Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические предпосылки вступления в новые религиозные организации




Зозуля А. (Челябинск)

 

Вопрос причинных факторов вовлечения в активность новых религиозных организаций (НРО) наряду с вопросами исходных уточнения понятий и объяснительных моделей НРО, применяемых механизмов и техник воздействия на личность последователей, трансформаций личности адептов НРО, а также вопросом информирования об особенностях деятельности НРО является наиболее обсуждаемым в исследованиях современных авторов. В данной статье будут рассмотрены основные существующие на сегодняшний день представления исследователей относительно социально-психологических предпосылок вступления в НРО.

Социологические опросы, проводимые в России, показывают, что на протяжении почти двадцати последних лет количество взрослых россиян, относящих себя к верующим, возросло почти в два раза и на сегодняшний день эта цифра составляет около 60%. Доля неверующих и нейтрально относящихся к религии в среднем составляет двадцать процентов (А.А. Возьмитель, 2007). В середине 90-ых годов ХХ века около 88% опрошенных отметили необходимость религии для общества (А.А. Скородумов, 1995). По данным опроса В.Е. Семенова (2007) современная молодежь считает религиозную веру одной из главных жизненных ценностей (наряду с такими ценностями, как семья, друзья, здоровье, интересная работа, деньги, справедливость). Таким образом, общество подтверждает значимость для него вопросов религиозного выбора.

В психологическом изучении активности НРО сложились две традиции: в соответствии с одной из них НРО рассматриваются как обычные социальные группы, другая традиция ориентируется на исследование деструктивных проявлений в НРО. Согласно предложенной М. Лангоуни модели только часть НРО может рассматриваться как деструктивные культы. С. Хассен также указывает на то, что опасными с точки зрения деструкции из религиозных организаций могут быть некоторые НРО (в качестве примеров автор указывает: Церковь Унификации, Церковь Сайентологии, Международное Общество Сознания Кришны, Трансцендентальная Медитация, Свидетели Иеговы и т.д.) и пасторские церкви. В контексте этой статьи наибольший интерес представляет именно эта часть НРО.

Определение личного отношения какой-либо системе религиозных верований и практик принадлежит сфере свободного выбора. При этом предполагается, что человек принимает решение осознанно, т.е. на основе адекватных представлений о предмете выбора и возможных альтернативах, а также готов нести ответственность за это принятое решение. И, в сущности, интересы психологии в этом случае сводятся к выяснению того, что побуждает человека поступать именно таким образом, чем он руководствуется, что могло бы послужить препятствием в осуществлении такого выбора.

Свобода выбора не является абсолютной. Общепризнанным ограничением свободы выбора считается возможность нанесения вреда самой личности и окружающим. В этом случае в определенной степени присутствует понимание: общество договорилось “так не должно и не может быть”, соответственно, такое разграничение свободы-несвободы для общества и человека естественно и непреложно, в противном случае разрушается сама основа общества. Такое ограничение касается прежде всего физического аспекта жизни человека. Например, с тех пор как для европейской цивилизации стала неприемлема мысль человеческих жертв при отправлении религиозных обрядов, личный выбор в пользу таких культов для представителя такой цивилизации и в рамках этой цивилизации невозможен. Соответственно и религиозные культы, а также антирелигиозные (например, сатанистские), по определению не могут практиковать человеческие жертвы. Ценность человеческой жизнь признается не только в ее физическом аспекте, но и экономическом, социальном, духовном, психологическом и пр. Человеку необходимо быть материально обеспеченным, думать и действовать в обществе себе подобных (в широком смысле – людей, не обязательно исключительно близких по духу), иметь возможность духовного роста, а также стремиться к психологическому комфорту и достигать его. Однако определение критериев, например, психологического благополучия затруднено, прежде всего, в силу того, что для каждого человека такое благополучие индивидуально. В соответствии с обобщенными представлениями психологически благополучная личность способна быть самостоятельной, настойчивой в постановке и достижении целей, успешной в преодолении препятствий.

Согласно представлениям исследователей в области деструктивного влияния, сама возможность выбора проблематична в условиях, когда реальные цели (а стало быть, и средства) религиозной группы не озвучиваются или скрываются. Так, ярые антикоммунисты становились отчаянными мунистами, фактически не осознавая, что на самом деле являются не членами некоей политической организации молодежи, а адептами Церкви Объединения, возглавляемой С.М. Муном. Те из последователей мунизма, которые изначально вступали в ряды Объединения Мирового Христианства (полное официальное название – Ассоциация Святого Духа для Объединения Мирового Христианства), до последнего момента не знали, что обязаны быть верными Муну как Мессии и отчизне Корее.

Е.Н. Волков пишет: “Психика любого человека, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, плохо понимает, не осознает достаточно отчетливо, что именно с ним происходит в конкретной жизненной ситуации, чрезвычайно уязвима для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации … Если учесть реальный уровень психологической грамотности, защищенности и “вооруженности” населения России методами психологического сопротивления манипулированию, то … жертвой манипуляторов и их организаций может стать любой человек” [3].

Большинство исследователей признает, что обращение к НРО в той или иной степени обуславливается особенностями, присущими личности потенциального прозелита, а также его актуальным состоянием на момент вступления.

Так, Дж. Росс и М. Лангоуни, говоря об условиях, определяющих уязвимость личности относительно вступления в НРО, выделяют четыре группы факторов. К таким обуславливающим факторам относятся следующие:

1) Фактор этапа личностного развития: многие подростки и юноши относительно свободны от серьёзной ответственности и обязательств, подобных наличию семьи или работы с полным рабочим днём. Недостаток опыта часто сопровождается идеалистичностью и доверчивостью в отношении предлагаемых НРО простых решений важных проблем (в том числе самоопределения).

2) Ситуационные факторы: отъезд в колледж, смерть близкого, слабость из-за возраста или болезни, развод, безработица, переезд.

3) Факторы личной биографии: молодые люди, выросшие в бедной округе, зачастую оказываются готовыми к уловкам вербовщиков: цинизм, подозрение и острые инстинкты выживания делают их менее уязвимыми для культов, чем их ровесников со средним и более высоким доходом. Говоря о религиозном происхождении, авторы подчёркивают, что оно может повлиять на тип культа, но вовсе не повышает иммунитет против религиозных организаций нового типа. Степень близости, частота и качество общения, демократичность или авторитаризм членов семьи по-разному влияет на уязвимость в отношении культов. Но в целом среди участников встречаются выходцы как из благополучных семей, так и неблагополучных.

4) Факторы психологической предрасположенности: психические расстройства, застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, наивный идеализм, разочарование в культуре, восприимчивость или тяготение к состояниям типа транса, неразборчивое стремление к духовному смыслу.

Х Ремшмидт [7], говоря о «юношеских религиях», рассматривает участие в них как общее стремление молодых людей к формированию групп различных субкультур, как протест против господствующей культуры. При этом автор указывает на присущее некоторым юношам парадоксальное стремление к достижению независимости тотальным подчинением лидеру культа. Подобное стремление среди молодежи отмечает и Дж. Кларк. Однако, характеризуя “юношеские религии”, Х. Ремшмидт указывает на комплекс внутренних и внешних факторов. Он характеризует НРО следующим образом: «Они предлагают упрощённую перспективу на будущее; они позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения; коллективные действия ослабляют ограничения и ощущения личной вины; возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями; подчинение лидеру, играющему роль «старшего брата» лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями». [26.171.]

По данным специалистов американской организации “Сеть осведомления о культах” в жизни каждого человека бывают ситуации риска - наибольшей подверженности воздействию по вовлечению: так называемые переходные периоды – окончание учебного заведения, первый год вне семьи, смена места жительства; внезапная болезнь, смерть близкого или несчастный случай; каникулы или отпуск; смена образа жизни (Скородумов,1995).

Е.Н. Волков [2] говорит о том, что членство в НРО является результатом совместного влияния двух сил – применяемой культами стратегии вербовки, и «личной уязвимостью потенциального новичка. К факторам внутренних влияний он относит переживание людьми непривычного, неустойчивого или неприятного социального и психологического положения: в местах отдыха: отпуск, путешествие, места развлечений; при окончании или поступлении в учебные заведения; переходные периоды развития: кризис самоопределения подростков; в ситуациях стресса и психологической травмы: болезнь, смерть близких, развод, помимо того, мигранты, беженцы и безработные. К особой группе риска Е.Н. Волков относит людей пребывающих в состоянии перманентного интенсивного духовного поиска, а так же творческих натур с художественным складом мышления. Этот тип людей получил в западной литературе название ‘истинно верующие’ - ‘true believers’.

И. Митрофанова выделяет четыре категории людей, вступающих в деструктивные культы (при этом автор не исключает роли фактора целенаправленной работы культов по вовлечению и удержанию). К первой категории И. Митрофанова относит коллективистов, людей, активность которых направлена вовне. Они могут действовать и самореализовываться только в рамках группы. Как правило, это экстраверты. Ко второй категории относятся оппозиционеры. Речь идет, прежде всего, о молодых людях, в период кризиса детско-родительских отношений, попыток самоопределения и путей самореализации (эмансипация подростков и юношей), а так же диссиденты, выступающие против сложившегося порядка. Категория искателей представлена группой людей, ищущих смысл жизни. Для них не имеют значение ни особенности организации культа, ни специфика вероучения. Их может увлечь любой культ в любой период жизни. Их выбор не подлежит рационализации. Они не становятся постоянными участниками культа, но они всегда предельно активны и фанатичны. К четвёртой категории относятся люди, вступление которых является результатом стремления отождествиться с лидером культа. [6.43-45.]

Д.М. Угринович пишет о присущей в определённые периоды жизни каждому человеку подверженности различного рода психологическому влиянию. Автор выделяет два типа верующих: интро- и экстравертированных. Для людей первого типа религия является средством ухода от окружающей действительности, бегства в мир иллюзий и фантазий. Крайними проявлениями этого типа является мистицизм, созерцание, затворничество, аскетизм. Ко второму типу относятся люди, для которых характерно отношение к религиозной практике, как к способу выражению своего «Я». Д.М. Угринович подчёркивает внешнюю направленность верований этих людей: «Человек верит в то, что соответствует его идеалам, принимаемой им системе ценностей, что приносит ему субъективное моральное удовлетворение. При этом сама вера играет определённую роль в формировании его идеалов и ценностных ориентаций». [10.115.]

Д.М. Угринович также указывает на то, что среди членов сект оказываются и психически больные люди; более того экстатические религиозные практики могут вызывать различные нарушения психики. Однако, по мнению автора, речь не идёт о всеобщем правиле и утверждения об изначальных патологических отклонениях психики безосновательны. [10.165.]

М. Сингер и К. Джиамбалво признают влияние внешних и внутренних факторов, однако, акцентируют внимание на агрессивности применяемых культами программ реформирования мышления.

В целом вступление в НРО представляет сложный и противоречивый и вместе с тем длительный процесс взаимодействия личности потенциального новичка и группы вербовщиков. Разовое посещение семинара вовсе не означает вступление в ряды адептов. Вряд ли можно назвать последователем человека, от случая к случаю посещающего религиозные сессии, но не принимающего никакого участия в жизни группы. В структурной иерархии НРО это – периферийный пояс, который является источником пополнения рядов адептов. Соответственно вступление в НРО предполагает обращение к какой-либо из таких организаций, заинтересованность тем, что она предлагает, а также приобщение и причастность к практикам и верованиям культа. Большинство исследователей считает, что как на этапе обращения, так и на этапе приверженности человек может добровольно покинуть культ.

С. Дуброу-Айхель [5], вслед за Райтом, указывает четыре причины, по которым адепты НРО могут выходить из культов:

- прорыв изоляции культиста от внешнего мира;

- культист оказывается вовлеченным в двойственные отношения, нарушая контекст сообщества;

- осознание недостатка успешности в достижении утверждаемой культом цели трансформации мира;

- несовместимость между идеалами культа и его действиями.

По данным исследований Райта (1984) 67% добровольно покинувших культ, оценивая свой опыт культизма, отмечали, что стали ‘более мудрыми’; 9% сообщали о себе как об ‘одураченных/с промытыми мозгами’ и 7% - чувствовали себя ‘раздраженными’ [5]. Бекфорда (1985)установил, что около 75% новичков Церкви унификации в Великобритании на протяжении одного года добровольно оставляют культ. Этот феномен получил название “синдром «вращающейся двери»” [5].

Е.Н. Волков отмечает: “Тот факт, что большинство людей относительно быстро покидает ряды культов, свидетельствует прежде всего о том, что эти «дезертиры» пока могут находить поддержку своего противостояния культам в «основном обществе» и его здоровых группах, а не о том, что они лично обладают такими сильными чертами характера”. [4. 31]

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что факторами обуславливающими вступление в культ являются как целенаправленная деятельность НРО по вовлечению, а так же влияние внешних (социальная ситуация и ближайшее окружение) и внутренних (личностные особенности) сил.

Литература:

 

1. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социологическое исследование, 2007. №2. С. 110-117

2. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах// http://www.people.nnov.ru

3. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания// http://www.people.nnov.ru

4. Волков Е.Н. Психоэкология и организованность добра // Освобождение от психологического насилия / С. Хассен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 24-34

5. Дуброу-Айхель С. Дискуссия о культовом обращении: принудительное обращение или свободный выбор/ Депрограммирование: Исследование одного случая/ Перевод с англ. Е.Н. Волкова и И.Н. Волковой, неопубликованная рукопись/ http://www.people.nnov.ru/ volkov/descult.../Dubrow-Eichel_Deprogramming_сh 2.htm

6. Митрофанова И. Деструктивные психотехники: Технологии изменения сознания в деструктивных культах – СПб.: Экслибрис, 2002. – 224 с.

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. -320 с.

8. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологическое исследование, 2007. №3. С. 37-43

9. Скородумов А.А. Сектантство как социальное явление: Учеб.пособие в 2-х частях. ч.1: История и современность. - СПб: СПВУРЭ ПВО 1995. 76 с. ч.П: Философско-психологический анализ. - СПб.: СПВУРЭ ПВО, 1995. 84 с.

10. Угринович Д.М. Психология религии.- М.: Политиздат, 1986 - 352 с.

11. Хассен С. Освобождение от психологического насилия/ Перевод с англ. Е.Н. Волкова, И.Н. Волковой – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 400 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...