отношения к существующим экологическим проблемам сегодня характеризуется следующими тенденциями: 1.Большинство респондентов, не располагает социальной инициативой, способной решать проблемы окружающей среды. Особенно молодое поколение, мало, интересуется экологическими проблемами. 2. Экологические проблемы осознаются как объективно существующие, но не переживаются респондентами как реальная угроза для их жизнедеятельности. 3.Психология современного человека абстрагируется от экологических проблем. Готовность лично участвовать, в улучшении экосистемы, у многих респондентов слабо выражено. Отношение, к экологическим проблемам пассивно отстраненное выражающееся в общей неподготовленности людей к активной гражданской деятельности. 4. Экологические проблемы восприниматься не как жизненная трудность, или реальное противоречие между потребностями и возможностями, а скорее как научно опосредованное восприятием понятие. 5. Безразличное отношение к экологическим проблемам выступает как результат бессознательной защиты от осознания глобального характера в силу отсутствия необходимого личностного ресурса для их решения. 6. Интересы большинства людей сосредоточены в области ограниченного времени, сконцентрированы вокруг настоящего и не ориентированы на сохранение природных возможностей будущим поколениям. 7. Ответственность за решение экологических проблем в большинстве случаев с себя снимается. Такое отношение к экологическим проблемам, определяют объективную необходимость духовно - нравственной коррекции культуры нашего общества. Формирования новой системы ценностных ориентации, экологических ценностей и представлений, направленных на совершенствование и гармонизацию взаимоотношений человека с природой. Сегодня необходимо формировать основы особого образа жизни и мышления, направленные на поиск компромиссных решений между развитием технического прогресса и сохранением максимального разнообразия окружающей среды.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ ОБЩЕСТВЕННО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Ефремов Р.А. (Иваново)
Поступательное развитие производственно-экономической сферы Российского общества, отмечаемое в последние годы происходит более быстрыми темпами, нежели стабилизация и развитие социально-психологических, социально-общественных процессов, к которым мы относим подготовку молодежи к трудовой деятельности. В целом это ожидаемая объективная ситуация, поскольку радикальные трансформации индивидуальной и общественной психологии происходят медленнее, чем появляются первые заметные успехи промышленности. Тем более эти результаты на данный период еще не имеют масштабного отражения в качестве жизни на уровнях личности, социальных групп и общества в целом. Поэтому хотя бы по этой причине они не создают необходимых механизмов современной, новой нормативной регуляции, т.е. влияния формирующихся социальных норм на поведение. Напротив как отсутствие общественно значимых норм, так и их субкультурные «заменители» играют весьма деструктивную роль. Все эти аспекты выявляются, в частности, при анализе такого интегративного понятия, как качество жизни (Кулайкин В.И., 2006; Кулайкин В.И., Зараковский Г.М., 2005). Об этом возможно говорить, поскольку другим весьма перспективным для целей аналогического анализа интегративным показателем становится «качество трудовой жизни» (КТЖ), исследованием которого активно занимаются во многих промышленных странах Запада и начинают актуализировать эту тему у нас в стране (Рябов В.Б., 2006). Причем естественно, что результаты профориентации в школе закладывают основы профессиональной социализации и соответственно КТЖ. Таким образом, если с позиций психологического содействия рассматривать параметры выше названных интегративных показателей в качестве целевых функций, можно обнаружить целый ряд практикоориентированных задач для деятельности социальных психологов. Безусловно, качество трудовой жизни становится частью качества жизни в целом. А в тех случаях, когда мы начинаем обсуждать вопросы создания условий для повышения качества, а по сути пути общественного регулирования его параметров через применяемые т.н. социальные технологии, мы неминуемо выходим на необходимость поиска и формирования индивидуальных психологических новообразований, которые, по крайней мере, будут обязаны повышать успешность социальной адаптации.
Это весьма актуально для школьного периода жизни при разработке технологий подготовки учащихся к профессиональной трудовой деятельности. Несмотря на значительный имеющийся в отечественной психологии и педагогике опыт проведения профориентационной работы его традиционные положения требуют нового переосмысления с учетом складывающихся реалий в сфере профессиональной деятельности граждан. Именно с этих позиций и принципов, на наш взгляд, многие авторы активно ведут исследования изменений ценностных ориентаций школьников под влиянием современных социальных и психологических факторов развития (Дементьева И.Ф.,2004; Семенов В.Е.,2004); связь между ценностными ориентациями и успешностью экономической социализации (Хащенко В.А.,2005; Яковлева А.Н.,2004). Особенно перспективным может рассматриваться роль школьного экономического образования в формировании личности, успешно адаптирующейся в профессиональной деятельности (Видинеева О.В.,2003). Т.В.Дробышева (2006) рассматривает раннее экономическое образование (младшие школьники) как условие позитивной динамики ценностных ориентаций личности. Становятся оправданным вопросы о том, что же нового должно появиться в профориентационной работе, как должно делиться учебное время школьника между профориентацией и профпросвещением? И самое главное как оптимизировать подготовку школьника к выходу в мир профессий, если ежегодно происходит обновление около 500 видов трудовой деятельности и отмечается неуклонное нарастание числа совершенно новых ранее неизвестных профессий. Опыт нашего участия в профориентационной деятельности, участия в реальных производственных процессах приводит к выводу о том, что на этапе школьного образования должны действовать профориентационные технологии, повышающие психологическую и компетентностную готовность старших школьников к признанию типологии организационных ролей и одной из них как своей, а также к признанию непрерывности процесса своего профессионального обучения, включая случаи смены профессии в течение трудовой жизни. При этом выбор будущей профессии с учетом личностных интересов и способностей остается, но не в качестве доминирующего подхода.
Литература: 1.В.И.Кулайкин Социально-психологические параметры качества жизни в разных социальных группа. Дисс… канд. психол. наук. Кострома, 2006,158с. 2. Кулайкин В.И., Зараковский Г.М. Доктрина государственного регулирования качества жизни населения России как концептуальная основа реализации новой стратегической цели социально-экономического развития страны.//Поволжский вестник качества. № 1.-М.,2005.-с.10-17 3. Рябов В.Б. Качество трудовой жизни в структуре качества жизни.//Материалы итоговой научной конф. ИП РАН (1-2 февраля 2006г.).-Изд-во «Институт психологии РАН», М.,2006,с.189-200 4.Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.:Генезис,2004. 232 с. 5.Семенов В.Е. Проблемы социализации современной молодежи//Социальный психолог.2004.Вып.1.с.60-62 6.Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности//Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», М.,2005.Т.2.с.513-556 7.Яковлева А.Н. Социализация студентов и школьников. СПб: Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства,2001.98с. 8.Видинеева О.В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте. Автореф. дисс…канд. психол.наук. Курск,2003.22с. 9.Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях раннего экономического образования.//Материалы итоговой научной конференции института психологии РАН (1-2 февраля 2006г.).-Изд-во «Институт психологии РАН», М.,2006,с.71-82
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|